подтверждение положения о юрьевом дне
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.
Что такое Юрьев день
Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.
Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.
Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.
Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.
Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.
Отмена Юрьева дня
Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.
Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.
Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.
Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.
Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Интегрированный урок.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интегрированный урок (литература, история)
Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»»
углубить понятия учащихся о крепостном праве;
сформировать представление о положении крепостного крестьянина;
проанализировать образы помещиков-крепостников.
воспитывать чувство неприязни к угнетению человека человеком, к невежеству.
рассказ учителя, словарная работа, доклады-сообщения учеников, комментированное чтение
Оформление:
1. Запись на доске эпиграфов:
(А.С.Пушкин. Послание к цензору).
2. Портрет Д.Фонвизина работы Фогеля 1875 г.
3. Словарная работа: запись на доске или раздаточный материал (на выбор учителя )
1. Обличающая, бичующая ирония.
2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности!
Сатирик- автор сатирических произведений.
Крепостное право – форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли
Главные элементы крепостного права.
Прикрепление крестьянина к обрабатываемому им участку земли; без согласия помещика крестьянин не мог переменить своего местожительства;
Обложение крестьянина в пользу помещика натуральными и денежными
повинностями;
Право помещика подвергать крестьянина телесному наказанию и штрафам.
4. Репродукции картин:
А.Г.Венецианов “Утро помещицы”, В.В.Пукирев “Неравный брак”, П.А.Федотов “Сватовство майора”, Н.В.Неврев “Торг”, “Помещичья усадьба”.
Ребята! У нас сегодня интегрированный урок. Одну тему мы рассмотрим со стороны двух наук: литературы, истории. Тема нашего урока “Осуждение крепостничества в комедии “Недоросль”. Обратимся к эпиграфам. Выберите один и запишите в тетрадь (учащиеся записывают в тетрадь тему урока, эпиграф). О XVIII веке говорят: “Столетие безумно и мудро” и до конца оно не разгадано. Почему? С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой – происходит культурный переворот.
Послушаем, что нам расскажет об этом учитель истории.
Этапы закрепощения крестьян
“ Судебник Ивана III”
Подтверждение положения о Юрьевом дне
Указ “О заповедных летах”
Временный запрет перехода в Юрьев день
Указ об “урочных летах”
Пятилетний сыск беглых крестьян
“ Об увеличении срока сыска беглых крестьян”
Срок сыска увеличили до 15 лет
Штраф 10 руб. за принятие беглого
Обязательный сыск беглых крестьян
Наследственное прикрепление крестьянина к земле и феодалу
Окончательное закрепощение крестьянства
Учитель сам выбирает, из каких столбцов следует удалить информацию
Крепостное право в 18 в.
Введена подушная подать
Разрешена покупка крестьян заводами, с 1744 г. не только поштучно, но и целыми семьями
Разрешено продавать крестьян в рекруты и ссылать на поселение в Сибирь
“ Жалованная грамота дворянству”
Вторая половина 18 в.
Раздача крестьян дворянам
Крестьянам запрещено жаловаться на помещика
Делается аспект на определении крепостного права и этапах закрепощения крестьян (1497г. … 1649г.)
Окончательное укрепление крепостного права происходит при приемниках Петра 1.
Таким образом, в 18 веке происходит расширение круга зависимых людей.
В 18 веке помещики четко уяснили, что крестьянин является их полной собственностью. Это выражалось в следующем: помещик был полным распорядителем крестьянского мира, он творил здесь суд и расправу, смотрел за благочинием и порядком, устраивал все хозяйственные и общественные отношения крестьян, мог продавать своих крестьян как товар. Обращение к картине Н.В.Неврева “Торг”
Одним из примеров подобного обращения с крестьянами был граф Петр Александрович Румянцев.
Румянцев установил строгие наказания за проступки и преступления крестьян. Такими наказаниями служили денежные штрафы от 2 коп. до 5 руб., цепь, палки и плеть.
Румянцев не любил розг, предпочитая им палки, которые производят более сильное впечатление на наказуемого.
Послушаем сообщение о ней.
Итак, мы выяснили, что на протяжении нескольких столетий шел процесс закрепощения крестьян. 18 век стал особой вехой в этом событии, помещики имели неограниченную власть над своими крестьянами, тяжелые истязания нередко оканчивались смертью крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, сходили с рук мучителям.
Все это вызывало недовольство среди простого населения, повсеместно вспыхивали крестьянские волнения, и даже либерально настроенная интеллигенция стала высказывать слова протеста.
Столетие безумно, так как господствовало крепостное право, но вместе с тем, оно отмечено небывалым подъемом развития науки, искусства.
