православный календарь именины по месяцам для мальчиков

Имена по святцам. В честь какого святого назвать мальчика?

Выбор имени ребенку по церковному календарю

В верующих семьях родители соблюдают благую традицию —выбирают детям имена посвятцам. Святцы, или церковный календарь, — это список святых, почитаемых православной церковью. Считается, что человек, названный именем святого, в чей день памяти он родился, находится под его особой защитой и покровительством.Если вы ждете мальчика и вам близка эта традиция, предлагаем ознакомиться с мужскими именами из церковного календаря более подробно.

православный календарь именины по месяцам для мальчиков. Смотреть фото православный календарь именины по месяцам для мальчиков. Смотреть картинку православный календарь именины по месяцам для мальчиков. Картинка про православный календарь именины по месяцам для мальчиков. Фото православный календарь именины по месяцам для мальчиков

Имена по святцам в январе

1 января: Григорий, Илья, Тимофей, Пров, Трифон, Вонифатий, Евтихий, Полиевкт

2 января: Даниил, Игнатий, Иван, Антоний, Филогоний

3 января: Петр, Михаил, Никита, Сергей, Леонтий, Прокопий, Филарет, Фемистокль

4 января: Дмитрий, Фёдор, Хрисогон, Евод, Евтихиан

5 января: Василий, Павел, Макарий, Иван, Феоктист, Нифонт, Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид, Еварест

6 января: Николай, Иннокентий, Сергей, Прот, Иакинф

8 января: Константин, Николай, Михаил, Леонид, Александр, Василий, Евфимий, Дмитрий, Иосиф, Давид, Исаак, Александр, Леонид, Григорий, Еварест, Никодим

9 января: Стефан, Тихон, Фёдор

10 января: Игнатий, Александр, Пётр, Леонид, Николай, Ефим, Никодим, Аркадий, Никанор, Корнилий, Феоктист, Зинон, Феофил, Дорофей, Гликерий, Мардоний, Мигдоний, Индис, Горгоний

11 января: Иван, Марк, Лаврентий, Феодосий, Фаддей, Василиск, Феофил

12 января: Анисий, Макар, Яков, Иосиф, Давид, Зотик, Тимон, Филарет

13 января: Петр, Михаил, Досифей

14 января: Василий, Иван, Николай, Михаил, Александр, Платон, Трофим, Яков, Вячеслав, Ерема

15 января: Серафим, Василий, Сильвестр, Феоген

16 января: Василий, Гордий, Малахия

17 января: Александр, Николай, Павел, Денис, Артем, Карп, Стефан, Яков, Марк, Лука, Афанасий, Прохор, Филипп, Никанор, Тимофей, Онисим, Филимон, Архип, Кондрат, Аристарх, Трофим, Зосима, Клеопа, Симеон, Варнава, Фаддей, Ананий, Тимон, Пармей, Тит, Епафрас, Сила, Силуан

18 января: Сергей, Иосиф, Михей, Григорий

20 января: Иван, Василий

21 января: Виктор, Михаил, Георгий, Пахом, Григорий, Дмитрий, Владимир, Илья, Исидор, Антоний, Феофил, Паисий

22 января: Филипп, Пётр, Евстратий, Павел

23 января: Макар, Григорий, Феофан, Павел, Антип, Зиновий, Петр, Анатолий, Арсений

24 января: Фёдор, Феодосий, Михаил, Николай, Владимир

25 января: Савва, Пётр

26 января: Ермила, Елизар, Пётр, Яков

27 января: Савва, Моисей, Адам, Сергей, Павел, Прокл, Ипатий, Исаак, Марк, Макар, Вениамин, Илья, Иван, Иосиф, Степан

28 января: Павел, Прохор, Гавриил, Вениамин

29 января: Пётр, Максим, Иван

30 января: Антон, Виктор, Павел

31 января: Афанасий, Кирилл, Михаил, Владимир, Николай, Сергей

Святцы — мужские имена для мальчиков, рожденных в феврале

1 февраля: Макар, Марк, Петр, Николай, Фёдор, Савва, Арсений, Ефим, Антон

2 февраля: Ефим, Павел, Лаврентий

3 февраля: Максим, Неофит, Евгений, Илья, Валериан, Акила

4 февраля: Тимофей, Иван, Яков, Николай, Пётр, Ефим, Макар, Георгий, Леонтий, Гаврила

5 февраля: Серафим, Геннадий, Павлин

6 февраля: Николай, Герасим, Тимофей, Агап, Иван

7 февраля: Григорий, Антон, Владимир, Пётр, Василий, Борис, Моисей, Феликс, Филипп, Александр, Виталий

8 февраля: Иван, Аркадий, Илларион, Пётр, Семён, Фёдор, Иосиф, Давид

10 февраля: Ефрем, Феодосий, Фёдор, Игнат, Владимир, Варфоломей, Фёдор, Игнат

11 февраля: Иван, Леонтий, Константин, Лаврентий, Герасим, Питирим, Иона, Роман, Яков, Лука, Мокий

12 февраля: Василий, Григорий, Иван, Ипполит, Владимир, Стефан, Зенон, Петр

13 февраля: Кир, Иван, Никита, Никифор, Викторин, Клавдий

14 февраля: Трифон, Николай, Петр

16 февраля: Семён, Николай, Иван, Тимофей, Адриан, Владимир, Роман, Влас

17 февраля: Исидор, Георгий, Кирилл, Мефодий, Евстафий, Иван, Александр, Сергей, Фёдор, Николай, Алексей, Аркадий, Борис, Михаил, Андрей, Дмитрий, Пётр, Серафим, Василий

18 февраля: Феодосий, Михаил, Макар

19 февраля: Дмитрий, Анатолий, Василий, Александр, Иван, Юлиан, Максим

20 февраля: Парфён, Лука, Александр

21 февраля: Фёдор, Захар, Семён, Андрей, Сергей, Александр, Савва

22 февраля: Никифор, Иннокентий, Василий, Иван, Панкрат, Геннадий, Маркел

23 февраля: Порфирий, Пётр, Валериан

24 февраля: Влас, Всеволод, Дмитрий

25 февраля: Милетий, Евгений, Анатолий

26 февраля: Василий, Гаврила, Зосима, Николай, Иван, Леонтий, Владимир, Парфён, Михаил, Павел, Степан

27 февраля: Кирилл, Онисим, Исаак, Фёдор

28 февраля: Онисим, Михаил, Иван, Николай, Алексей, Семён, Пётр, Пафнутий

Имена по святцам для мальчиков в марте

1 марта: Павел, Порфирий, Юлиан, Илья, Даниил, Иеремий, Исайя, Макар

2 марта: Фёдор, Михаил

4 марта: Архип, Филимон, Фёдор, Максим, Федот, Евгений, Макар, Досифей, Дорофей

5 марта: Лев, Тит, Тихон, Сергей, Варлаам, Савва, Пимен, Иван, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Анатолий, Лука, Леонтий, Фома, Денис, Филипп, Игнат, Василий, Пахом, Игнат, Фёдор, Николай, Агафон, Корнилий

6 марта: Тимофей, Евстафий, Александр, Даниил, Григорий, Георгий, Константин

7 марта: Иосиф, Владимир, Иван, Сергей, Андрей, Антип, Степан, Филарет, Фёдор, Филипп, Афанасий

8 марта: Поликарп, Алексей, Николай, Сергей, Иван, Антон, Моисей, Александр

10 марта: Тарас, Александр

11 марта: Фёдор, Порфирий, Пётр, Сергей, Иван

12 марта: Прокофий, Тит

13 марта: Василий, Арсений, Касьян, Николай, Нестор, Иван

14 марта: Василий, Пётр, Иван, Михаил, Вениамин, Александр, Маркел, Антон

15 марта: Федот, Арсений, Агафон

17 марта: Герасим, Даниил, Александр, Василий, Иосиф, Павел, Яков, Вячеслав, Григорий

