песня про новогодние праздники с 1 по 13
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Новогодние и Рождественские хиты: история песен «Двенадцать Дней» (Александр Абдулов), «Новогодняя» (ДИСКОТЕКА АВАРИЯ) и «С первого по тринадцатое» (НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ)
Александр Абдулов — «Двенадцать Дней» (1985)
Когда-то популярная, а сегодня подзабытая, песня в исполнении Александра Абдулова была одной из первой, зафиксировавших наш обычай растягивать празднование Нового года на целые две недели. Недаром шутили, что после Конца Света русские встретят ещё и Старый Конец Света…
На стихи Андрея Вознесенского «С первое по тринадцатое» были написано целые две песни. Первая — ГРУППЫ СТАСА НАМИНА — как по мне, вышла ужасной. Более музыкальной вышла версия композитора Игоря Николаева, хотя он и убрал из текста все «заморочки» Вознесенского, оставив только лирику.
Впервые «Двенадцать Дней» была исполнена Абдуловым в музыкальном фильме «Витражных дел мастер» (1985), полностью основанном на стихах поэта.
Но всесоюзную популярность песня получила, когда прозвучала в передаче «Утренняя почта». Это был 1987 год, когда уже вовсю бушевала, так называемая, антиалкогольная компания. Поэтому перед эфиром Николаеву пришлось позвонить Вознесенскому и попросить переделать «крамольную» строчку: «Я закопал шампанское под снегопад в саду, Выйду с тобою с опаскою, вдруг его не найду…». Поэт нисколько не смутился и тут же выдал вместо «вдруг его не найду» — «я его не найду». Герой песни остался трезвым, а цензура удовлетворённой.
Из песни:
С первого по тринадцатое
нашего января
Сами собой набираются
старые номера
Сняли иллюминацию,
но не зажгли свечей
С первого по тринадцатое
старых ищу друзей…
ДИСКОТЕКА АВАРИЯ — «Новогодняя» (1999)
Удивительно, но по воспоминаниям участников ДИСКОТЕКИ АВАРИЯ их «Новогодняя» стала знаменитой далеко не сразу. Хотя песню группа выпустила ещё в декабре 1999 года, раскрутилась она лишь к лету 2000-го. «Новогоднюю», как и остальные песни АВАРИИ, написал Алексей Рыжов. Песня стала первым по-настоящему всенародным хитом коллектива, влюбив в себя не только молодёжь, но и старшее поколение.
И это, несмотря на то, что текст её был довольно жестковатым, хулиганским и даже брутальным. Пьяный Дед Мороз, Снегурочка, которая ушла на… нехорошее мероприятие, рифмующееся со словом «Камчатки» и пессимистичный рефрен о том, что «опять нас обманут, ничего не дадут». Но звучит это всё с бесшабашным стоическим оптимизмом. В общем, какие времена — такие и песни.
Из песни:
Тут нальют, там нальют,
Не узнают да убьют.
Вы уже все в форме,
Значит, надо быть и мне,
Щас шампанского оформим,
Будем с вами наравне.
А когда станет жарко,
Начнем дарить подарки.
Славный праздник это вот:
Здравствуй елка — Новый Год!
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ — «С первого по тринадцатое» (2009)
Ещё один отличный хит, посвящённый нашему двухнедельному Нового году, к Вознесенскому никакого отношения не имеет. Написал его лидер группы НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ — Алексей Кортнев. Об алкогольном марафоне здесь поётся безо всякого оттенка грусти, весело и смешно. Гротеск гротеском, но многое похоже на правду…
Презентация песни состоялась в преддверии 2010 года. Проходила она по всем правилам нового времени — в Интернете — и сопровождалась видеороликом, обильно усеянным любительскими кадрами разнообразных зимних падений — как в пьяном, так и в трезвом состоянии. По словам Кортнева, благодаря успеху песни, им удалось неплохо продать через Интернет и новый альбом группы «Тоннель в небе» — по крайней мере, это оказалось более выгодным, чем выпуск дисков.
…Тринадцатое. Пока не поздно,
Пора прощаться с Дедом Морозом.
И вся Россия с огнем в груди
Кричит ему: «Дедушка, уходи!
И Снегурку свою забирай.
Не можем мы больше…»
Как же хочется на работу!
К станку, прилавку, куда угодно!
И значит, прониклась идеей нация
С первого и по тринадцатое!
С первого и по тринадцатое
С песнями, шутками, танцами, е!
Так и сплотится вся нация, е!
С первого и по тринадцатое!
Автор: Сергей Курий
декабрь 2014 г.
«С 1-го по 13-е…» Александра Абдулова или «Двенадцать дней» Андрея Вознесенского
В видео к посту: обаятельнейший Александр Абдулов поёт про двенадцать дней января.
С первого по тринадцатое нашего января
Сами собой набираются старые номера.