Среди искусств, поучивших развитие в XVIII в., особое внимание стоит уделить литературе. Новая русская литература началась с сатир Антиоха Кантемира, реформатора Русского стихосложения Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова, Радищева, Фонвизина. Самым большим событием в литературе накануне XIX века стало появление комедии “Недоросль”. Заслуга Фонвизина в том, что он один из первых, вслед за Радищевым, осудил крепостное право в своей комедии, которая надолго пережила свое время.
— Скажите, через какие образы автор показывает свое отношение к крепостничеству? (Через образы помещиков-крепостников: Простаковых, Скотинина). Мы можем себе представить, как выглядела усадьба помещиков. Обращение к репродукции картины “Помещичья усадьба”.
-Опишите, какая обстановка царит в доме Простаковых. Покажите на примерах, обращаясь к тексту, как она ведет себя со своими близкими: с мужем, с Софьей, братом, как ведет себя с учителями Митрофанушки;
( Муж у нее под каблуком, она им помыкает. К Софье относится бесцеремонно, не доверяет ей (д.1, яв.6) Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо).
— Каково положение слуг (дворовых) в ее доме?
(Ужасно. Она особенно отвратительна с ними. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.)
К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. (д.1, яв.2, 4)
К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши.
Ты еще, старая ведьма, разревелась.
. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет! Палашка где? Лежит! Ах, она бестия! Лежит, как будто благородная.(д.З, яв.4)
Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день (д. 3,яв. 6);
К Стародуму: Я, братец, с тобой лаяться не стану. От роду, батюшка ни с кем не бранилась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. (д.З, явл.5)
Простакова о себе: Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи (д. 1, яв.З).
Как теленок, мой батюшка. Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)
. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники, нет воры! Век не прощу, не прошу этой насмешки. (д.5.яв.4)
Кутейкин Цыфиркину: Слыхал ли ты, братец, каково житье-то здешних челядинцам, даром, что ты служивый. (д.З, яв.6).
Мы можем только догадываться, что ждет бедных слуг. Фонвизин щадит зрителей и не показывает сцен расправы над людьми. Но в “Журналах домового управления” об этом сказано подробно и достоверно.
-Простакова как-нибудь оправдывает свою жестокость?
(Да. Она говорит Стародуму: Разве я не властна в своих людях?)
Скотинин: Дворянин когда захочет, волен поколотить слугу (д.5,яв.4)
Она обосновывает деспотизм существующими законами, правами дворянского класса. Простакова убеждена, что это дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей.
-Скажите, она кого-нибудь любит?
(Да, Митрофанушку, своего сына. Заботится о нем, ласкова с ним, заступается за него, нанимает учителей).
(“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица).
Сама она крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако она живет в тo время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжелую повинность.
Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. ”- говорит она Цыфиркину.
Простакова о географии: “. Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. (д.4, яв.8)
П. Стародуму: “ Батюшка мой, да что за радость и выучиться?
Вывод: Простакова невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница. Она еще скупа, лицемерна, и вместе с тем труслива.
— Каким растет Митрофанушка? (похожий на мать)
Как он относится к окружающим?
К Еремеевне: Ну, еще слово молви, стара хрычовка! (д.2, яв.4)
К Скотинину: Что ты так ощетиниться изволил? ….. Что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай.
К Учителям: Пострел их побери. (д.2., яв.5)
С Еремеевной плохо разговаривает. (д.2., яв.5)
К Цыфиркину: Ну, давай доску, гарнизонная крыса!
Цыфиркин о Митрофане: Ваше благородие! Завсегда без дела лаяться изволите.
-В чем мать видит счастье для сына? (В богатстве и праздности).
— Какие черты характера развивает она в своем сыне своими методами?
(Она воспитывает тунеядца, паразита – “не хочу учиться, хочу жениться”)
-Можем ли мы сказать, что яркие и индивидуальные качества этой помещицы приобретают характер широкого обобщения? (Да, конечно.)
— Кто еще из героев представляет крепостников- помещиков? ( Скотинин, Простаков).
— Похож ли Скотинин на свою сестру?
Простаковой: “Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата.
У меня в этом, сестрица, один обычай с тобой” (д.1, яв.4)
Простаков: “То правда, братец, весь околоток говорит, что ты мастерски собираешь оброк”.
