племена в наши дни
Неконтактные племена: что известно о 100 изолированных народах мира?
1 июля 2014 года семь членов амазонского племени вышли из джунглей и установили свой первый контакт с остальным миром. Это произошло из-за ужасной и трагической необходимости. Несмотря на 600-летнюю португальско-бразильскую историю, это племя появилось только для того, чтобы наладить отношения со своими новыми соседями. По данным Survival International, в мире до сих пор существует около 100 так называемых неконтактных народов, хотя их реальное число, вероятно, выше. Источники этих цифр включают наблюдения с самолетов, пролетающих над изолированными районами и сообщения контактировавших с туземцами людей, живущих поблизости. На самом деле «неконтактный» – это немного неправильное название, поскольку вполне вероятно, что даже самое изолированное племя в мире каким-то образом взаимодействовало с чужаками, будь то лицом к лицу или благодаря межплеменной торговле. Однако эти народы не интегрированы в глобальную цивилизацию и сохраняют свои собственные обычаи и культуру.
Неконтактные народы ведут самостоятельный и самодостаточный образ жизни
Неконтактные народы
В целом неконтактные племена не проявляют интерес к общению с внешним миром. Одна из возможных причин такого поведения – страх. При этом исследователи отмечают, что неконтактные народы превосходно ориентируются в лесах и прекрасно знают о присутствии посторонних.
Причины, по которым группа людей может захотеть остаться изолированной, могут быть разными, но во многих случаях они просто хотят, чтобы их оставили в покое. Антрополог Роберт С. Уокер из университета штата Миссури (США) также считает страх основной причиной, по которой неконтактные племена не выходят на связь с цивилизацией. В современном мире изоляцию племен можно романтизировать как противостояние силам глобализации и капитализма, но, как говорит Ким Хилл, антрополог из Аризонского государственного университета, «не существует группы людей, добровольно оставшейся в изоляции, потому что они думают, что это круто – не иметь контакта ни с кем другим на планете.»
Как видно на фото, некоторые племена живут в наиболее труднодоступных местах планеты.
Стоит ли дружить?
С технической точки зрения, большинство из этих племен так или иначе контактировали с внешним миром. Так называемое «самое изолированное племя в мире» впервые установило контакт с цивилизованным обществом в конце 1800-х годов, хотя с тех пор они предпочитали держаться обособленно. В Бразилии над лесами Амазонки регулярно проходят облеты лесистой местности, где обитают племена племена не только из антропологического любопытства, но и для того, чтобы убедиться, что незаконные вырубки лесов не происходят, а также подтвердить выживание дикой природы после стихийных бедствий.
Племена имеют право на самоопределение и на землю, на которой живут. Поскольку приход чужаков кардинально изменил бы их образ жизни, а они бы явно этого ни хотели, считается, что лучше всего, чтобы внешний мир держался подальше, а народы могли бы сами определять свое будущее.
Исторически сложилось так, что дела у племен, с которыми мы контактировали, сразу после встречи не складывались. Причина заключается в изоляции – у них попросту отсутствует иммунитет ко многим распространенным заболеваниям. Более того, существует задокументированная история первых контактов, которые привели к эпидемиям. Сегодня исследователи призывают не вступать в контакт с племенными народами из-за пандемии Covid-19. Как пишет National Geographic, коронавирус все ближе подбирается к племенам Амазонки.
Однако некоторые антропологи считают, что изолированные популяции не жизнеспособны в долгосрочной перспективе «и» хорошо организованные контакты сегодня являются гуманными и этичными. Дело в том, что известно множество случаев, когда вскоре после мирного контакта с внешним миром выжившие коренные народы быстро восстанавливались после демографических катастроф. Необходимо отметить, что этот аргумент отвергается большинством сторонников прав коренных народов и в некоторой степени лишен доказательств.
Сентинельцы
На фото представитель Сентинельцев – самого неконтактного народа в мире
На сегодняшний день этот неконтактный народ остается обществом охотников-собирателей, которому не ведомо земледелие. У них есть металлические инструменты, но делать их они могут только из железа, которое извлекают в местах близлежащих кораблекрушений. Это племя оставалось изолированным так долго, что языки соседних племен для них непонятны, а язык их собственного племени остается неклассифицированным. Ученые полагают, что самое неконтактное племя в мире существует в изоляции на протяжении нескольких сотен, если не тысяч лет.