18 марта: Иван, Феофан, Фёдор, Давид, Константин, Адриан, Онисий, Марк

19 марта: Григорий, Константин, Феофил, Иов, Аркадий, Фёдор

20 марта: Ефрем, Василий, Капитон, Евгений, Николай, Нил, Павел, Эмиль

21 марта: Иван, Владимир, Лазарь, Афанасий

22 марта: Клавдий, Федул, Иван, Александр, Илья, Феофил, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Николай, Валерий, Алексей, Дмитрий, Сергей, Георгий, Тарас

23 марта: Денис, Павел, Виктор, Никифор, Клавдий, Леонид

24 марта: Софрон, Ефим

25 марта: Феофан, Александр, Владимир, Сергей, Григорий, Семён

26 марта: Никифор, Григорий, Михаил, Терентий, Александр

27 марта: Ростислав, Михаил

28 марта: Агап, Александр, Денис, Алексей, Михаил, Никандр

29 марта: Александр, Юлиан, Трофим

30 марта: Алексей, Макар, Александр, Виктор

31 марта: Кирилл, Дмитрий, Трофим

Мужские имена по святцам в апреле

1 апреля: Клавдий, Иван, Иннокентий

2 апреля: Иван, Сергей, Савва, Виктор, Никита, Василий

3 апреля: Яков, Серафим, Владимир, Кирилл, Фома

4 апреля: Василий, Исаак

5 апреля: Никон, Макар, Илья, Василий, Степан, Алексей, Сергей, Андрей

6 апреля: Захар, Артемий, Владимир, Степан, Пётр, Яков

7 апреля: Тихон, Савва

9 апреля: Феодосий, Иван

10 апреля: Илларион, Степан, Николай, Василий, Иван

11 апреля: Марк, Кирилл, Евстафий, Иван, Ион

12 апреля: Иван, Софрон, Пантелеймон

13 апреля: Ипатий, Иннокентий, Иван, Вениамин

14 апреля: Ефим, Сергей, Макар

15 апреля: Лазарь, Тит, Поликарп

17 апреля: Иосиф, Георгий, Вениамин, Никифор, Николай, Иван, Зосима

18 апреля: Николай, Марк, Фёдор

19 апреля: Иван, Яков

20 апреля: Георгий, Даниил

21 апреля: Сергей, Нифонт

22 апреля: Евпсихий, Вадим

23 апреля: Максим, Александр, Фёдор, Дмитрий, Яков, Григорий

24 апреля: Пётр, Прохор, Николай, Яков, Иван, Григорий

25 апреля: Василий, Сергей, Давид, Иван

27 апреля: Александр, Антон, Иван

28 апреля: Аристарх, Трофим, Александр, Андрей, Феодорит, Кондрат, Яков, Виктор, Савва, Зосима

20 апреля: Зосима, Иван, Александр, Андриан, Агапит

Имена мальчиков по церковному календарю в мае

1 мая: Иван, Григорий, Виссарион, Михаил, Виктор, Зинон

2 мая: Иван, Дмитрий, Виктор, Трифон, Никифор, Георгий

3 мая: Фёдор, Александр, Гавриил, Григорий, Анастасий, Николай

4 мая: Фёдор, Алексей, Николай, Исакий, Максимиан

5 мая: Фёдор, Евстафий, Гавриил, Виталий

6 мая: Георгий, Иван, Анатолий

7 мая: Иосиф, Никодим, Савва, Сергей, Алексей, Валентин, Леонтий, Фома

9 мая: Василий, Степан, Иван, Николай, Пётр, Иоанникий

10 мая: Семён, Павел, Иван, Пётр, Николай, Сергей, Степан

11 мая: Максим, Кирилл, Виталий

12 мая: Артём, Федот, Филимон, Василий, Иван

13 мая: Яков, Никита, Игнат, Василий, Максим

14 мая: Макар, Герасим, Ефим, Игнат

15 мая: Афанасий, Борис, Глеб, Роман, Давид, Михаил

16 мая: Тимофей, Феодосий, Петр, Николай, Антон

17 мая: Иван, Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исакий

19 мая: Иов, Михей, Денис

20 мая: Иван, Антон, Давид, Иосиф, Михаил, Степан

22 мая: Исайя, Николай, Иосиф, Василий

23 мая: Симон, Онисим

24 мая: Мокий, Мефодий, Кирилл, Ростислав, Михаил, Александр, Софрон, Иосиф, Никодим

25 мая: Епифаний, Герман, Пётр, Денис

26 мая: Василий, Александр, Макар, Сергей, Георгий, Ефим

27 мая: Исидор, Никита, Максим, Георгий

28 мая: Пахом, Исайя, Дмитрий

29 мая: Фёдор, Ефрем, Касьян, Лаврентий, Александр, Георгий

30 мая: Андроник, Юний, Степан

31 мая: Федот, Пётр, Денис, Андрей, Павел, Макар, Василий, Давид, Павлин

православный календарь именины по месяцам для мальчиков. Смотреть фото православный календарь именины по месяцам для мальчиков. Смотреть картинку православный календарь именины по месяцам для мальчиков. Картинка про православный календарь именины по месяцам для мальчиков. Фото православный календарь именины по месяцам для мальчиков

Имена по церковному календарю в июне

1 июня: Дмитрий, Виктор, Антон, Александр, Михаил, Матвей, Ипполит, Николай, Василий, Максим, Григорий, Павел, Онуфрий, Валентин, Иван, Игнат, Сергей

2 июня: Александр, Алексей, Тимофей

3 июня: Константин, Михаил, Фёдор, Андрей, Касьян

4 июня: Василиск, Иван, Владимир, Михаил

5 июня: Михаил, Леонтий

6 июня: Семён, Никита, Степан, Иван, Фёдор

8 июня: Карп, Георгий, Макар, Иван, Давид

9 июня: Ферапонт, Нил, Куприян, Фотий, Иона, Иван

10 июня: Никита, Игнат, Макар, Ираклий

11 июня: Иван, Иов, Лука

13 июня: Философ, Борис, Николай

14 июня: Устин, Харитон, Валериан, Денис, Василий

15 июня: Никифор, Иван

16 июня: Клавдий, Ипатий, Павел, Денис, Куприян, Михаил, Дмитрий, Юлиан

17 июня: Митрофан, Пётр, Мефодий

18 июня: Дорофей, Игорь, Константин, Фёдор, Вассиан, Иона, Маркиан, Леонид

19 июня: Виссарион, Илларион, Ион, Паисий

20 июня: Федот, Александр, Алексей, Валентин, Вениамин, Виктор, Павел, Владимир, Николай, Григорий, Афанасий, Пётр

21 июня: Фёдор, Василий, Константин, Ефрем

22 июня: Кирилл, Алексей, Александр

23 июня: Тимофей, Василий, Иван, Николай, Павел, Александр, Вассиан

24 июня: Варнава, Ефрем

25 июня: Онуфрий, Пётр, Арсений, Вассиан, Степан, Иван, Андрей

26 июня: Александр, Дмитрий, Савва, Иван

27 июня: Елисей, Мефодий, Иосиф, Николай, Александр, Павел, Мстислав, Георгий

28 июня: Ион, Григорий, Касьян, Фёдор, Ефрем, Августин

29 июня: Тихон, Гермоген, Ефрем, Михаил, Пётр, Константин, Феофан

30 июня: Мануил, Никандр, Максим

Имена по святцам для мальчиков, рожденных в июле

1 июля: Леонтий, Ипатий, Федул, Василий, Александр, Сергей

2 июля: Иуда, Варлаам, Зосима, Иван

3 июля: Мефодий, Глеб, Гурий, Афанасий

4 июля: Юлиан, Иван, Георгий, Алексей, Павел, Николай, Иона, Терентий, Максим

5 июля: Евсевий, Геннадий, Зинон, Галактион

6 июля: Александр, Алексей, Пётр, Митрофан, Артемий, Герман

7 июля: Антон, Яков, Иван

8 июля: Никон, Николай, Василий, Пётр

9 июля: Давид, Георгий, Тихон, Иван, Денис

10 июля: Самсон, Амвросий, Александр, Владимир, Пётр, Георгий

11 июля: Сергей, Герман, Кир, Иван, Василий, Григорий, Павел

12 июля: Петр, Павел

13 июля: Петр, Андрей, Яков, Иван, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иуда, Фаддей, Симон, Тимофей, Феоген, Пётр, Софрон