Простакова: “Хоть бы ты, братец, нас поучил, а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! (д. 1, яв.5)
Митрофану: “Ах, ты, чушка проклятая!” (д.2,яв.4)
Простаковой: “Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь”
На слова Милона: “Разве она вам не сестра?”, Скотинин отвечает: “ Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась”. (д.3, яв.3)
Сообщение ученика о Скотинине (обобщение)
Сообщение ученика о Простакове (обобщение)
В чем секрет комедии, секрет ее бессмертия?
— Поднимает тему образования и воспитания;
-Высмеивает невежественных и жестоких крепостников-помещиков.
Итак, автор создал сатирические образы помещиков – крепостников, он обличил крепостное право, показал какое губительное воздействие, оно оказывает на помещика и крепостного (Еремеевна). Он показал, что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
2. Домашнее задание.
Написать творческую работу. “Портрет помещика – крепостника “ Вот злонравия достойные пло
Интегрированный урок (литература + история) «Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»»
рассказ учителя, словарная работа, доклады-сообщения учеников, комментированное чтение
Оформление:
1. Запись на доске эпиграфов:
(А.С.Пушкин. Послание к цензору).
2. Портрет Д.Фонвизина работы Фогеля 1875 г.
3. Словарная работа: запись на доске или раздаточный материал (на выбор учителя)
1. Обличающая, бичующая ирония.
2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности!
Сатирик- автор сатирических произведений.
Крепостное право – форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли
Главные элементы крепостного права.
4. Репродукции картин:
А.Г.Венецианов “Утро помещицы”, В.В.Пукирев “Неравный брак”, П.А.Федотов “Сватовство майора”, Н.В.Неврев “Торг”, “Помещичья усадьба”.
Ребята! У нас сегодня интегрированный урок. Одну тему мы рассмотрим со стороны двух наук: литературы, истории. Тема нашего урока “Осуждение крепостничества в комедии “Недоросль”. Обратимся к эпиграфам. Выберите один и запишите в тетрадь (учащиеся записывают в тетрадь тему урока, эпиграф). О XVIII веке говорят: “Столетие безумно и мудро” и до конца оно не разгадано. Почему? С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой – происходит культурный переворот.
Послушаем, что нам расскажет об этом учитель истории.
Этапы закрепощения крестьян
Учитель сам выбирает, из каких столбцов следует удалить информацию
Крепостное право в 18 в.
Вторая половина 18 в.
Делается аспект на определении крепостного права и этапах закрепощения крестьян (1497г. … 1649г.)
Окончательное укрепление крепостного права происходит при приемниках Петра 1.
Таким образом, в 18 веке происходит расширение круга зависимых людей.
В 18 веке помещики четко уяснили, что крестьянин является их полной собственностью. Это выражалось в следующем: помещик был полным распорядителем крестьянского мира, он творил здесь суд и расправу, смотрел за благочинием и порядком, устраивал все хозяйственные и общественные отношения крестьян, мог продавать своих крестьян как товар. Обращение к картине Н.В.Неврева “Торг”
Одним из примеров подобного обращения с крестьянами был граф Петр Александрович Румянцев.
Румянцев установил строгие наказания за проступки и преступления крестьян. Такими наказаниями служили денежные штрафы от 2 коп. до 5 руб., цепь, палки и плеть.
Румянцев не любил розг, предпочитая им палки, которые производят более сильное впечатление на наказуемого.
Послушаем сообщение о ней.
Итак, мы выяснили, что на протяжении нескольких столетий шел процесс закрепощения крестьян. 18 век стал особой вехой в этом событии, помещики имели неограниченную власть над своими крестьянами, тяжелые истязания нередко оканчивались смертью крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, сходили с рук мучителям.
Все это вызывало недовольство среди простого населения, повсеместно вспыхивали крестьянские волнения, и даже либерально настроенная интеллигенция стала высказывать слова протеста.
Столетие безумно, так как господствовало крепостное право, но вместе с тем, оно отмечено небывалым подъемом развития науки, искусства.
Среди искусств, поучивших развитие в XVIII в., особое внимание стоит уделить литературе. Новая русская литература началась с сатир Антиоха Кантемира, реформатора Русского стихосложения Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова, Радищева, Фонвизина. Самым большим событием в литературе накануне XIX века стало появление комедии “Недоросль”. Заслуга Фонвизина в том, что он один из первых, вслед за Радищевым, осудил крепостное право в своей комедии, которая надолго пережила свое время.
— Скажите, через какие образы автор показывает свое отношение к крепостничеству? (Через образы помещиков-крепостников: Простаковых, Скотинина). Мы можем себе представить, как выглядела усадьба помещиков. Обращение к репродукции картины “Помещичья усадьба”.