Чтобы всегда быть в курсе последних новостей из мира науки и высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram
Племя Джавара
Племя Джавара – это еще один изолированный народ в Индии, также проживающий на Андаманских островах. Они являются самодостаточным обществом охотников-собирателей и, по некоторым данным, довольно счастливы и здоровы. В начале девяностых годов местное правительство представило план по введению племени в современный мир, но недавно от него было решено отказаться, даже несмотря на то, что в последнее время между Джараваси и чужаками стало больше общения из-за увеличения поселений вблизи их деревень.
В 1998 году члены племени начали посещать внешний мир. Этот контакт стал причиной двух вспышек кори в племени, у жителей которого не было к ней иммунитета. Племя также все чаще подвергается визитам заблудших туристов и новых поселений поблизости.
Счастливые представители племени Джаварас, проживающего на Адамансих островах в Индии
Вале-ду-Джавари
Долина Джавари в Бразилии – это территория размером с Австрию, где проживает около 20 коренных племен. 2000 человек из 3000 проживающих там считаются «неконтактными». Информации об этих племенах совсем немного, однако исследователям известно, что туземцы используют сельское хозяйство наряду с охотой, а также изготавливают металлические инструменты и горшки.
В 1970-х и 80-х годах прошлого века бразильское правительство проводило политику установления контактов с изолированными племенами, однако этому положила конец история племени Матис из этого региона. В результате болезней, которым они подверглись, три из пяти деревень племени были стерты с лица земли, а их население резко сократилось. Сегодня угроза этим изолированным племенным народам исходит от шахтеров и лесорубов.
Неконтактное племя Вале-ду-Джавари в Бразилии
Новая Гвинея
Информации об этих изолированных народах крайне мало, поскольку индонезийское правительство проделало хорошую работу, чтобы не допустить людей в высокогорье. Однако некоторые племена вступали в контакт с цивилизованным миром в течение последнего столетия, при этом оставаясь довольно изолированными и сохраняя свои традиции.
Один из наиболее ярких примеров – народ Дани и его история. Расположенное в самом сердце индонезийской Новой Гвинеи, племя контактирует с внешним миром, но сохраняет свои обычаи. Этот народ известен ампутацией пальцев, в память об уже погибших товарищах, также они широко используют краску для тела. Хотя Дани поддерживают контакт с остальным миром с 1938 года, они дарят исследователям представление о людях, с которыми нам еще предстоит встретиться.
Мужчины племени Дани выглядят так
Еще больше увлекательных статей о неконтактных народах и дикой природе читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен. Там регулярно выходят статьи, которых нет на сайте
Конго
За последнее столетие контакты со многими лесными народами Конго происходили нечасто. Однако предполагается, что многие изолированные племена все еще существуют. Мбути или «пигмеи», — это соприкасающийся, но изолированный народ, который может дать нам представление о том, как могут жить другие, неизвестные ученым неконтактные племена.
Пигмеи активно контактируют с внешним миром
Мбути – это охотники-собиратели, которые воспринимают лес как родителя, который обеспечивает их всем необходимым. Они живут в маленьких эгалитарных деревнях и в основном самодостаточны, но занимаются торговлей с внешними группами. Сегодня их образ жизни находится под угрозой из-за вырубки лесов, незаконной добычи полезных ископаемых и геноцида, проводимого против пигмеев.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
«В моем детстве, — вспоминает научный редактор Wired Эрик Ниилер, — мы с братом никак не могли насытиться «Космосом: 1999», сериалом середины 70-х, который г…
Игра го, в которую компьютерная программа DeepMind обыграла чемпиона среди людей, создала своего рода сумятицу для Маркуса дю Саутоя, математика и профессора…
Прожить сто лет — не так уж и сложно, как доказывают отдельные личности. В теории мы могли бы жить веками. Над этой мечтой работают многие ученые, но пока ус…
Дикие и полудикие племена в современном мире (49 фото)
Фотограф Джимми Нельсон путешествует по миру и снимает дикие и полудикие племена, которым удается сохранять традиционный жизненный уклад в современном мире. С каждым годом этим народам становится все сложнее и сложнее, однако они не сдаются и не уходят с территорий своих предков, продолжая жить так же, как жили и они.
