Воздушная перспектива как рисовать
Воздушная перспектива в пейзаже 6 класс
На вопрос, — «что такое воздушная перспектива в пейзаже 6 класс?», ответить придется не только ученику, но и учителю, решившему рассказать шестиклассникам о важной части изобразительного искусства. Именно поэтому сегодняшняя статья разделена на две части. Первая — посвящается правильной подачи презентации и объяснению аудитории важности новой темы. Другая — направлена на понимание воздушной перспективы, её изображению и смыслу.
Итак, давайте разбираться, зачем нужна воздушная перспектива в пейзаже ученикам 6 класса, и как учителю лучше донести эту информацию до своих подопечных.
Первая часть — информация для учителя
Один из первых уроков в 6 классе, проведенных на тему «Правила линейной и воздушной перспективы», должен рассказать ученикам о значении пространства и глубине картины в изобразительном искусстве. Учитель должен заинтересовать, продемонстрировав на примере простого рисунка и репродукции картины известного автора, насколько важны эти законы в каждом пейзаже. При этом абсолютно не важно, посвящен он красоте дикой природы, городского парка, любимой дачи, берегу реки или улицам населенного города. Самое главное — это привлечь внимание ребенка, привить ему любовь к родным краям, красоте природе и её значению для всех живущих на земле.
План презентации:
вступительная часть;
основные термины;
визуальная демонстрация и изучение нового материала;
самостоятельная работа;
проверка задания;
домашнее задание.
План для второго урока:
закрепление изученной темы;
проверка домашнего задания.
Вторая часть — воздушная перспектива в пейзаже 6 класс для учеников
Чтобы понять смысл воздушной перспективы, надо посмотреть хотя бы на несколько примеров созданных в этой технике. На фото подборке ниже как раз изображены репродукции картин, которые показывают разницу ближнего плана и заднего. Смысл заключается в том, что предметы расставленные ближе выглядят более четко, чем дальние. Игра света, удаление и ясность очертаний — по-другому и не скажешь! Углубляться в физику особого смысла нет, достаточно понять визуально, как должна выглядеть картина.
Как правильно рисовать пейзаж
Если вас волнует вопрос как наполнить свой пейзаж глубиной, пространством, воздухом и объемом — вам будет очень интересен материал этой статьи.
Этот урок посвящен очень важным вещам, которые каждому начинающему художнику нужно знать и обязательно использовать во время написания пейзажа. Если пишете маслом, акварелью, пастелью, гуашью, акрилом или карандашами — эти правила обязательно пригодятся и будут полезны.
Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж не используя правил воздушной или линейной перспективы.
Воздушная перспектива
Воздушная перспектива обязательно присутствует в любом пейзаже. Что же являет собой воздушная перспектива? Если говорить просто и буквально, то правила воздушной перспективы говорят о том что:
Чем дальше какой-либо объект или предмет находится от наблюдателя, тем менее четко его видно. Следовательно, чем дальше от нас находится предмет, тем менее четко мы его изображаем.
Передний и задний план
На переднем плане можно вырисовывать все в деталях (кирпичи домов, узоры, текстуру дерева, цветы, неровности стволов деревьев, конструкции автомобилей….), используя насыщенные краски. Чем дальше вы уходите «вглубь» леса или города, тем мене четко изображайте или упускайте детали, используйте менее яркие краски, добавляйте легкую дымку.
Если в пейзаже держать все в 100% фокусе, зритель запутается и у него возникнет закономерный вопрос: «Что же в этой картине главное?». Человеческому глазу не свойственно одинаково четко видеть цветок вблизи и тот, что находится в от него в 20 шагах.
Воздушная перспектива делает работу более объемной, просторной, воздушной.
Цвет в воздушной перспективе
Второе правило воздушной перспективы раскрывает суть, почему же этот вид перспективы назвали «воздушной перспективой»?
Все на нашей планете окутано воздухом. Соответственно, чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха на него налагается. Предмет, который находится вдали, для наблюдателя приобретает цвет воздушного пространства в котором он находится.
Примеры работ в воздушной перспективе
Чем более сумрачно небо, тем больше его цвет и свет будет передаваться всему окружающему. Если вы рисуете туманное утро, дождевой или снежный пейзаж, тем больше дымки и невыразительности должно быть вдали. Смело «замыливайте» все что находится далеко от наблюдателя.