14 июля: Козьма, Дамиан, Аркадий, Пётр, Никодим

16 июля: Филипп, Анатолий, Василий, Константин, Иван, Никодим, Мокий, Марк, Александр, Тихон, Никон, Арсений, Неофот, Ион, Парфён

17 июля: Андрей, Николай, Алексей, Дмитрий, Ефим, Федот, Фёдор

18 июля: Афанасий, Сергей, Кирилл

19 июля: Фёдор, Аввакум, Валентин, Иннокентий, Василий, Руфин, Антон

20 июля: Фома, Акакий, Павел, Герман

21 июля: Прокопий, Александр, Федот

22 июля: Панкрат, Константин, Кирилл, Александр, Фёдор

23 июля: Леонтий, Маврикий, Даниил, Антон, Александр, Пётр, Степан, Георгий, Нестор

25 июля: Прокл, Михаил, Фёдор, Иван, Арсений, Семён, Гавриил, Григорий

26 июля: Гавриил, Степан, Юлиан

27 июля: Константин, Степан, Онисим, Иван

28 июля: Владимир, Василий, Пётр

29 июля: Афиноген, Яков, Пётр, Иван, Фёдор, Павел

30 июля: Лазарь, Леонид

Имена мальчиков по церковному календарю в августе

1 августа: Роман, Серафим

3 августа: Иван, Семён

4 августа: Корнилий

6 августа: Глеб, Борис, Роман, Давид

8 августа: Ермолай, Моисей

9 августа: Герман, Климент, Николай, Савелий

10 августа: Прохор, Никанор, Питирим, Николай, Василий, Иван, Моисей, Юлиан, Евстафий, Акакий

11 августа: Серафим, Анатолий, Пахом, Константин, Михаил

12 августа: Иван, Анатолий, Герман, Лука, Максим, Валентин

13 августа: Евдоким, Вениамин, Сергей, Юрий, Иван, Максим, Константин, Николай, Василий

14 августа: Антон, Гурий, Елеазар, Дмитрий, Леонтий, Александр

15 августа: Степан, Никодим, Василий, Платон

16 августа: Антон, Вячеслав, Николай

17 августа: Максим, Иван, Денис, Константин, Михаил, Дмитрий

18 августа: Семён, Иван

20 августа: Митрофан, Антон, Александр, Пётр, Михаил, Иван, Дмитрий, Алексей, Елисей, Афанасий, Василий

21 августа: Иосиф, Николай, Никодим, Григорий, Зосима, Савва, Герман, Мирон, Леонид

22 августа: Матвей, Антон, Юлиан, Марк, Иван, Яков, Алексей, Дмитрий, Фотий, Пётр, Леонтий

23 августа: Лаврентий, Роман, Вячеслав, Афанасий

24 августа: Фёдор, Василий, Максим, Александр

25 августа: Сергей, Илья, Вячеслав, Иван, Антон, Виссарион, Матвей, Ефим, Дмитрий, Савва, Аркадий, Яков, Пётр, Александр, Фёдор, Алексей, Василий, Леонид, Николай

26 августа: Максим, Тихон, Иван, Константин, Серафим, Николай, Яков, Алексей, Василий, Ипполит

27 августа: Михей, Василий, Матвей, Алексей, Владимир, Николай, Фёдор, Александр, Аркадий

29 августа: Яков, Степан

30 августа: Мирон, Алексей, Дмитрий, Павел, Филипп

31 августа: Фрол, Лавр, Григорий, Евгений, Михаил, Денис, Иван, Георгий, Макар

Мужские имена по святцам в сентябре

1 сентября: Андрей, Николай, Тимофей

3 сентября: Фаддей, Агапий, Александр, Павел

4 сентября: Макар, Иван, Алексей, Фёдор, Василий, Гавриил, Александр, Михаил, Илларион, Афанасий

5 сентября: Ефрем, Иван, Николай, Павел

6 сентября: Иван, Петр, Арсений, Георгий

7 сентября: Варфоломей, Моисей, Владимир

8 сентября: Адриан, Петр, Георгий, Виктор, Дмитрий, Роман

9 сентября: Михаил, Степан, Иван, Мефодий, Дмитрий, Савва

10 сентября: Моисей, Сергей, Лаврентий, Серафим, Степан, Георгий, Илларион, Иван, Василий, Савва

12 сентября: Александр, Иван, Савва, Павел, Даниил, Пётр, Фёдор, Игнатий, Яков, Никодим, Даниил, Ефрем, Макар, Григорий

13 сентября: Александр, Владимир, Михаил, Дмитрий, Геннадий

15 сентября: Федот, Иван, Антон, Федос, Анатолий, Николай, Михаил, Филипп, Владимир, Виктор, Василий, Пётр, Степан, Герман, Павел

16 сентября: Пётр, Ефим, Иван, Сергей, Василий, Андрей, Михаил, Роман, Николай, Алексей, Илья

17 сентября: Моисей, Павел, Иван, Николай, Александр, Пётр, Михаил, Степан, Василий, Фёдор

18 сентября: Захар, Афанасий, Алексей, Ефим, Глеб, Максим, Фёдор

19 сентября: Михаил, Макар, Дмитрий, Константин, Иван, Всеволод, Архип, Кирилл, Давид

20 сентября: Иван, Макар, Пётр, Михаил, Александр, Евгений, Степан, Николай, Пахом, Григорий, Лев

21 сентября: Иван, Георгий

22 сентября: Григорий, Александр, Захар, Василий, Сергей, Иосиф, Алексей, Харитон, Никита

23 сентября: Евгений, Иван, Константин, Петр, Василий, Глеб, Николай, Гавриил, Павел, Андрей

24 сентября: Сергей, Герман, Николай, Виктор, Карл, Дмитрий

25 сентября: Афанасий, Фёдор, Иван, Николай, Алексей, Семён, Юлиан

26 сентября: Степан, Александр, Николай, Леонтий, Юлиан, Илья, Валериан, Пётр

28 сентября: Никита, Андрей, Григорий, Иван, Игнат, Дмитрий, Яков, Петр, Николай, Максим, Федот, Степан, Иосиф

29 сентября: Георгий, Сергей, Алексей, Виктор, Иосиф, Исаак

30 сентября: Иван, Илья

Имена по святцам для мальчиков в октябре

1 октября: Илларион, Алексей, Пётр, Иван, Борис, Михаил, Владимир, Вениамин, Константин, Сергей

2 октября: Трофим, Фёдор, Давид, Константин, Алексей, Николай, Игорь

3 октября: Михаил, Фёдор, Александр, Олег

4 октября: Дмитрий, Александр, Алексей, Константин, Иван, Василий, Владимир, Валентин, Андрей, Петр, Даниил, Иосиф, Ипатий

5 октября: Фёдор, Пётр, Макар

6 октября: Иван, Иннокентий, Андрей, Пётр

7 октября: Василий, Андрей, Павел, Виталий, Сергей, Спиридон, Никандр, Владислав

8 октября: Сергей, Николай, Герман

9 октября: Иван, Тихон, Афанасий, Николай, Владимир, Ефрем

10 октября: Петр, Дмитрий, Фёдор, Марк, Аристарх, Игнатий

11 октября: Харитон, Кирилл, Илларион, Александр, Марк, Никон, Вячеслав

13 октября: Григорий, Михаил, Прокофий, Пётр, Вячеслав, Семён, Алексей, Матвей, Леонид