-Опишите, какая обстановка царит в доме Простаковых. Покажите на примерах, обращаясь к тексту, как она ведет себя со своими близкими: с мужем, с Софьей, братом, как ведет себя с учителями Митрофанушки;
( Муж у нее под каблуком, она им помыкает. К Софье относится бесцеремонно, не доверяет ей (д.1, яв.6) Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо).
— Каково положение слуг (дворовых) в ее доме?
(Ужасно. Она особенно отвратительна с ними. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.)
К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. (д.1, яв.2, 4)
К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши.
Ты еще, старая ведьма, разревелась.
. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет! Палашка где? Лежит! Ах, она бестия! Лежит, как будто благородная.(д.З, яв.4)
Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день (д. 3,яв. 6);
К Стародуму: Я, братец, с тобой лаяться не стану. От роду, батюшка ни с кем не бранилась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. (д.З, явл.5)
Простакова о себе: Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи (д. 1, яв.З).
Как теленок, мой батюшка. Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)
. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники, нет воры! Век не прощу, не прошу этой насмешки. (д.5.яв.4)
Кутейкин Цыфиркину: Слыхал ли ты, братец, каково житье-то здешних челядинцам, даром, что ты служивый. (д.З, яв.6).
Мы можем только догадываться, что ждет бедных слуг. Фонвизин щадит зрителей и не показывает сцен расправы над людьми. Но в “Журналах домового управления” об этом сказано подробно и достоверно.
-Простакова как-нибудь оправдывает свою жестокость?
(Да. Она говорит Стародуму: Разве я не властна в своих людях?)
Скотинин: Дворянин когда захочет, волен поколотить слугу (д.5,яв.4)
Она обосновывает деспотизм существующими законами, правами дворянского класса. Простакова убеждена, что это дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей.
-Скажите, она кого-нибудь любит?
(Да, Митрофанушку, своего сына. Заботится о нем, ласкова с ним, заступается за него, нанимает учителей).
(“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица).
Сама она крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако она живет в тo время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжелую повинность.
Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. ”- говорит она Цыфиркину.
Простакова о географии: “. Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. (д.4, яв.8)
П. Стародуму: “ Батюшка мой, да что за радость и выучиться?
Вывод: Простакова невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница. Она еще скупа, лицемерна, и вместе с тем труслива.
— Каким растет Митрофанушка? (похожий на мать)
Как он относится к окружающим?
К Еремеевне: Ну, еще слово молви, стара хрычовка! (д.2, яв.4)
К Скотинину: Что ты так ощетиниться изволил? ….. Что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай.
К Учителям: Пострел их побери. (д.2., яв.5)
С Еремеевной плохо разговаривает. (д.2., яв.5)
К Цыфиркину: Ну, давай доску, гарнизонная крыса!
Цыфиркин о Митрофане: Ваше благородие! Завсегда без дела лаяться изволите.
-В чем мать видит счастье для сына? (В богатстве и праздности).
—Какие черты характера развивает она в своем сыне своими методами?
(Она воспитывает тунеядца, паразита – “не хочу учиться, хочу жениться”)
-Можем ли мы сказать, что яркие и индивидуальные качества этой помещицы приобретают характер широкого обобщения? (Да, конечно.)
— Кто еще из героев представляет крепостников- помещиков? ( Скотинин, Простаков).
— Похож ли Скотинин на свою сестру?
Простаковой: “Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата.
У меня в этом, сестрица, один обычай с тобой” (д.1, яв.4)
“. Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду”.
Простаков: “То правда, братец, весь околоток говорит, что ты мастерски собираешь оброк”.
Простакова: “Хоть бы ты, братец, нас поучил, а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! (д. 1, яв.5)
Митрофану: “Ах, ты, чушка проклятая!” (д.2,яв.4)
Простаковой: “Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь”
На слова Милона: “Разве она вам не сестра?”, Скотинин отвечает: “ Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась”. (д.3, яв.3)
Сообщение ученика о Скотинине (обобщение)
Сообщение ученика о Простакове (обобщение)
В чем секрет комедии, секрет ее бессмертия?
— Поднимает тему образования и воспитания;
-Высмеивает невежественных и жестоких крепостников-помещиков.
Итак, автор создал сатирические образы помещиков – крепостников, он обличил крепостное право, показал какое губительное воздействие, оно оказывает на помещика и крепостного (Еремеевна). Он показал, что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
2. Домашнее задание.
Написать творческую работу. “Портрет помещика – крепостника “ Вот злонравия достойные плоды”.
- Как сделать прикольную фотку дома: советы и рекомендации
- соас средней тяжести что это