В дневном свете, схематически воздушную перспективу можно показать так:
Схематическое изображение воздушной перспективы в дневном освещении. Это просто линии, но выглядят как пейзаж.
Правило воздушной перспективы: коричневый вдали становиться зеленым, зеленый отдаляясь теряет интенсивность и превращается синий или голубой.
Линейная перспектива
Линейна перспектива в сочетании с воздушной поможет создать еще более реалистичный пейзаж, правильную, легко и хорошо воспринимающуюся картинку.
Основное правило линейной перспективы: все параллельные лини в пейзаже сходятся в одной точке.
Схемы линейной перспективы
Когда рисуете ряд одинаковых деревьев, фонарей, столбцов, домов в линейной перспективе, все они визуально будут уменьшаться, уходя вдаль, в перспективу, и расстояние между этими объектами также будет сокращаться.
В качестве примера «Дождевая аллея» в стиле Афремова:
Шесть законов воздушной перспективы или как грамотно изобразить пространство на рисунке.
by Artfonica · December 3, 2013
Всем известно, что нас окружает воздух — прозрачная среда, которая меняется с увеличением расстояния, влажности, частиц пыли, давления и других факторов. Когда воздух обволакивает предмет, он в какой-то степени меняет его внешний вид и цвет. Все это нужно учитывать при занятиях рисованием, иначе то, что вы пытаетесь передать, будет неверным, неточным. Поэтому при рисовании пейзажа, например, нужно обязательно знать и принимать по внимание законы воздушной перспективы. Что же такое воздушная перспектива? Это изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. А теперь поговорим непосредственно о законах воздушной перспективы.
Первый закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали, раскрывая индивидуальные особенности. Предметы дальнего плана изображают лишь схематически, не прорисовывая их части, а изображая только плоскую массу через контур, светлоту или цвет.
Второй закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные — неопределенно. Чтобы грамотно передать пространство на рисунке нужно контуры ближних предметов делать резче, а удаленных мягче. И действительно, хоть воздух и прозрачен, его движение поднимает вверх мелкие частицы пыли, дыма, мельчайших капелек воды и рассеивает их. Эти частицы мутят воздух, делают его менее прозрачным. Дальние предметы обволакиваются замутненным воздухом и теряют четкость границ и контуров, а также мелкие детали. Еще более неопределенны и мягки контуры предметов в туманную или пасмурную погоду.
Такая загрязненность или замутненность воздуха не только размывает границы удаленных предметов, но и изменяет светлоту их поверхностей. Если сравнить освещенные солнцем предметы первого и дальнего планов, то можно заметить как велика разница в их яркости. Светлота дальних предметов словно меркнет, темнеет из-за мутной толщи воздуха. Темные же части на большом расстоянии наоборот светлеют, так как свет отражается во все стороны от замутняющих его частиц. И образуется такая светлая завеса, которая и делает темные предметы светлее. Эти явления дают третий закон воздушной перспективы: на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные — светлее ближних. Для того, чтобы грамотно передать пространство на рисунке, удаленные светлые предметы нужно слегка притенять, а темные нужно осветлять.
Четвертый закон воздушной перспективы: все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать объемно, а дальние — плоско. Чтобы изобразить близлежащие предметы объемно, нужно заставить сверкать все детали, обращенные к солнцу и показать густые темные тени на гранях, углубленных или повернутых в сторону, противоположную солнцу. На большом расстоянии эта контрастность между светом и тенью исчезает, освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененным.
Пятый закон воздушной перспективы: все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый. Для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные — бледными. Действительно, как бы чист и прозрачен ни был воздух, он всегда в своем составе имеем мутные частицы. Луч света, проходя через слои воздуха и встречаясь с непрозрачными частицами, в некоторой степени отражается и рассеивается, создавая световую завесу. Если количество непрозрачных частиц в воздухе невелико, то образующаяся дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок. С увеличением толщи воздуха, происходит рассеивание других коротковолновых лучей — синих и голубых. Получается, что по мере удаления от наблюдателя цвет предметов меняется на синий и голубой разной насыщенности.