14 октября: Роман, Савва, Михаил, Александр, Георгий, Николай, Иван, Фёдор

15 октября: Куприян, Андрей, Фёдор, Давид, Константин

16 октября: Денис, Иван

17 октября: Гурий, Дмитрий, Николай, Михаил, Яков, Тихон, Василий, Анисим, Петр, Павел, Степан

18 октября: Петр, Алексей, Ион, Филипп, Гавриил, Матвей, Дионисий, Григорий

19 октября: Фома, Иван

20 октября: Сергей, Николай, Юлиан

21 октября: Дмитрий, Иван, Пахом, Николай, Серафим, Пётр, Василий, Павел, Владимир, Виктор, Трифон

22 октября: Яков, Константин, Пётр, Максим

23 октября: Иннокентий, Андрей

24 октября: Филипп, Лев, Александр

25 октября: Пров, Иван, Александр, Николай

26 октября: Карп, Иннокентий, Николай, Вениамин, Никита

27 октября: Михаил, Пётр, Максим, Никита

28 октября: Ефим, Семён, Афанасий, Иван

29 октября: Георгий, Евгений, Алексей, Иван

30 октября: Андрей, Александр, Антон, Козьма, Демьян, Леонтий, Лазарь

31 октября: Иосиф, Андрей, Сергей, Николай

Мужские имена по церковному календарю в ноябре

1 ноября: Иван, Сергей

2 ноября: Артемий, Николай, Герман, Иван, Леонид, Александр, Михаил, Петр, Павел

3 ноября: Илларион, Аркадий, Анатолий, Никандр, Константин, Сергей, Василий, Федор, Владимир, Николай, Иван, Александр, Дмитрий, Алексей

4 ноября: Максим, Денис, Константин, Иван, Серафим, Владимир, Александр, Василий, Герман, Николай, Григорий

5 ноября: Яков, Николай, Владимир, Александр, Игнатий, Елисей

6 ноября: Алексей, Лаврентий, Иван, Николай, Петр

8 ноября: Дмитрий, Афанасий

9 ноября: Нестор, Андрей, Марк

10 ноября: Терентий, Степан, Арсений, Дмитрий, Иван, Нестор, Максим

11 ноября: Николай, Виктор, Наум, Филипп, Иван, Павел, Андрей, Василий, Алексей, Евгений, Леонид

12 ноября: Зиновий, Леонид, Матвей, Степан, Марк

13 ноября: Иван, Всеволод, Александр, Сергей, Алексей, Василий, Петр, Анатолий, Яков

14 ноября: Козьма, Демьян, Александр, Федор, Сергей, Дмитрий, Пётр

15 ноября: Константин, Марк

16 ноября: Георгий, Василий, Пётр, Александр, Владимир, Сергей, Николай, Викентий, Иван, Павел, Семён

17 ноября: Никандр, Николай, Александр

18 ноября: Гаврила, Григорий

19 ноября: Никита, Анатолий, Арсений, Николай, Гаврила, Василий, Герман

20 ноября: Никандр, Афанасий, Федор, Валерий, Евгений, Федот, Илларион, Кирилл, Михаил, Александр, Николай

21 ноября: Михаил, Гавриил, Рафаил

22 ноября: Порфирий, Константин, Дмитрий, Нестор, Фёдор, Виктор, Илья, Иосиф, Алексей, Александр, Антон, Иван

23 ноября: Родион, Нифонт, Александр, Прокофий, Денис, Иван, Петр, Августин, Алексей, Михаил, Николай, Борис

24 ноября: Виктор, Викентий, Фёдор, Максим, Евгений, Степан

25 ноября: Иван, Константин, Владимир, Александр, Матвей, Дмитрий, Борис

26 ноября: Иван, Антон, Никифор, Герман

27 ноября: Филипп, Дмитрий, Александр, Виктор, Алексей, Михаил, Фёдор, Пётр, Сергей, Николай, Порфирий, Василий, Георгий, Аристарх, Гаврила

28 ноября: Гурий, Самсон, Николай, Петр, Григорий, Никита, Марк, Дмитрий

29 ноября: Фёдор, Ананий, Михаил, Иван, Николай, Виктор, Василий, Макар, Дмитрий, Матвей

30 ноября: Григорий, Никон, Михаил, Сергий, Лазарь

Имена по церковному календарю для мальчиков, рожденных в декабре

1 декабря: Платон, Роман, Николай

2 декабря: Варлаам, Филарет, Порфирий, Сергей, Михаил, Александр, Иван, Константин, Игнат, Семён, Дмитрий, Яков, Вениамин, Григорий, Пётр, Герасим, Валентин, Леонид, Тимофей, Адриан, Илларион

3 декабря: Григорий, Прокл, Макар, Алексей, Александр, Владимир, Иван, Василий, Николай, Арсений, Анатолий, Илларион, Исакий, Ипатий

5 декабря: Филимон, Архип, Михаил, Владимир, Иван, Василий, Павел, Яков, Фёдор, Илья, Алексей, Афанасий, Герасим, Пётр, Валериан, Максим, Прокофий, Михаил

6 декабря: Григорий, Александр, Алексей, Митрофан, Макар, Серафим, Иван, Борис

7 декабря: Евграф, Евгений, Михаил, Порфирий, Семён

8 декабря: Климент, Пётр, Серафим, Григорий, Василий, Иван, Семён, Илларион, Ярослав, Александр, Виктор, Андрей, Павел, Николай

9 декабря: Георгий, Иннокентий, Николай, Иван, Назарий, Василий, Илья, Даниил, Михаил, Тихон, Пётр

10 декабря: Яков, Всеволод, Гавриил, Андрей, Николай, Василий, Борис, Фёдор, Алексей, Иван, Сергей, Ксенофонт, Алексей, Серафим, Никон, Роман

11 декабря: Степан, Серафим, Пётр, Алексей, Николай, Фёдор, Василий, Григорий, Иван

12 декабря: Парамон

13 декабря: Андрей, Иван

14 декабря: Наум, Филарет, Ананий

15 декабря: Иван, Матвей, Дмитрий, Константин, Николай, Сергей, Владимир, Фёдор, Павел, Борис, Афанасий, Андрей, Степан

16 декабря: Савва, Андрей, Николай, Георгий, Иван, Фёдор

17 декабря: Иван, Алексей, Александр, Николай, Василий, Дмитрий, Геннадий

18 декабря: Савва, Илья, Геннадий, Сергей, Гурий, Захар

19 декабря: Николай

20 декабря: Нил, Антон, Сергей, Михаил, Никифор, Галактион, Пётр

22 декабря: Владимир, Василий, Александр, Софрон, Степан

23 декабря: Яков, Александр, Анатолий, Евгений, Константин, Николай, Пётр, Михаил, Лаврентий, Григорий, Сергей, Алексей, Иван, Степан

24 декабря: Даниил, Николай, Иван

25 декабря: Спиридон, Александр

26 декабря: Евгений, Александр, Иван, Владимир, Яков, Николай, Аркадий, Арсений, Никодим

27 декабря: Филимон, Николай, Вассиан

28 декабря: Павел, Степан, Илларион, Александр, Василий, Трифон

29 декабря: Владимир, Аркадий, Илья, Павел, Федос, Александр, Макар, Пётр

30 декабря: Даниил, Александр, Николай, Сергей, Петр, Иван, Степан

31 декабря: Марк, Виктор, Фаддей, Николай, Илья, Иван, Владимир, Сергей, Семён, Михаил.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Именины и христианские имена

Хри­сти­ан­ские муж­ские имена:

Хри­сти­ан­ские жен­ские имена:

Имени́ны – день памяти свя­того, чьё имя было дано чело­веку при Кре­ще­нии. Каждый день цер­ков­ного кален­даря посвя­щен памяти какого-либо свя­того (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых нахо­дится в меся­це­слове.