. Наверно что-то сменится в жизни твоей и моей,
Наверно что-то сменится в эти двенадцать дней.
Кстати, песня «Двенадцать дней», которую исполняет Александр Абдулов», имеет любопытную историю. Сначала в 1975 году Андрей Вознесенский написал стихотворение «Старый Новый год», в котором описывал промежуток между Новым годом и Старым Новым годом, называя его «пропастью между времён». Смысл стихотворения был отнюдь не романтический: Вознесенский имел в виду некое старое время и новое, настоящее время. Под старым временем автор подразумевал период в истории России до 31 января 1918 года, когда взамен юлианского календаря был введён григорианский и, соответственно, Новый год стал отмечаться по новому стилю. И хотя Вознесенский назвал это время пропастью, он говорит, что именно в этот период старое и новое время существуют параллельно, например «Вьюгою Патриаршею позамело капот».
Первым песню на это стихотворение в 1983 году написал Стас Намин и с группой «Цветы» снял к ней видеоклип. Однако в СССР он не транслировался и впервые попал в эфир только в 1986 году в США и, соответственно, песня не получила популярности.
В 1985 году на укороченный вариант стихотворения написал музыку Игорь Николаев, и её исполнил актёр Александр Абдулов в музыкальном фильме «Витражных дел мастер», который полностью был основан на творчестве Андрея Вознесенского (именно эту версию предлагаю в видео к посту).
Настоящую популярность песня получила после выхода её в 1987 году в эфир в телепередаче «Утренняя почта».
Рассказывают историю о том, что, по словам Игоря Николаева, эта песня могла и не попасть в телеэфир из-за одной строки: в разгар антиалкогольной кампании редакторы не пропускали строки «Я закопал шампанское под снегопад в саду, выйду с тобой с опаскою, вдруг его не найду». Николаеву и Абдулову пришлось звонить автору с просьбой переделать текст, и Андрей Вознесенский прямо по телефону продиктовал политически корректную версию: «…выйду с тобой с опаскою, я его не найду».
Желаю всем счастья и исполнения самых сокровенных желаний!
Фрагмент фильма-концерта «Витражных дел мастер». ТО «Экран», 1985 г. Источник: канал на YouTube «Советские песни. Гостелерадиофонд», https://www.youtube.com/channel/UC7QX724vt3YwVnkMwtmdqNA?sub.
«Юнона и Авось»: к дню рождения Николая Караченцова и его Ленкома
Сегодня исполняется 77 лет со дня рождения любимого многими актёра театра и кино Николая Караченцова (1944-2018).
Более 30 лет Николай Петрович играл в московском театре «Ленком», в который попал по распределению в числе десяти лучших выпускников Школы-студии В.И. Немировича-Данченко при МХАТе.
Как и его звезда, Ленком отмечает свой день рождения 27 октября: в 1927 году театр открылся в здании бывшего Купеческого клуба и тогда назывался Театром Рабочей Молодёжи (сокращённо ТРАМ), поскольку в нём играли участники заводских и районных театров, а также коллектив театральной мастерской при Московском комитете комсомола.
Объединяя два созвучных дня рождения, предлагаю вспомнить постановку, которая стала одной из знаковых и в творческой судьбе Николая Караченцова, и в репертуаре Ленкома.
Рок-опера композитора Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского. Режиссёр Марк Захаров. 1983. Источник: канал на YouTube «Советские фильмы и спектакли. Гостелерадиофонд», https://www.youtube.com/channel/UC7FDlGcSUqeSZHh1LRMM1OQ?sub.
«У природы нет плохой погоды» или при чём ту поэт 18 века, и как Эльдар Рязанов «отомстил» Андрею Мягкову)))
Слушать таких мэтров – одно удовольствие. Эльдар Рязанов и Андрей Мягков вспоминают историю о том, как знаменитый режиссёр написал стихи к ставшей всенародно любимой песне «У природы нет плохой погоды» на музыку Андрея Петрова, и под каким соусом он их подал съёмочной группе и актёрам фильма «Служебный роман»… Прекрасная речь, тонкий юмор, элегантность, кадры из любимого фильма, море доброты и любовь к своей профессии.
1981. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Лебедев-Кумач: про Оксфорд, «Священную войну», славу с горьким привкусом, страх Гитлера, радость жизни и грустные стихи в финале…
Честно говоря, этот пост рождался нелегко: информации не очень много, степень её достоверности – 50 на 50… Если вам есть что добавить – добро пожаловать.
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…»
«Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля…»
«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…»
«А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!»
«Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда…»
«Как много девушек хороших, как много ласковых имён. »
«Закаляйся, если хочешь быть здоров! Постарайся позабыть про докторов…»
«Удивительный вопрос: почему я водовоз? Потому что без воды —и ни туды и ни сюды!»