Шестой закон воздушной перспективы такой: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные одноцветными. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные — одинаковыми. Например, в траве на первом плане мы увидим разные оттенки зеленого цвета — желтоватые в освещенных местах, голубоватые в местах изгиба листочков, сине-зеленые в полутени и коричневые в тени. Для живописания удаленных предметов используется только пара оттенков цвета для обобщенного изображения.
Именно знание законов воздушной перспективы помогает грамотно передать пространство на рисунке. Однако этого не достаточно. Для того, чтобы создавать реалистические изображения и картины, нужно овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм и способами передачи различных состояний природы. Вот об этом мы и поговорим в следующей статье.
Это блог о творчестве, о хитростях и секретах разных художников
Правила воздушной перспективы в пейзаже карандашом
Правила воздушной перспективы в рисунке карандашом
Как показать пространство в рисунке карандашом
Как создать пространство в пейзаже
Как нарисовать туман
Как нарисовать пар
С вами Мила Наумова.
Продолжаем постигать основы карандашного рисунка.
Сегодня поговорим о пространстве в пейзаже.
Как создать пространство в пейзаже, если рисовать карандашом?
К этой же теме относятся вопросы:
Как нарисовать туман или пар карандашом?
В рисовании красками, чтобы отодвинуть дальний план его делают холоднее по цвету. Уводят в сиреневый или голубоватый оттенок, этим создавая иллюзию прослойки воздуха.
В карандашном рисунке у нас нет такой возможности, поэтому мы будем использовать тональность, контрастность и четкость.
Эти правила не секрет для тех, кто учился в художественной школе. Но взрослые начинающие художники часто не знают, как создать пространство или туман в пейзажах нарисованных карандашом.
А это можно сделать используя правила воздушной перспективы.
Чем дальше от нас объект, тем толще прослойка воздуха, поэтому для наблюдателя объект находящийся далеко будет менее четким, менее контрастным и светлее по тону.
Три НЕ секретных ПРАВИЛА воздушной перспективы в карандашном рисунке 😄 ⠀
✍️ 1 НЕ секрет: Чем дальше объект, тем меньше детализируем. На дальнем плане рисуем силуэты без деталей.
✍️ 3 НЕ секрет: Чем дальше объект, тем меньше четкость изображения.
С туманом все тоже самое. Чем плотнее воздух, тем становятся светлее и менее четкие объекты.
Подробнее о создании пространства и тумана в рисунках я объясняю и показываю в видео.
Посмотрите видео о воздушной перспективе:
Шпаргалка по воздушной перспективе, созданию пространства и тумана в карандашных рисунках:
Как быстро научиться рисовать карандашом
А если вы хотите научиться рисовать простым карандашом любые сюжеты, то вам поможет мой «Базовый курс».
После Базового курса Вы сможете различать тона вещей и передавать объемы на бумагу. Ваши рисунки из плоских каляк-маляк превратятся в объемные реалистичные картины.
Вы научите руку слушаться, а не скакать по листу. Послушная рука поведет линию куда вам захочется.
Узнаете как художники эпохи Ренессанса рисовали с натуры. И сможете рисовать таким же способом.
Вы научитесь видеть как художник: Человек без художественного видения чертит предметы на бумаге, как архитекторы чертят здания. Такого человека приведет в ужас скомканный носок, потому что скомканный носок несимметричный, его трудно выстраивать.
Художник с художественным видением легко рисует сложные предметы. Потому что он видит тона, линии и пятна и наносит их на бумагу. Такого художника не напугать скомканным носком 🙂
Ещё в курс включены игры и упражнения для развития глазомера. Вы сможете определять расстояние на глаз и правильно отражать его на бумаге.
Базовый курс поможет рисовать карандашом на уровне художественной школы, даже если вы никогда не рисовали.
Воздушная перспектива в живописи
Зачем современному художнику Высокое Мастерство в живописи
Школа живописи для взрослых «Ogivitel-ART»
Воздушная перспектива в живописи
Основная задача художника заключается в том, чтобы, рисуя на картинной плоскости, придать произведению пространственную убедительность. Много веков назад мастера не знали, как, имея в своем распоряжении всего 2 измерения, передать облик объемных предметов и грамотно визуализировать трехмерное пространство. Их композиции получались плоскими и декоративными, лица людей были неэмоциональны, цвета – неестественными.