Чаще всего день памяти свя­того — это день его земной кон­чины, т.е. пере­хода в веч­ность, встречи с Богом, при­об­щиться к Кото­рому и стре­мился подвиж­ник.

Обя­за­тельно ли назы­вать ребенка именно по кален­дарю?

Цер­ков­ный устав не содер­жит стро­гого пред­пи­са­ния назы­вать детей име­нами только тех святых, чья память совер­ша­ется в день рож­де­ния ребенка.

Подоб­ная прак­тика явля­ется делом сугубо лич­ного бла­го­че­стия роди­те­лей. Воз­можно, она свя­зана с тем, что веру­ю­щие роди­тели, как пра­вило, знают каких святых вспо­ми­нает Цер­ковь в данный день (для этого суще­ствует Цер­ков­ный кален­дарь), соот­вет­ственно, они знают, кому молятся и в тот день, когда на свет появ­ля­ется их чадо. Поэтому они особо усердно обра­ща­ются именно к этим святым.

Опять же отме­тим: если роди­тели хотят назвать сына или дочь именем, кото­рое им очень нра­вится или, напри­мер, в честь кого-то из пред­ков, но при этом память свя­того, нося­щего такое имя, совер­ша­ется не в бли­жай­шее время, в этом не будет ничего предо­су­ди­тель­ного. Глав­ное, чтобы и роди­тели, и в буду­щем – сам ребе­нок, не забы­вали молиться тому небес­ному покро­ви­телю, имя кото­рого они избрали для своего ребенка.

Как опре­де­лить день именин

В цер­ков­ном кален­даре бывает по нескольку дней памяти одного и того же свя­того, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необ­хо­димо найти в цер­ков­ном кален­даре день памяти соиме­ни­того с вами свя­того, бли­жай­ший после дня вашего рож­де­ния. Это и будут ваши име­нины, а святой, память кото­рого вспо­ми­на­ется в этот день, будет вашим небес­ным покро­ви­те­лем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми име­ни­нами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по цер­ков­ной тра­ди­ции, то это будет имя свя­того, память кото­рого празд­ну­ется в 8‑й день по рож­де­нии ребенка. См. Наре­че­ние имени

При опре­де­ле­нии именин не имеет зна­че­ния дата кано­ни­за­ции свя­того, ведь она лишь фик­си­рует свер­шив­шийся факт. Кроме того, кано­ни­за­ция как пра­вило совер­ша­ется через десятки лет после пере­хода свя­того в небес­ные оби­тели.

Имя, полу­чен­ное чело­ве­ком при кре­ще­нии, не только оста­ется неиз­мен­ным всю жизнь (исклю­че­ние состав­ляет лишь случай при­ня­тие мона­ше­ства), но и сохра­ня­ется после смерти, пере­хо­дит с ним в веч­ность. В молит­вах об усоп­ших Цер­ковь так же поми­нает их имена, данные в кре­ще­нии.

Име­нины и День Ангела

Иногда име­нины в про­сто­ре­чии назы­вают Днем Ангела. Это назва­ние именин напо­ми­нает о том, что в ста­рину святых покро­ви­те­лей иногда образно назы­вали Анге­лами их земных тезок; некор­ректно, однако, сме­ши­вать святых с анге­лами. Име­нины – день памяти свя­того, именем кото­рого чело­век назван.
При Кре­ще­нии чело­веку при­став­ля­ется Богом Ангел-Хра­ни­тель. У каж­дого кре­щё­ного свой Ангел-Хра­ни­тель, но имя его нам неиз­вестно.

Почи­та­ние и под­ра­жа­ние своему свя­тому покро­ви­телю

О молит­вен­ной помощи святых пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горя­чие молитвы… Святые не забы­вают нас и молятся за нас… Они видят и стра­да­ния людей на земле. Гос­подь дал им столь вели­кую бла­го­дать, что они любо­вью обни­мают весь мир. Они видят и знают, как изне­мо­гаем мы от скор­бей, как иссохли души наши, как уныние ско­вало их, и, не пре­ста­вая, хода­тай­ствуют за нас пред Богом».

Почи­та­ние свя­того состоит не только в молитве ему, но и под­ра­жа­нии его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — гово­рил пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский. Ведь святой, чье имя носит чело­век – это не просто его покро­ви­тель и молит­вен­ник, это еще и обра­зец для под­ра­жа­ния.

Но каким обра­зом мы можем под­ра­жать своему свя­тому, как хотя бы в чем-то сле­до­вать его при­меру? Для этого нужно:

По харак­теру хри­сти­ан­ских подви­гов святых тра­ди­ци­онно раз­де­ляют на лики (раз­ряды): про­роки, апо­столы, свя­ти­тели, муче­ники, испо­вед­ники, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные, юро­ди­вые, бла­го­вер­ные и др. (см. агио­гра­фи­че­ский сло­варь).

Чело­век, нося­щий имя испо­вед­ника или муче­ника, вполне может бес­страшно испо­ве­до­вать свою веру, посту­пать по-хри­сти­ан­ски всегда и во всем, не огля­ды­ва­ясь на опас­но­сти или неудоб­ства, во всем уго­ждать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже при­тес­не­ния.

Те, кто назван в честь свя­ти­те­лей, могут пытаться под­ра­жать им, обли­чая заблуж­де­ния и пороки, рас­про­стра­няя свет Пра­во­сла­вия, помо­гая ближ­ним найти путь ко спа­се­нию как словом, так и соб­ствен­ным при­ме­ром.

Пре­по­доб­ным (т.е. мона­хам) можно под­ра­жать в отре­шен­но­сти, неза­ви­си­мо­сти от мир­ских насла­жде­ний, хра­не­нии чистоты помыс­лов, чувств и поступ­ков.

Под­ра­жать юро­ди­вому – значит, прежде всего, сми­ряться, вос­пи­ты­вать в себе само­от­вер­жен­ность, не увле­каться стя­жа­нием земных богатств. Про­дол­же­нием должно стать вос­пи­та­ние воли и тер­пе­ния, спо­соб­но­сти пере­но­сить труд­но­сти жизни, борьба с гор­до­стью и тще­сла­вием. Также нужна при­вычка кротко пере­но­сить все обиды, но вместе с тем не стес­няться обли­чать явные пороки, гово­рить правду всем, кто нуж­да­ется во вра­зум­ле­нии.

Имена в честь Анге­лов

Также чело­века могут назвать в честь Архан­гела (Миха­ила, Гав­ри­ила и др.). Хри­сти­ане, назван­ные в честь архан­ге­лов, отме­чают име­нины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празд­но­ва­ния Собора Архи­стра­тига Божия Миха­ила и прочих Небес­ных Сил бес­плот­ных.

Если имени нет в свят­цах

Если имени, кото­рым вас назвали, нет в свят­цах, то при кре­ще­нии выби­ра­ется имя, наи­бо­лее близ­кое по зву­ча­нию. Напри­мер, Дина – Евдо­кия, Лилия – Лия, Анже­лика – Анге­лина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По тра­ди­ции, Алиса полу­чает в кре­ще­нии имя Алек­сан­дры, в честь св. стра­сто­тер­пицы Алек­сан­дры Фео­до­ровны Рома­но­вой, до при­ня­тия пра­во­сла­вия носив­шей имя Алиса. Неко­то­рые имена в цер­ков­ной тра­ди­ции имеют иное зву­ча­ние, напри­мер, Свет­лана – это Фоти­ния (от гре­че­ского photos – свет), а Вик­то­рия – Ника, оба имени в латин­ском и гре­че­ском озна­чают «победу».