«Я на подвиг тебя провожала, над страною гремела гроза…»
На самом деле, Лебедев-Кумач был автором большого количества произведений весьма разного характера и наряду с патриотическими и очень проникновенными стихами, писал, например, злободневные литературные пародии, сатирические сказки, фельетоны, посвящённые темам хозяйства и культурного строительства, а также лирические строки и полные оптимизма и радости жизни стихи о молодых и жизнерадостных людях.
Если вы полюбопытствуете, то найдёте в Интернете стихи Лебедева-Кумача, сильно отличающиеся от широко известных песен о войне и к кинофильмам.
Затем была работа в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА», в различных периодических изданиях. Как раз в это время будущий «любимый поэт сталинской эпохи» нащупал главные направления и темы своего творчества (в первую очередь, это патриотизм; не лишним оказались и «Гимн НКВД»), а также стал Лебедевым-Кумачом. В эти же довоенные годы Василий Иванович работал для эстрады (для театральных обозрений и самодеятельных рабочих коллективов) и кино (были написаны тексты песен к кинокомедиям Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк», «Волга, Волга» (1938), к фильму «Дети капитана Гранта» и др.). В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.
В 1939 году Василий Иванович в качестве офицера РККА участвовал в походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию. Во время советско-финской и Великой Отечественной войн в звании капитана первого ранга служил в ВМФ политработником и был сотрудником газеты «Красный флот».
Большая советская энциклопедия называет Лебедева-Кумача одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения». И большинство критиков, писавших о творчестве поэта, признавали за ним создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Между тем, не раз возникал вопрос относительно оригинальности текстов поэта: эксперты и даже коллеги по цеху обвиняли Лебедева-Кумача в плагиате. Например, есть данные о том, что в 1940 году Александр Фадеев даже собирал Пленум правления Союза писателей, на котором разбирались около 12 случаев «воровства» Лебедева-Кумача…(к слову, Фадеев вообще без особой симпатии относился к Лебедеву-Кумачу не только как к поэту, но и как к человеку, но об этом писать не буду, т.к. не владею материалом). А история об авторстве «Священной войны» (озвучивалась версия о том, что её автором был учитель русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александр Боде) и вовсе в 1999 году неожиданно была доведена до судебного разбирательства, в результате которого суд принял окончательное решение о том, что текст песни «Священная война» принадлежит Лебедеву-Кумачу.
Не знаю, когда и где Лебедев-Кумач мог «списать» тест «Священной войны», поскольку на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, 23 июня 1941 года, он получил задание написать патриотическую песню, и уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». 26 июня, положенная на музыку Александра Александрова, она впервые прозвучала в исполнении Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, навсегда став символом борьбы нашего народа за Родину.
И всё же после этого Василий Иванович написал песни к кинофильмам «Первая перчатка» 1946 года («Закаляйся», «На лодке» и «Во всём нужна сноровка») на музыку Василия Соловьёва-Седого и «Весна» 1947 года на музыку Исаака Дунаевского.
Попав в октябре 1948 года в больницу Лебедев-Кумач написал свои последние стихи:
Внимание! Дорогие сограждане! Сейчас о том, что касается каждого.
Тут вам не шутки на самом деле, а свежий проект национальной идеи!
В нашем универсальном проекте впервые, прошу, заметьте,
Учтены интересы всего народа, а так же специфика Нового Года.
Итак, основная идея, чтоб нас не трогали две недели.
Отстаньте от нашей нации с первого по тринадцатое!
С первого и по тринадцатое с песнями, шутками, танцами.
Чем же еще заниматься-то с первого и по тринадцатое?
Первого как-то проснулись, ух ты!
Уже под вечер ползем на кухню
С курантами, бьющими в голове,
Поближе к залежам оливье
А там уже по слегка разлито.
Слегка – это значит чуть меньше литра
С первого и по тринадцатое с песнями, шутками, танцами.
Сколько здоровья-то тратится с первого и по тринадцатое.
Только решил завязать шестого –
Приехал родственник из Ростова.
С ним заодно прихватили седьмое.
А ты что хочешь? Дело святое…
Восьмое-девятое помним плохо
Уехал родственник – слава Богу!
Десятого вроде заняться нечем…
Отлично! Десятого лечим печень
Одиннадцатого решаем задачу
Как не поехать к друзьям на дачу.
Но все же едем. Итог известен:
Включая двенадцатое куролесим.
Тринадцатое! Пока не поздно
Пора прощаться с Дедом Морозом.
И вся Россия с огнем в груди
Кричит ему: «Дедушка! Уходи! (и Снегурку свою забирай!)»
Как же хочется на работу!
К станку, к прилавку, куда угодно!
И значит, прониклась идеей нация
С первого и по тринадцатое.
С первого и по тринадцатое с песнями, шутками, танцами.
Так и сплотится вся нация с первого и по тринадцатое.