В начале XIV века великий флорентийский художник Джотто, ушел от устоявшихся византийских традиций, совершив настоящий прорыв в живописи. Его работы имели правильное композиционное построение, в них присутствовали светотени и прослеживался объем.
Джотто заложил фундамент к стремительному развитию изобразительного искусства, пик которого приходится на эпоху Возрождения. Картины Микеланджело, Тициана, Рафаэля и Леонардо да Винчи поражали своей реалистичностью, их уровень является эталонным по сей день.
Безусловно, каждый из них – это великий талант, но разве не были талантливы художники, которые работали в Средние века? Почему же их произведения далеки от совершенства? Объяснение в своем «Трактате о живописи» дает Леонардо да Винчи, говоря о том, что важное значение в передаче пространства и объема изображаемых предметов, имеет правильное перспективное построение композиции. В этой статье мы поговорим о воздушной перспективе, которая в сочетании с линейной, позволяет художнику запечатлевать предметы такими, какими мы их видим в реальности.
Понятие воздушной перспективы
Воздушная перспектива – это иллюзорные изменения отдельных признаков объектов (предметов), которые проявляются под воздействием воздуха и пространства. Она подразделяется на тональную, световую и цветовую. Тональная показывает изменение тональности объектов по мере их удаления от зрителя. Световая характеризуется потерей контраста, а цветовая демонстрирует трансформацию цвета удаленных предметов. Таким образом, один и тот же объект воспринимается по-разному в зависимости от того, как далеко он находится по отношению к наблюдателю. С точки зрения линейной перспективы он становится меньше, воздушной – расплывчатей и однородней по цвету.
Воздух прозрачен, но его прозрачность непостоянна и зависит от количества в нем влаги и пыли. Обволакивая объект, воздух изменяет его облик. Это означает, что все предметы воспринимаются тем или иным образом в зависимости от состава воздушного слоя. Свою лепту в визуальное восприятие также вносят яркость освещения, время года и суток, погодные явления, свойства поверхности, на которой находится предмет, и особенности зрительного восприятия человека.
О том, как взаимодействует зрение с объектами в пространстве Леонардо да Винчи писал:
«Каждый предмет, находящийся в пространстве, отсылает свое подобие везде, где могут его увидеть, а потом обратно. Созерцаемый предмет воспринимает на себя все подобия объектов, которые ему предстоят. Это означает, что глаз через воздух отправляет свое подобие всем противостоящим ему вещам и получает их на себя, то есть на свою поверхность, откуда они поступают для анализа в мозг».
Другими словами, видимость объекта зависит от его отображения на сетчатке.
По мере накопления опыта человек запоминает закономерности, которые происходят с предметами в пространстве и может выявлять несоответствия между изображением и реальностью. А поскольку задача художника – создать свою реальность и погрузить в нее зрителя, он должен работать в соответствии с законами воздушной перспективы.
6 законов воздушной перспективы
Чем ближе расположен предмет, тем с большими размерами он проецируется на глазную сетчатку наблюдателя. Таким образом, изображение сильнее возбуждает чувствительные к свету клетки, благодаря чему обеспечивается наилучшая его видимость. И наоборот, удаленный объект имеет небольшой угловой размер, поэтому дает меньше информации. Видимость притупляется.
Все вышесказанное нашло отражение в 1-м законе воздушной перспективы:
объекты, находящиеся на переднем плане, воспринимаются наблюдателем в подробностях, а удаленные он видит обобщенно; для правильной передачи пространства в живописи находящиеся вблизи предметы необходимо прорисовывать детально, а отдаленные – обобщенно.
Методика предполагает использование масла, темперы и акварели в одной работе, в зависимости от ситуации, а также лессировок, которые дают столь необходимую для отображения объектов в пространстве глубину и естественность оттенков.
Благодаря тому, что воздух прозрачен, мы можем видеть на большие расстояния. Находясь на горной вершине, особенно после летнего ливня, можно увидеть пространство на десятки километров – как будто, кто-то одернул штору, которая прикрывала разноцветную палитру. Но если в воздухе содержится много пыли и конденсата, он становится менее прозрачным. Отдаленные предметы обволакиваются затуманенным воздушным слоем, теряют четкость контуров и границ.
2-й закон воздушной перспективы формулируется следующим образом: объекты переднего плана воспринимаются глазом отчетливо, а дальние – неопределенно; для правильной передачи пространства в живописи контуры предметов, находящихся вблизи, следует отображать резче, а удаленных – мягче.
Находящиеся в воздухе капли влаги и частички пыли не только смягчают очертания, но и меняют светлоту поверхностей предметов.
Согласно 3-му закону воздушной перспективы светлые предметы дальнего плана кажутся более темными, а темные – более светлыми; для того, чтобы правильно показать пространство в живописи, светлые объекты следует немного притенять, а темные – делать светлее.
Объясняется это тем, что замутненный воздух закрывает светлые предметы, и они кажутся темнее. Что касается темных, то они слегка осветляются из-за попадания на них отраженного от замутненных частиц света.
Традиционная техника не учитывает этот момент, что приводит к нарушениям законов воздушной перспективы и, как следствие, ухудшению качества произведения.
Действие четвертого закона лучше всего демонстрируется на примере хорошо освещенного горного массива. Обращенные к солнцу грани гор переднего плана сверкают, полутемные – мерцают, а, если солнечные лучи лишь слегка касаются поверхности, она становится темной. Образовавшаяся под воздействием солнца светотень здесь контрастна, что делает скалы объемными, материальными и массивными. Горы на дальнем плане освещены точно также, но светотеневая контрастность уже не наблюдается, и хорошо освещенные поверхности напоминают затененные. Удаленные скалы кажутся плоскими, серыми и нематериальными.
4-й закон воздушной перспективы гласит, что: объекты, находящиеся близко от наблюдателя, имеют контрастную светотень и выглядят объемными, а в отдаленных предметах светотень практически не просматривается, и они видятся плоскими; чтобы правильно отобразить глубину пространства в живописи, предметы переднего плана нужно рисовать объемно, а заднего – плоско.
Объем, полученный с помощью традиционных методов, зачастую выглядит искусственным (резкие переходы режут глаз), либо контрастность получается едва уловимой, в связи с чем объекты переднего плана получаются плоскими.
Дальнейшие наблюдения за свойствами воздушной оболочки показали, что находящиеся в ней частицы изменяют цвет удаленных объектов. В зависимости от количества капель и частиц пыли, находящихся в воздухе, дымка, которая обволакивает пространство, может быть более или менее прозрачной, мутной и цветной. Прозрачная дымка окрашивает удаленные предметы в фиолетовый цвет, а по мере уплотнения воздуха проявляются коротковолновые серые и синие лучи.
5-й закон воздушной перспективы формулируется так: под покровом дымки удаленные объекты приобретают ее цвет и становятся фиолетовыми, синеватыми, голубоватыми или белесыми; чтобы правильно передать пространство в живописи, предметы переднего плана следует окрашивать более ярко, а отдаленные делать бледными.
Применение оптических смесей позволяет получать природные цвета при минимальном задействовании красок и небольшом их количестве (по сравнению с современными методами ведения работы). Сочетание имприматуры, лессировки и колеров приводит к возникновению глубоких оттенков, краска применяется только там, где необходимо усилить цветовую насыщенность.
На картинах известных художников можно увидеть, что расположенные близко объекты отличаются разнообразием цветов, а для изображения отдаленных используются всего 2-3 оттенка.
Эта особенность обусловлена нашим восприятием действительности и нашла отражение в 6-м законе воздушной перспективы: объекты переднего плана воспринимаются как многоцветные, дальнего – приближаются к одноцветным; чтобы верно показать пространство в живописи, ближние предметы необходимо изображать большим количеством красок, а дальние – максимально однородными по цвету.
Как технически добиться глубины пространства
Воздушная перспектива — прием, позволяющий художнику создавать иллюзию глубины пространства. Несмотря на то, что это главный критерий, по которому можно отличить хорошую работу от посредственной, в художественных школах понятие воздушной перспективы дается весьма расплывчато.
В этом видео художник рассказывает, что после получения профильного образования все его знания о воздушной перспективе сводились к расфокусировке дальних объектов и размытию их контуров. А как применяется воздушная перспектива на переднем плане до прохождения курса в школе Ogivitel-ART, он вообще не знал. Но именно передний план, где отчетливо видны все детали, в том числе и погрешности, требует детальной проработки каждого сантиметра.