В цер­ков­ных запис­ках пишут только имена, данные в кре­ще­нии.

Как встре­тить име­нины

Пра­во­слав­ные хри­сти­ане в дни своих именин посе­щают храм и, зара­нее под­го­то­вив­шись, испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн.

Дни «малых именин» не так тор­же­ственны для име­нин­ника, но храм посе­тить в этот день жела­тельно.

После при­ча­стия нужно хра­нить себя от всякой суеты, чтобы не утра­тить празд­нич­ную радость. Вече­ром можно при­гла­сить близ­ких на тра­пезу. Сле­дует пом­нить, что если име­нины при­хо­дятся на пост­ный день, то празд­нич­ное уго­ще­ние должно быть пост­ным. В Вели­кий пост име­нины, слу­чив­ши­еся в будний день, пере­но­сятся на бли­жай­шую суб­боту или вос­кре­се­нье.

Что дарить на име­нины

В празд­но­ва­ние памяти свя­того покро­ви­теля лучшим подар­ком име­нин­нику будет то, что сможет спо­соб­ство­вать его духов­ному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освя­щён­ного хлеба и молитва на их при­ня­тие; чётки; каче­ствен­ные вос­ко­вые свечи или лам­пада для домаш­ней молитвы; книги, аудио и видео­за­писи духов­ного содер­жа­ния; платок и косынку (это голов­ной убор замуж­них женщин); путёвка в палом­ни­че­скую поездку.

Молитва своему свя­тому

О святом, в честь кото­рого мы полу­чаем имя, мы должны вспо­ми­нать не только в день именин. В еже­днев­ном утрен­нем и вечер­нем молит­вен­ном пра­виле есть молитва свя­тому, также мы можем обра­щаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая про­стая молитва свя­тому:

Моли Бога о мне, святой угод­ниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе при­бе­гаю, ско­рому помощ­нику и молит­вен­нику о душе моей.

Также необ­хо­димо знать тро­парь и кондак своему свя­тому.

Помимо икон Спа­си­теля – Гос­пода Иисуса Христа, и Бого­ро­дицы, жела­тельно иметь икону своего свя­того. Может слу­читься так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небес­ного покро­ви­теля будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на кото­рой сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жены все святые, про­слав­лен­ные Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

Свя­то­оте­че­ские выска­зы­ва­ния о име­ни­нах

«Имена у нас стали выби­рать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выби­райте имя по свят­цам: или в какой день родится дитя, или в какой кре­стится, или в про­ме­жутке и дня в три по кре­ще­нии. Тут дело будет без всяких чело­ве­че­ских сооб­ра­же­ний, а как Бог даст, ибо дни рож­де­ния в руках Божиих.
свя­ти­тель Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

«Святая Цер­ковь, зная, что немно­гие спо­собны от себя наре­кать имена, при­но­ся­щие с собою бла­го­сло­ве­ние, учре­дила пре­крас­ный обычай от святых заим­ство­вать имена, кото­рые по бла­го­дати святых всегда бла­го­зна­ме­на­тельны и спо­собны при­не­сти с собою бла­го­сло­ве­ние. Но притом осо­бенно благо мла­денцу, кото­рому дают имя свя­того не по обычаю только, но по вере и любви к свя­тому».
свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

«Ребе­нок должен быть посвя­щен, вернее, вручен хра­не­нию, защите, молит­вам того свя­того, имя кото­рого ему дается. Роди­тели должны были бы выби­рать свя­того, кото­рый для них что-то значит, то есть житие кото­рого их чем-нибудь пора­зило или кото­рый по чему-нибудь связан с зача­тием этого ребенка. В старой России (веро­ятно, это и теперь еще порой дела­ется) кре­стили ребенка именем того свя­того, в день кото­рого были кре­стины. В этом есть какой-то смысл, при усло­вии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освя­ще­ние нового храма во имя дан­ного свя­того Роди­тели должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие свя­того, что в нем есть, что пора­жает их не бла­го­зву­чием имени, а внут­рен­ним обли­ком, почему они хотят, чтобы их ребе­нок был под защи­той этого свя­того или, во всяком случае, чтобы этот святой осо­бенно молился о нем. Поэтому наиме­но­ва­ние ребенка может иметь гро­мад­ное зна­че­ние».
свя­ти­тель Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

«Мы носим имена святых, кото­рые про­жили жизнь и осу­ще­ствили на земле своё при­зва­ние; мы им посвя­щены, как храмы посвя­ща­ются тому или дру­гому свя­тому; и мы должны вду­мы­ваться и в зна­че­ние его имени, и в ту лич­ность свя­того, кото­рая нам доступна из его жития. Потому что он не только явля­ется нашим молит­вен­ни­ком, заступ­ни­ком и защит­ни­ком, но в какой-то мере и обра­зом того, чем мы могли бы быть. Повто­рить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или дру­гого чело­века, свя­того или даже греш­ника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Анто­ний, мит­ро­по­лит Сурож­ский

Исто­рия и сим­во­лика празд­но­ва­ния именин

Как и многие другие рели­ги­оз­ные тра­ди­ции, празд­но­ва­ние именин в совет­ское время нахо­ди­лось в забве­нии, более того, в 20–30‑х годах ХХ века под­вер­га­лось офи­ци­аль­ному гоне­нию. Правда, иско­ре­нить веко­вые народ­ные при­вычки ока­за­лось трудно: до сих пор на день рож­де­ния поздрав­ляют име­нин­ника, а если винов­ник тор­же­ства совсем юн, поют песенку: “как на … име­нины испекли мы кара­вай”. Между тем, име­нины — празд­ник особый, кото­рый можно было бы назвать днем духов­ного рож­де­ния, так как он связан прежде всего с таин­ством Кре­ще­ния и с име­нами, кото­рые носят наши соимен­ные небес­ные покро­ви­тели.

Тра­ди­ция празд­но­ва­ния именин известна на Руси с XVII века. Обычно нака­нуне празд­ника семья име­нин­ника варила пиво, пекла име­нин­ные калачи, пироги и кара­ваи. В день самого празд­ника име­нин­ник со своими род­ными ходил в цер­ковь к обедне, зака­зы­вал моле­бен за здра­вие, ставил свечи и при­кла­ды­вался к иконе с ликом своего небес­ного покро­ви­теля. Днем дру­зьям и род­ствен­ни­кам раз­но­си­лись име­нин­ные пироги, причем часто начинка и вели­чина пирога имела особый смысл, опре­де­ля­е­мый харак­те­ром отно­ше­ний име­нин­ника и его близ­ких. Вече­ром устра­и­вался празд­нич­ный ужин.

Осо­бенно пышно справ­ля­лись цар­ские име­нины (день Тезо­име­нит­ства), кото­рые счи­та­лись госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком. В этот день бояре и при­двор­ные явля­лись к цар­скому двору с тем, чтобы под­не­сти подарки и при­нять уча­стие в празд­нич­ном пире, за кото­рым пели мно­го­ле­тие. Иногда царь само­лично раз­да­вал пироги. Народу раз­но­си­лись огром­ные име­нин­ные калачи. Позд­нее появи­лись другие тра­ди­ции: воен­ные парады, фей­ер­верки, иллю­ми­на­ция, щиты с импе­ра­тор­скими вен­зе­лями.

