стропы для чего предназначены
Виды грузоподъемных строп
При подъеме и перемещении грузов на строительных и складских площадках, как правило, не обойтись без такого важного элемента такелажа, как стропы.
Стропы — это приспособления для захвата, подъема и перемещения груза, основу которых составляют канаты, тросы или цепи.
Грузоподъемные стропы незаменимы в строительстве и сельском хозяйстве, нефтегазовой и лесной промышленности, железнодорожной отрасли, но, вне зависимости от сферы применения, должны быть сертифицированы и соответствовать государственным стандартам.
При выборе вида строп важно учитывать специфику производства, климатические условия и агрессивность среды.
Виды грузоподъемных строп
Канатные стропы различаются, как по типу используемого материала (стальные, синтетические, пеньковые), так и по количеству ветвей. Канат сплетается из большого числа проволок или волокон одинакового диаметра. При подъеме грузов чаще всего используются стальные стропы, поскольку они обладают высокой прочностью и долговечностью, разрушаются не мгновенно и не боятся динамической нагрузки. Кроме того, стропы канатные отличаются невысокой стоимостью и простотой эксплуатации.
Из недостатков эксплуатации можно выделить их относительную жесткость и, как следствие, опасность повреждения деликатного покрытия груза или его загрязнения (в случае использования смазываемых канатов), а также большой вес стальных канатов и подверженность их коррозии.
Виды стальных канатных стропов по количеству ветвей
Одноветвевой канатный строп Состоит из одной ветви каната. | Двухветвевой канатный строп |
|
Многоветвевые стальные канатные стропа изготавливают из нескольких канатных ветвей, закрепленных на одном звене. Эти стропы полезны при подъеме грузов, которые необходимо зацеплять за несколько точек.
Трехветвевой канатный строп | Четырехветвевой канатный строп («крановый паук») | Шестиветвевой канатный строп с уравнительными блоками |
| | |
Шестиветвевой строп применяется для поднятия железобетонных плит. Способен выдержать вес до 8 тонн.
Универсальный строп канатный тип 1 (петлевой) | Универсальный строп канатный тип 2 (кольцевой) |
| |
Стропа канатная петлевая («чалка») состоит из одного каната с петлями на концах. Чалка хорошо проходит в отверстия и проушины и может использоваться для подъема грузов в качестве универсального канатного стропа. | В случаях, когда необходима обвязка груза петлей, используется строп канатный кольцевой, представляющий собой одну канатную ветвь, замкнутую в круг. |
Цепные стропы представляют собой цепи из прочных стальных звеньев, которые соединяются между собой методом сварки. Цепные стропа имеют множество преимуществ, по сравнению с другими видами строп. Они гибкие, особопрочные, их удобно хранить, они легко складываются, не боятся экстремальных температур и агрессивной рабочей среды, могут использоваться для подъема грузов с острыми кромками, легко ремонтируются, долговечны.
Недостатком является только их большой вес (в сравнении с другими видами строп), дороговизна и невозможность использования для строповки грузов с деликатными поверхностями.
Виды цепных стропов по количеству ветвей
Одноветвевой строп | Двухветвевой строп Состоит из двух цепных ветвей, и потому обладает большей грузоподъемностью, чем одноветвевой. |
| |
Четырехветвевой строп («цепной паук») Применяется для строповки грузов нестандартной формы. | |
| |
Текстильные стропы изготавливают из полиэстеровой ленты, за счет чего они получаются мягкими и не портят груз при его перемещении, а также безопасны для рук стропальщиков. Стропы из текстиля легкие, компактно складываются, их удобно хранить, они не боятся контакта с морской водой, нефтью и большинством кислот, резких перепадов температур, а за счет своей эластичности хорошо выдерживают динамические нагрузки.
Из недостатков стоит выделить опасность острых кромок груза, так как они могут повредить текстильную ленту, а также то, что они могут накапливать статическое электричество при трении с поверхностью груза, а значит их нельзя использовать вблизи открытого огня. Текстильные стропы имеют разный цвет в зависимости от выдерживаемой ими нагрузки.