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Асаро мудмен («Люди с реки Асаро, покрытые грязью») впервые встретились с западным миром в середине 20-го века. С незапамятных времён эти люди измазываются грязью и надевают маски, чтобы нагонять страх на другие деревни.
«По отдельности все они очень милы, но так как их культура под угрозой, они вынуждены постоять за себя» – Джимми Нельсон.
Племя китайских рыболовов
Местоположение: Гуанси, Китай. Снято в 2010 году. Рыбалка с бакланом – один из древнейших способов рыбной ловли с помощью водоплавающих птиц. Чтобы они не глотали улов, рыбаки обвязывают их шеи. Мелкую рыбёшку бакланы без труда проглатывают, а крупную приносят хозяевам.
Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Это одно из самых известных африканских племён. Юные масаи проходят через ряд ритуалов, чтобы развить ответственность, стать мужчинами и воинами, научиться защищать скот от хищников и обеспечить безопасность своим семьям. Благодаря ритуалам, обрядам и наставлениям старейшин они вырастают настоящими храбрецами.
Центральное место в культуре масаев занимает скот.
«Львы бегут быстрее нас, но мы бежим дальше».
Местоположение: Сибирь – Ямал. Снято в 2011 году. Традиционное занятие ненцев – оленеводство. Они ведут кочевой образ жизни, переходя через полуостров Ямал. На протяжении более тысячелетия они выживают при температуре до минус 50°C. Маршрут ежегодной миграции длиной 1000 км лежит через замёрзшую реку Обь.
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Короваи – одно из немногих папуасских племён, которые не носят котеки, своеобразные футляры для полового члена. Мужчины племени прячут свои пенисы, плотно обвязывая их листьями вместе с мошонкой. Короваи – охотники-собиратели, живущие в домах на деревьях. У этого народа строго распределены права и обязанности между мужчинами и женщинами. Их численность оценивают примерно в 3000 человек. До 1970-х годов короваи были уверены, что других народов в мире не существует.
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Яли живут в девственных лесах нагорья и официально признаны пигмеями, так как рост мужчин составляет всего 150 сантиметров. Котека (футляр из тыквы для полового члена) служит частью традиционной одежды. По нему можно определить принадлежность человека к племени. Яли предпочитают длинные тонкие котеки.
Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Долину Омо, расположенную в Великой рифтовой долине Африки, называют родиной примерно 200 000 коренных народов, которые населяли её на протяжении тысячелетий.
Здесь племена издревле торговали между собой, предлагая друг другу бусы, продукты питания, рогатый скот и ткани. Не так давно в оборот вошли ружья и боеприпасы.
Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Для этого племени характерно отсутствие строго определённой этнической принадлежности. Допустить в дасанеч могут человека практически любого происхождения.
Местоположение: Аргентина и Эквадор. Снято в 2011 году. На протяжении тысячи лет амазонские дождевые леса Эквадора служили домом для народа гуарани. Они считают себя самой храброй коренной группой в бассейне Амазонки.
Местоположение: остров Ра Лава (группа островов Банкс), провинция Торба. Снято в 2011 году. Многие люди вануату считают, что богатства может достичь посредством церемоний. Танец – важная часть их культуры, поэтому во многих деревнях есть танцплощадки под названием насара.
Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. Ладакхи разделяют убеждения своих тибетских соседей. Тибетский буддизм, смешанный с изображениями свирепых демонов из добуддийской религии бон лежит в основе верований ладакхи более тысячи лет. Народ живёт в долине Инда, занимается преимущественно земледелием, практикует полиандрию.
Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. «Лучше умереть, чем жить не убивая». Мурси – скотоводы-земледельцы и успешные воины. Мужчины отличаются подковообразными рубцами на теле. Женщины тоже практикуют шрамирование, а также вставляют тарелку в нижнюю губу.
Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. 1000 лет назад представители племени рабари уже бродили по пустыням и равнинам, которые сегодня относятся к Западной Индии. Женщины этого народа долгие часы посвящают вышивке. Они также управляют хуторами и решают все денежные вопросы, а мужчины пасут стада.
Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Самбуру – полукочевой народ, перебирающийся с места на место каждые 5-6 недель, чтобы обеспечить пастбищами свой скот. Они независимы и гораздо более традиционны, чем масаи. В обществе самбуру царит равноправие.
Местоположение: Непал. Снято в 2011 году. Большинство представителей народа мустанг всё ещё верят, что мир плоский. Они очень религиозны. Молитвы и праздники – неотъемлемая часть их жизни. Племя стоит особняком, как один из последних оплотов сохранившейся по сегодняшний день тибетской культуры. До 1991 года они никого из посторонних не впускали в свою среду.
Местоположение: Новая Зеландия. Снято в 2011 году. Маори – адепты многобожия, поклоняются многим богам, богиням и духам. Они считают, что духи предков и сверхъестественные существа вездесущи и помогают племени в трудные времена. В зародившихся в далёкие времена мифах и легендах маори отразились их идеи о сотворении Вселенной, происхождении богов и людей.
«Мой язык – мое пробуждение, мой язык – окно моей души».
«Знания – это всего лишь слухи, пока они в мышцах».
Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Этот коренной народ борется за землю, свиней и женщин. Ещё много усилий они затрачивают на то, чтобы произвести впечатление на противника. Хули раскрашивают свои лица жёлтыми, красными и белыми красками, а также славятся традицией делать нарядные парики из собственных волос.
Местоположение: Намибия. Снято в 2011 году. Каждый член племени принадлежит к двум кланам, по отцу и по матери. Браки устраивают с целью расширения богатства. Здесь жизненно важен внешний вид. Он говорит о месте человека внутри группы и о его фазе жизни. Ответственность за правила в группе несёт старейшина.
Местоположение: Монголия. Снято в 2011 году. Казахи-кочевники – потомки тюркской, монгольской, индоиранской группы и гуннов, которые населяли территорию Евразии от Сибири до Чёрного моря.
Древнее искусство орлиной охоты – одна из традиций, которые казахи сумели сберечь до наших дней. Они доверяют своему клану, рассчитывают на свои стада, верят в доисламский культ неба, предков, огня и в сверхъестественные силы добрых и злых духов.
Современная дикость Первобытные племена, сохранившиеся до наших дней
Они не знают, что такое автомобиль, электричество, гамбургер и Организация Объединенных наций. Они добывают себе пищу охотой и рыбалкой, верят, что дождь посылают боги, не умеют писать и читать. Они могут умереть, подхватив простуду или грипп. Они являются находкой для антропологов и эволюционистов, но они вымирают. Они – это дикие племена, сохранившие уклад жизни своих предков и избегающие контактов с современным миром.
Хотя в последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже было обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.
Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, поэтому точный учет численности таких племен вести довольно трудно. С другой стороны, племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают или утрачивают свою самобытность. Их представители постепенно усваивают наш образ жизни или вовсе уходят жить «в большой мир».
Но в последнее время племена вынуждены менять привычные места обитания. Освоение современным человеком новых территорий и вырубка лесов, где обитают дикари, вынуждают их основывать новые поселения. В том случае если они окажутся поблизости от поселений других племен, между их представителями могут возникать конфликты. И опять же, нельзя исключать перекрестного заражения типичными для каждого племени заболеваниями. Не все племена смогли выжить, столкнувшись с цивилизацией. Но некоторым удается поддерживать свою численность на постоянном уровне и не поддаваться соблазнам «большого мира».
Как бы то ни было, антропологам удалось изучить образ жизни некоторых племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, творчестве и верованиях помогают ученым лучше понять, как шло развитие человека. Фактически, каждое такое племя – модель древнего мира, представляющая возможные варианты эволюции культуры и мышления людей.
В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в «социум». Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов «больше», «несколько», «все» и «каждый».
Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел «один» и «два». Оно же может означать «примерно один» и «не очень много». Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.
У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.
Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.
Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.
Племена Никобарских и Андаманских островов
Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась.
Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о «каннибалах с собачьими мордами».
Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи
Дилемма первобытных племен заключается в том, что попытки их изучения зачастую приводят к их уничтожению. Антропологам и просто путешественникам трудно отказаться от перспективы отправиться в каменный век. Кроме того, ареал обитания современных людей постоянно расширяется. Первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, однако, похоже, в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.