После рево­лю­ции с име­ни­нами начали серьез­ную и пла­но­мер­ную идео­ло­ги­че­скую борьбу: Таин­ство кре­ще­ния попы­та­лись заме­нить на “октяб­рины” и “звез­дины”. Был детально раз­ра­бо­тан ритуал, при кото­ром ново­рож­ден­ного в стро­гой после­до­ва­тель­но­сти поздрав­ляли октяб­ре­нок, пионер, ком­со­мо­лец, ком­му­нист, “почет­ные роди­тели”, иногда мла­денца сим­во­ли­че­ски зачис­ляли в проф­союз и проч. Борьба с “пере­жит­ками” дохо­дила до анек­до­ти­че­ских край­но­стей: так, в 20‑х годах цен­зура запре­тила “Муху-Цоко­туху” К. Чуков­ского за “про­па­ганду именин”.

Тра­ди­ци­онно име­нины отно­сят на тот день памяти соимен­ного (тезо­име­ни­того) свя­того, кото­рый сле­дует непо­сред­ственно за днем рож­де­ния, хотя суще­ствует и тра­ди­ция празд­но­ва­ния именин в день памяти самого про­слав­лен­ного соимен­ного свя­того. В про­шлом име­нины счи­та­лись более важным празд­ни­ком, чем день “телес­ного” рож­де­ния, кроме того, во многих слу­чаях эти празд­ники прак­ти­че­ски сов­па­дали, т. к. тра­ди­ци­онно ребенка несли кре­стить на вось­мой день после рож­де­ния: вось­мой день — это символ Небес­ного Цар­ства, к кото­рому при­об­ща­ется кре­ща­е­мый чело­век, в то время как число семь — древ­нее сим­во­ли­че­ское число, обо­зна­ча­ю­щее сотво­рен­ный земной мир. Кре­стиль­ные имена выби­ра­лись по цер­ков­ному кален­дарю (свят­цам). По ста­рому обычаю выбор имени был огра­ни­чен име­нами святых, память кото­рых празд­но­ва­лась в день кре­ще­ния. Позд­нее (осо­бенно в город­ском обще­стве) от этого стро­гого обычая отошли и стали выби­рать имена, руко­вод­ству­ясь личным вкусом и иными сооб­ра­же­ни­ями — в честь род­ствен­ни­ков, напри­мер.

В древ­но­сти люди при­да­вали имени гораздо боль­шее зна­че­ние, чем сейчас. Содер­жа­ние имени соот­но­си­лось с внут­рен­ним смыс­лом чело­века. Наре­че­ние счи­та­лось высо­ким актом тво­ре­ния, отга­ды­ва­нием чело­ве­че­ской сути.

В Древ­нем Египте личное имя тща­тельно обе­ре­га­лось. Егип­тяне имели “малое” имя, извест­ное всем, и “боль­шое”, кото­рое счи­та­лось истин­ным: оно хра­ни­лось в тайне и про­из­но­си­лось лишь во время важных обря­дов. Особым почте­нием поль­зо­ва­лись имена фара­о­нов — в текстах их выде­ляли спе­ци­аль­ным кар­ту­шем. С огром­ным ува­же­нием егип­тяне отно­си­лись к именам умер­ших — непра­виль­ное обра­ще­ние с ними нано­сило непо­пра­ви­мый вред поту­сто­рон­нему бытию. Имя и его носи­тель состав­ляли одно целое: харак­те­рен еги­пет­ский миф, по кото­рому бог Ра скры­вал свое имя, но богине Исиде уда­лось-таки его выве­дать, вскрыв ему грудь — имя бук­валь­ным обра­зом ока­за­лось внутри тела!

Имя могло изме­няться с воз­рас­том. Новые имена дава­лись под­рост­кам при ини­ци­а­ции, т. е. при вступ­ле­нии во взрос­лые члены общины. В Китае до сих пор суще­ствуют дет­ские “молоч­ные” имена, от кото­рых отка­зы­ва­ются с воз­му­жа­нием. В антич­ной Греции ново­ис­пе­чен­ные жрецы, отре­ка­ясь от старых имен, выре­зали их на метал­ли­че­ских дощеч­ках и топили в море. Пере­осмыс­ле­ние этой тра­ди­ции можно уви­деть в мона­ше­стве, когда при­няв­ший постриг остав­ляет мир и свое мир­ское имя.

У многих наро­дов табу­и­зи­ро­ва­лись имена язы­че­ских богов и духов. Осо­бенно опасно было назы­вать злых духов (“чер­ты­хаться”): таким обра­зом можно было накли­кать “недоб­рую силу”. Древ­ние евреи не смели назы­вать Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это “неиз­ре­чен­ное Имя”, свя­щен­ная тет­ра­грамма, кото­рую можно пере­ве­сти как “Я есмь, Кото­рый есмь”. По Библии акт назы­ва­ния часто ста­но­вится Божиим делом: Гос­подь дал имена Авра­аму, Сарре, Исааку, Изма­илу, Соло­мону, пере­име­но­вал Иакова в Изра­иль. Особый рели­ги­оз­ный дар еврей­ского народа про­явился во мно­же­стве имен, кото­рые назы­вают тео­фор­ными — в них при­сут­ствует Божие “неиз­ре­чен­ное Имя”: так через свое личное имя чело­век свя­зы­вался с Богом.

Хри­сти­ан­ство, как высший рели­ги­оз­ный опыт чело­ве­че­ства, со всей серьез­но­стью отно­сится к личным именам. Имя чело­века отоб­ра­жает таин­ство непо­вто­ри­мой, дра­го­цен­ной лич­но­сти, оно пред­по­ла­гает личное обще­ние с Богом. При таин­стве Кре­ще­ния хри­сти­ан­ская Цер­ковь, при­ни­мая в свое лоно новую душу, свя­зы­вает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Бул­га­ков, “чело­ве­че­ское име­но­ва­ние и имя­во­пло­ще­ние суще­ствует по образу и подо­бию боже­ствен­ного бого­во­пло­ще­ния и наиме­но­ва­ния… всякий чело­век есть вопло­щен­ное слово, осу­ществ­лен­ное имя, ибо сам Гос­подь есть вопло­щен­ное Имя и Слово”.

Пред­на­зна­че­нием хри­стиан явля­ется свя­тость. Наре­кая мла­денца именем кано­ни­зи­ро­ван­ного свя­того, Цер­ковь ста­ра­ется напра­вить его на путь истин­ный: ведь это имя уже “реа­ли­зо­ва­лось” в жизни как святое. Нося­щий святое имя всегда хранит в себе воз­вы­ша­ю­щий образ своего небес­ного покро­ви­теля, “помощ­ника”, “молит­вен­ника”. С другой сто­роны, общ­ность имен объ­еди­няет хри­стиан в одно тело Церкви, в один “избран­ный народ”.

Бла­го­го­ве­ние перед име­нами Спа­си­теля и Бого­ро­дицы издавна выра­жа­ется в том, что в пра­во­сла­вии не при­нято давать имена в память Бого­ро­дицы и Христа. Раньше имя Бого­ро­дицы отли­ча­лось даже иным уда­ре­нием — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое мона­ше­ское имя Иисус при­сва­и­ва­лось в память не Иисуса Христа, а пра­вед­ного Иисуса Навина.

Рус­ский хри­сти­ан­ский име­но­слов скла­ды­вался веками. Первый обшир­ный пласт рус­ских имен возник в дохри­сти­ан­скую эпоху. При­чины воз­ник­но­ве­ния того или иного имени могли быть самыми раз­лич­ными: помимо рели­ги­оз­ных моти­вов, играли роль обсто­я­тель­ства рож­де­ния, внеш­ний облик, харак­тер и т. д. Позд­нее, после Кре­ще­ния Руси, эти имена, порой трудно отли­чи­мые от про­звищ, сосу­ще­ство­вали с хри­сти­ан­скими кален­дар­ными име­нами (вплоть до XVII века). Даже свя­щен­ники иногда носили про­звища. Бывало, что один чело­век мог иметь целых три личных имени: “про­звищ­ное” имя и два кре­стиль­ных имени (одно — явное, другое — пота­ен­ное, извест­ное лишь духов­нику). Когда хри­сти­ан­ский име­но­слов пол­но­стью вытес­нил дохри­сти­ан­ские “про­звищ­ные” имена, они не ушли от нас насо­всем, перейдя в другой класс имен — в фами­лии (напр. Некра­сов, Жданов, Най­де­нов). Неко­то­рые дохри­сти­ан­ские имена кано­ни­зи­ро­ван­ных рус­ских святых впо­след­ствии стали кален­дар­ными (напр. Яро­слав, Вяче­слав, Вла­ди­мир).