Виды текстильных стропов
Ленточные стропы так же, как канатные и цепные, могут быть одноветвевыми, многоветвевыми (чалки текстильные), петлевыми и кольцевыми. Петлевые изготавливаются из одной ленты стропа с двумя петлями на концах, кольцевые – из ленты, замкнутой в круг, а одноветвевые и многоветвевые – из одной или нескольких ветвей ленточной стропы соответственно, закрепленных на общем кольце.
Круглопрядные (мягкий спансет)
Мягкий спансет представляет собой параллельно расположенные синтетические нити, собранные в пучок в виде кольца, с защитным чехлом вокруг них из плотного тканого материала. За счет своей конструкции, круглопрядные текстильные стропы обладают хорошей эластичностью и высокой грузоподъемностью, поэтому могут с успехом использоваться при подъеме и транспортировке тяжелых грузов, требующих к себе деликатного обращения.
Маркировка стропов
При покупке любого типа стропов, на бирке должна в обязательном порядке указываться следующая информация:
Все указанные виды стропов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать стропы от производителя вы можете в нашем каталоге.
Строп – это предназначенное для обхвата или крепления предмета, его подъёма и последующего перемещения приспособление, в самом простом варианте исполнения представляющее собой отрезок ленты, троса, каната, цепи с крюком (петлёй) на конце или выполненное в виде кольца. Строп может состоять из одной или нескольких закреплённых на одном звене ветвей, каждая из которых снабжена собственной петлёй или крюком. Классический одноветвевой канат оснащён промежуточным кольцевым звеном с одной стороны и крюком для крепления груза с другой. Технические требования к грузозахватным приспособлениям определяются следующими нормативными документами: РД 11-07-2007, РД-10-33-93, РД 24-СЗК-01-01, ГОСТ 25573-82, ГОСТ 30441-97. Маркировка таких изделий должна соответствовать рекомендациям ГОСТ 2.114-2016.
Применение грузоподъемных стропов
Применение стандартных грузозахватных приспособлений в лесной, нефтегазовой, металлургической, машиностроительной и многих других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, в портах обеспечивает удобство, скорость и безопасность перемещения тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Использование стропов, возможности которых чётко определяются установленными государством нормативами, позволяет быстро подобрать подходящий вариант крепления для строительных конструкций и материалов, леса, оборудования, контейнеров, стального проката, быстро и надёжно закрепить груз на крюке подъёмного крана, равномерно распределив нагрузку между ветвями и обеспечив стабильное положение перемещаемого предмета в пространстве. Грузоподъёмность канатов из нескольких ветвей может составлять более 500 кг.
Принцип работы
Прежде чем приступить к строповке груза, необходимо подготовить и передать стропальщику схему строповки, представляющую собой чертёж, на котором указаны точки и способ захвата или обвязки. Схема строповки обычно учитывает такие типовые правила, как:
Если крепёж может сместиться в процессе транспортировки, для предотвращения скольжения канатов или цепей применяются распорки. Чтобы не повредить ветви стропа при перемещении грузов с острыми краями, под его рёбра устанавливаются специальные подставки, заменить которые можно толстым куском резины или обрезком доски.
Виды стропов
По материалу изготовления грузозахватные приспособления могут быть канатными, текстильными и цепными. По количеству ветвей – одно-, двух-, трёх-, четырёх-, пяти-, шести-, семи- и восьмиветвевыми. Стропы отличаются толщиной канатов или цепей и, как следствие, грузоподъёмностью.
Текстильные
Текстильные грузозахватные приспособления могут быть ленточными и крупнопрядными. Текстильные стропы, так же как канатные и цепные, выпускаются одноветвевыми или многоветвевыми, кольцевыми и петлевыми. Их износоустойчивость определяется разрывной прочностью ленты, из которой они сделаны. В качестве материала для изготовления лент применяется полиэстер, лавсан, полиамид, терилен, капрон, полиэфир, полипропилен. Круглопрядные стропы или мягкий спансет – это замкнутый в кольцо пучок из параллельно проложенных полиэстеровых нитей в чехле из плотной, устойчивой к износу ткани.
Как круглопрядные, так и ленточные грузозахватные приспособления из текстиля при невысокой цене отличаются мягкостью и гибкостью, поэтому хорошо подходят для подъёма и перемещения грузов, нуждающихся в деликатном захвате – пластмассовых труб, оборудования, пиломатериалов, предметов искусства. Минус такого крепежа – его низкая устойчивость к воздействию агрессивных щелочей и кислот.
Канатные
Чаще всего для крепления и перемещения грузов используются недорогие, выносливые и долговечные стальные канатные стропы. Канат изготавливается из множества волокон или проволок одинакового диаметра. Заделка его концов выполняется опрессовкой втулкой или ручной заплёткой. Помимо разновидностей, отличающихся количеством ветвей, выпускают универсальные стропы: петлевой, представляющий собой канат, с двух сторон которого закреплены петли, и кольцевой, применяющийся для крепления петлёй. Канатные грузозахватные приспособления устойчивы к динамическим нагрузкам, С их помощью очень удобно перемещать грузы, оснащённые специальными кольцами, отверстиями и петлями для захвата. Не подходят они для транспортировки грузов с легко травмируемыми, мягкими, боящимися загрязнений покрытиями.
Цепные
Цепные грузозахватывающие приспособления представляют собой одну или несколько закреплённых на одном кольце цепей из сварных стальных звеньев. Они долговечны, устойчивы к высоким температурам и агрессивным средам. Цепные стропы не пружинят, не растягиваются, не боятся предметов с острыми кромками. Длину цепных стропов в случае необходимости можно уменьшить с помощью специальных приспособлений. Единственным минусом этой разновидности крепежа является невозможность использовать его при перемещении легкоповреждаемых грузов.
Маркировка стропов
Чтобы стропальщик мог подобрать стропы с учётом веса, разновидности и объёма перемещаемого груза, на бирке, которая обычно крепится к канату, ленте или цепи, производитель грузозахватного приспособления указывает: номер изделия, из какого материала оно изготовлено, количество ветвей. Так, например, маркировкой 4СЦ будет обозначен цепной строп с четырьмя ветвями. 4СК на бирке означает, что перед вами строп канатный четырёхветвевой. На цепном изделии с одной замкнутой ветвью будет стоять СЦ1ВЗ. На бирке универсального кольцевого стропа вы прочтёте аббревиатуру УСЦ, если он цепной, и УСК, если канатный.
У текстильных стропов также своя маркировка. Строп текстильный кольцевой обозначается аббревиатурой СТК. СТП на бирке означает, что вы купили строп текстильный петлевой. На качественном изделии обязательно будет указываться также грузоподъёмность, класс прочности, длина, название завода-изготовителя и дата заводского тестирования.
Правила работы и техника безопасности при работе
Стропальщиком может стать прошедший медицинское освидетельствование человек, достигший совершеннолетия. Чтобы иметь право обвязывать и перемещать грузы с паре с крановщиком, он должен пройти специальное обучение и получить удостоверение, подтверждающее, что он аттестован комиссией, в составе которой был инспектор Ростехнадзора. Допущенный к работе стропальщик обязан знать особенности работы крана, к крюку которого ему придётся крепить груз, владеть знаковой сигнализацией для обмена сигналами с машинистом крана, соблюдать технику безопасности и выполнять следующие правила:
При использовании грузозахватных приспособлений, конструкция которых состоит из нескольких ветвей, нагрузку необходимо распределять равномерно. Угол между канатами или цепями не должен превышать 90°. По окончании работ стропальщик обязан освободить крюк крана от стропов, собрать грузозахватные приспособления, проверить их целостность, очистить от грязи, смазать и убрать на хранение.
Примеры из каталога
Цепной четырёхветвевой строп восьмого класса прочности грузоподъёмностью от 2,4 до 17 т и длиной от 1 м можно навешивать на крюк подъёмного крана. Используется он для подъёма и транспортировки грузов с нестандартной формой или острыми краями.
Текстильный кольцевой строп из плоской ленты, выполненной из полиэстера, способен выдержать нагрузку от 1 до 6 т. С его помощью удобно транспортировать окрашенные и легкоповреждаемые грузы, чтобы сохранить форму, структуру или для покрытие которых предпочтителен «мягкий» захват.
Стальной канатный двухветвевой строп грузоподъёмностью от 630 кг до 20 т применяется для подъёма и перемещения грузов кранами, в процессе погрузки-разгрузки на складах и промышленных площадках, при выполнении строительно-монтажных работ. Выдерживает резкие динамические нагрузки.
«Строймашсервис» является официальным дилером многих заводов-изготовителей, поэтому мы можем предложить вам по выгодной цене не только большой выбор грузоподъёмных строп, но и практически любое строительное оборудование и материалы. Купленный вами товар мы доставим в любую точку России.
Стропы, их виды, браковка строп канатных, цепных, текстильных
Стропы, нормы браковки, виды канатных, цепных, текстильных строп.
Стропы – это приспособления (стальные тросы, канаты, цепи, ленты), обеспечивающие подъем и перемещение грузов либо обхват объекта и надежное его удержание, гарантирующее сохранение заданного положения в пространстве.
Стропы:
Стропы принадлежат к такелажному оборудованию и подвержены постепенному разрушению. Поэтому для продления срока их эксплуатации нужно равномерно распределять нагрузки и следить за появляющимися дефектами. Они могут иметь различную заделку концов (заплетку, опрессовку и т.д.), отличаться свойствами, устройством. Важно использовать их по назначению для рекомендуемых видов грузов и не превышать допустимые параметры. Качественная продукция всегда соответствует ГОСТ.
Также каждый строп обязан сопровождаться биркой с номером, на которой выбивается следующая информация: кем и когда он изготовлен, дата и место прохождения испытаний, на какой вес рассчитан. Допустимая масса может дублироваться цветовой окраской изделия либо его части. Но эксплуатация без бирок запрещена. Руководствуясь действующими стандартами, сегодня выделяют три основных категории строп. С учетом выбранного для этого материала они могут быть:
Браковка стропов, нормы браковки цепных, канатных, текстильных стропов :
Браковка цепных стропов:
– отсутствует или не читается маркировка на элементах стропа;
– разность длин ветвей стропа, при его свободном провисе более 15 мм;
– при удлинении звена цепи, звеньев навесных и подвесок более 5% от первоначального размера;
– при уменьшении диаметра сечения звеньев цепи и звеньев, навесных вследствие износа более чем на 8%;
– на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки.
Браковка канатных стропов:
– узлы, перекручивание, перегибы и заломы на канатах;
– если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает (для стропов из каната двойной свивки) 3d – 4, 6d – 6, 30d – 16;
– уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более;
– уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;
– уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника;
– обрыв хотя бы одной пряди;
– повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда;
– деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;
– трещины на опрессовочной втулке или изменения его размера более чем на 10% от первоначального;
– на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки;
– при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
– с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
– с крюками, не имеющими предохранительных замков.
Браковка текстильных стропов:
– отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;
– узлы на несущих лентах стропов;
– поперечные порезы или разрывы ленты;
– продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм;
– местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);
– местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент;
– поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза;
– повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;
– выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
– прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
– загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа;
– расслоение нитей лент стропа.
Канатные стропы:
Канатные стропы – самая распространенная категория изделий. Их рабочее тело составляют канаты длиной 1-50 м, сплетаемые в стренги из многочисленных стальных проволочек с одинаковым диаметром. В зависимости от исполнения фиксирующих концевых петель они бывают спрессованными и заплетающимися, а учитывая задействованные ветви – одноветвевыми и многоветвевыми. Обычно один из концов стропа оснащается карабином, другой крюком. В многоветвевых моделях карабины соединяются в стальном кольце. Оптимальное количество веток и варианты захвата грузов подбираются для каждой рабочей ситуации.
– 1CK – изделие с одной канатной веткой, заплетенной или опрессованной алюминиевой втулкой;
– 2CK – модель с двумя канатными ветвями, используемая в складских такелажных работах;
– 3CK (4CK) – узел из трех (четырех) ветвей, эксплуатируемый на стройках и предназначенный для подъема грузов большой массы;
– СКП – аналог 1СК, но с ветвями в форме петель (УСК1);
– CKK – строп-кольцо с крепежом на своей же ветви (УСК2).
Цепные стропы:
Цепные стропы отличаются существенной массой, но возможно ее уменьшить, если использовать высокотехнологичные сплавы. Они безопасны, удобны в использовании, универсальны. У них специальное защитное покрытие и исключительная долговечность за счет возможности замены отдельных звеньев в случаях их растяжения или разрыва. Важен лишь своевременный контроль состояния стропы как визуально, так и с помощью замеров. Хорошие хозяева периодически проверяют шаг между звеньями и их диаметр.
Подобно канатным аналогам, цепные стропы бывают одноветвевыми и многоветвевыми, а также замкнутыми и кольцевыми. Их цена выше остальных категорий строп, но срок эксплуатации практически не ограничен, есть возможность корректировки длины ветвей (от 0.5 до 20 м). Также они легко очищаются и удобно складируются. Изделия имеют такую маркировку:
– 1СЦ – одноветвевые стропы (параметры указываются в паспортах);
– 2СЦ – усиленные двухветвевые изделия для перемещения очень тяжелых грузов;
– 3СЦ (4СЦ) – многоветвевые стропы, применяемые при перемещении нестандартных по форме грузов с максимальной безопасностью;
– УСЦ – универсальная кольцевая модель для экстремальных условий (перемещает трубы и грузы с острыми краями);
– ВЦ и ВЗ – ветви цепные и замкнутые.
Текстильные стропы:
Текстильные стропы – это наиболее современные и бережливые приспособления из прочных полиэстеровых материалов, имеющих ленточное (ширина 30 – 300 мм) или круглое (диаметр 6 – 90 мм) плетение. Они подходят для перемещения грузов любых размеров и веса, в том числе требующих особо бережного обращения: легко деформируемых, хрупких, недавно окрашенных и т.п. Прочная синтетическая ткань способна выдерживать очень большие нагрузки (0.5 – 15 т), но боится острых краев и шероховатых поверхностей. Поэтому стропы часто имеют специальные чехлы, предохраняющие их от истирания. Эти же аксессуары помогают защитить от случайных повреждений груз.
Кроме обязательных бирок у текстильных строп для определения грузоподъемности существует цветовая маркировка. Фиолетовым цветом окрашиваются стропы, выдерживающие до 1 тонны, зеленым – до двух, желтым – до трех. Серый цвет говорит о возможностях изделия поднимать 4 тонны груза, красный – пять, коричневый – шесть. Самые высокие показатели у синих и оранжевых строп. Они рассчитаны на 8 и 10 тонн соответственно.
Комплектующие строп:
Выполняя погрузочные либо строительные работы, стропы используют обычно с дополнительными приспособлениями. Они могут оснащаться:
– крюками – самыми востребованными элементами в погрузочно-разгрузочных работах. Их существует множество форм и модификаций;
– звеньями, используемыми для подвеса и соединяющими отдельные ветви (части ветвей) друг с другом;
– карабинами, выполняющими роль надежных крепежей с фиксацией;
– коушами – железными каплевидными кольцами с желобами, выгнутые края которых обвязываются веревкой;
– грузовыми захватами, позволяющими перемещать сложные и крупногабаритные грузы, наподобие листового металла, рулонной стали, труб, европоддонов, строительных плит и блоков. Это усовершенствованные виды крюков либо скоб, имеющие поворотные упоры, эксцентрики, вилы, зажимы, винты, клещи. Они не относятся к инвентарным изделиям и проектируются под заявленные требования;
Крюки и звенья для строп:
Крюки – надежные сцепляющие элементы, соединяющие груз со стропой. Бывают вилочные (открытые) и чалочные (с замыканием). Самые распространенные из них (SALK) имеют проушину и подпружиненную защелку. В пальце расположен шплинт. У других используется вилочное сопряжение, широкий зев без предохранительного замка, самозакрывающиеся петли, укорачивающая и ограничивающая конструкция. Есть крюки-вертлюги с подшипниками и крюки-чокеры округлой формы. Все разновидности изделий являются частями подъемного механизма, в состав которых входит легированная сталь.
Звенья бывают стропальными и стандартными соединительными по выполняемым функциям, разъемными (в различных исполнениях) и неразъемными по конструкции, а также овоидными, овальными (Ов) и треугольными (Рт) по форме. При их изготовлении применяется круглая сталь, соединяемая контактной сваркой или оплавлением, а производство регламентируется ГОСТ 25573-82.Также встречаются разновидности высокопрочных звеньев из специальных сплавов и винтовые восьмерки с талрепами, регулируемые по длине. Чтобы равномерно распределять нагрузку, иногда вместе со звеньями используются дополнительные кольца.
- стропы для чего используются
- стропы и траверсы что это