С при­ня­тием хри­сти­ан­ства Русь обо­га­ти­лась име­но­сло­вом всей чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции: с визан­тий­скими свят­цами к нам пришли гре­че­ские, еврей­ские, рим­ские и иные имена. Иногда под хри­сти­ан­ским именем скры­ва­лись образы более древ­них рели­гий и куль­тур. Со вре­ме­нем эти имена обру­сели, да так сильно, что самими рус­скими име­нами стали древ­не­ев­рей­ские — Иван да Марья. Вместе с тем сле­дует иметь в виду высо­кую мысль о. Павла Фло­рен­ского: “нет имен ни еврей­ских, ни гре­че­ских, ни латин­ских, ни рус­ских — есть только имена обще­че­ло­ве­че­ские, общее досто­я­ние чело­ве­че­ства”.

После­ре­во­лю­ци­он­ная исто­рия рус­ских имен скла­ды­ва­лась дра­ма­тично: про­во­ди­лась мас­со­вая кам­па­ния “дехри­сти­а­ни­за­ции” име­но­слова. Рево­лю­ци­он­ное мра­ко­бе­сие неко­то­рых слоев обще­ства, соче­та­е­мое с жест­кой госу­дар­ствен­ной поли­ти­кой, было направ­лено на пере­устрой­ство, а значит — и на пере­име­но­ва­ние мира. Вместе с пере­име­но­ва­нием страны, ее горо­дов и улиц, пере­име­но­вы­ва­лись люди. Состав­ля­лись “крас­ные святцы”, выду­мы­ва­лись новые, “рево­лю­ци­он­ные” имена, многие из кото­рых теперь звучат просто как курьезы (напр. Мален­тро, т.е. Маркс, Ленин, Троц­кий; Даз­дра­перма, т.е. Да здрав­ствует Пер­во­май и т.д.). Про­цесс рево­лю­ци­он­ного имят­вор­че­ства, харак­тер­ный для идео­ло­ги­че­ских рево­лю­ций вообще (он был изве­стен и во Фран­ции в конце XVIII века, и в рес­пуб­ли­кан­ской Испа­нии, и в стра­нах быв­шего “соци­а­ли­сти­че­ского лагеря”) про­дол­жался в Совет­ской России недолго, около деся­ти­ле­тия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали досто­я­нием исто­рии — здесь уместно вспом­нить другую мысль о. Павла Фло­рен­ского: “имена не при­ду­ма­ешь”, в том смысле, что они “наи­бо­лее устой­чи­вый факт куль­туры и важ­ней­ший из ее устоев”.

Изме­не­ние рус­ского имен­ника шло и по линии заим­ство­ва­ния из других куль­тур — западно-евро­пей­ских (напр. Аль­берт, Вик­то­рия, Жанна) и обще­сла­вян­ских хри­сти­ан­ских имен (напр. Ста­ни­слав, Бро­ни­слава), имен из гре­че­ской и рим­ской мифо­ло­гии и исто­рии (напр. Авре­лий, Афро­дита, Венера) и т.д. Со вре­ме­нем рус­ское обще­ство опять вер­ну­лось к кален­дар­ным именам, но “дехри­сти­а­ни­за­ция” и пере­рыв в тра­ди­ции при­вели к необы­чай­ному оску­де­нию совре­мен­ного име­но­слова, состо­я­щего ныне всего лишь из несколь­ких десят­ков имен (сыг­рало свою роль и общее свой­ство “мас­со­вых куль­тур” — стрем­ле­ние к усред­не­нию, стан­дар­ти­за­ции).

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

С древ­ней­ших времен уста­но­вился обычай давать вновь при­ня­тому члену Церкви имя какого-либо свя­того. Тем самым воз­ни­кает особая, новая связь между землей и Небом, между чело­ве­ком, живу­щим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жиз­нен­ный путь, чью свя­тость Цер­ковь засви­де­тель­ство­вала и про­сла­вила своим собор­ным разу­мом. Поэтому каждый пра­во­слав­ный должен дер­жать в памяти свя­того, в честь кото­рого он назван, знать основ­ные факты его жизни, по воз­мож­но­сти пом­нить хотя бы неко­то­рые эле­менты бого­слу­же­ния в его честь.

Но одно и то же имя, осо­бенно из рас­про­стра­нен­ных (Петр, Нико­лай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и наро­дов; поэтому нам пред­стоит выяс­нить, в честь какого именно свя­того, носив­шего данное имя, будет назван мла­де­нец. Сде­лать это можно, поль­зу­ясь подроб­ным цер­ков­ным кален­да­рем, где при­ве­ден алфа­вит­ный список почи­та­е­мых нашей Цер­ко­вью святых с датами празд­но­ва­ния их памяти. Выбор дела­ется с учетом даты рож­де­ния или кре­ще­ния ребенка, обсто­я­тельств жиз­нен­ного подвига святых, семей­ных тра­ди­ций, ваших личных сим­па­тий.

Помимо того, у многих извест­ных святых в тече­ние года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обре­те­ния или пере­не­се­ния мощей, день про­слав­ле­ния – при­чис­ле­ния к лику святых. Вам пред­стоит выбрать, какой из этих дней станет празд­нич­ным днем (тезо­име­нит­ством, име­ни­нами) вашего ребенка. Часто его назы­вают Днем ангела. В самом деле мы просим Гос­пода дать ново­кре­ще­ному своего Ангела-Хра­ни­теля; но этого Ангела ни в коем случае нельзя сме­ши­вать со святым, в честь кото­рого назван ребе­нок.

Иногда при наре­че­нии имени воз­ни­кают неко­то­рые слож­но­сти. Есть немало пра­во­слав­ных святых, извест­ных в исто­рии, но не вне­сен­ных в наши кален­дари. В их числе – святые Запад­ной Европы, жившие и про­слав­лен­ные еще до отпа­де­ния Рима от Пра­во­сла­вия (вплоть до 1054 г. Рим­ская Цер­ковь не была ото­рвана от Пра­во­сла­вия, и почи­тав­шихся в ней к тому вре­мени святых мы также при­знаем свя­тыми), чьи имена при­об­рели у нас попу­ляр­ность в послед­ние деся­ти­ле­тия (Вик­то­рия, Эдуард и др.), но чис­лятся иногда как «непра­во­слав­ные». Бывают и обрат­ные ситу­а­ции, когда при­выч­ное сла­вян­ское имя не при­над­ле­жит ни одному из пра­во­слав­ных святых (напри­мер, Ста­ни­слав). Нако­нец, нередки и фор­маль­ные недо­ра­зу­ме­ния, свя­зан­ные с напи­са­нием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его зву­ча­нием на разных языках (по-сла­вян­ски – Свет­лана и Злата, по-гре­че­ски – Фоти­ния и Хриса).

В Рус­ской Церкви, в отли­чие от неко­то­рых других Пра­во­слав­ных Церк­вей, люби­мое всеми имя Мария нико­гда не дается в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы, но лишь в честь других святых, носив­ших это имя. Также сле­дует знать, что начи­ная с 2000 г. наша Цер­ковь при­чис­ляет к лику святых мно­же­ство наших зем­ля­ков и сограж­дан – новых муче­ни­ков и испо­вед­ни­ков XX века – и при­зы­вает веру­ю­щих назы­вать своих детей в их честь и память.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *