картина авилова поединок на куликовом поле

Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. Эта картина стала классикой батально-исторического жанра в русской живописи.

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Идея сюжета у художника появилась задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался не удовлетворён своей работой.

По сложившимся ещё в древности законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить молномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это лишь легенда и в реальности битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития событий.

Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были примерно равными по силе, имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и не вызывало у них желания атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок.

От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков.

В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы.

Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.

Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.

Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.

В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.

Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.

По благославению Сергия Радонежского

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов.

Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как мы знаем, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Там впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока.

Если это действительно так, то Пересвет на самом деле мог не погибнуть в поединке. Был тяжело ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.

По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России.

В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.

Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.

Воины Пересвет и Ослябя

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.

Источник

Картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» описание

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Картина была написана в 1943 году. Холст, масло. Размеры: 327 × 557 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.

На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьё разбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.

По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны — русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая. Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды». В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину.

Источник

Описание картины “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле” Михаила Авилова

картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть фото картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть картинку картина авилова поединок на куликовом поле. Картинка про картина авилова поединок на куликовом поле. Фото картина авилова поединок на куликовом полеМ.Авилов, “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, 1943 год, фото: rusmuseumvrm.ru

НазваниеПоединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Страна, художникРоссия, Михаил Авилов
Год1943
Жанрсюжетное историческое искусство
НаходитсяГосударственный Русский музей
Материалыхолст, масло

Картину “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, ставшую самой известной его работой, советский художник Михаил Иванович Авилов написал в 1943 году. Может также называться “Поединок Пересвета с Челубеем” или “Поединок на Куликовом поле”.

По легенде, именно это сражение предшествовало Куликовскому побоищу.

Битва русского богатыря и татарского воина

В центре сюжета – яростно схлестнувшиеся Пересвет (слева) и Челубей (справа), восседающие на верных лошадях. Оба они тогда погибли, победу одержал богатырь Пересвет: конь довез его на спине до стана “своих”. Воин Челубей же был выбит из седла.

Центральную же роль достаточно простой композиции занимают, несомненно, кони. Гиганты, стоящие на дыбах, кажется, поглощают остальные элементы картины. Взволнованные их гривы, оскалы на рассвирепевших мордах делают пугающими. Кажется, скорее они здесь – насмерть сцепившиеся воины.

Очень выделяется щит Челубея, встретивший богатырское копье и бьющаяся, яркая попона его коня. Солнечный свет отражается в шлеме и кольчуге его соперника.

Слева, восседая на белой лошади, строй возглавляет великий князь Дмитрий Донской. В сражении он получит контузию, но выживет.

Разноцветное, беспокойное татаро-монгольское войско выражает неуверенность в лучшем для них исходе битвы.

Главными героями картины Авилова выступают: русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры, Александр Пересвет и татарин Челубей (в разных транскрипциях и материалах – Челибей, Телебей или Темир-мурза).

Мысль об этой картине родилась у художника за четверть века до ее сотворения.

Источник

М. И. Авилов «Поединок на Куликовом поле»: описание картины, создание произведения

В двух словах

Картина, которую мы рассматриваем, считается знаковой в творчестве М. И. Авилова. Некоторые искусствоведы считают ее самым лучшим творением мастера. На полотне разворачиваются события славной Куликовской битвы.

картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть фото картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть картинку картина авилова поединок на куликовом поле. Картинка про картина авилова поединок на куликовом поле. Фото картина авилова поединок на куликовом поле

История создания произведения: замысел

картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть фото картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть картинку картина авилова поединок на куликовом поле. Картинка про картина авилова поединок на куликовом поле. Фото картина авилова поединок на куликовом поле

Создание полотна

Работа началась осенью 1942 года, когда М. И. Авилов вернулся обратно в Москву из эвакуации. Надо сказать, в это нелегкое время для художника смогли найти подходящую для работы с масштабным холстом просторную мастерскую.

картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть фото картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть картинку картина авилова поединок на куликовом поле. Картинка про картина авилова поединок на куликовом поле. Фото картина авилова поединок на куликовом поле

Эскизов произведения также было сделано Авиловым немалое число. В результате же мастер закончил свой труд за 6 месяцев.

А теперь перейдем к описанию картины Авилова «Поединок на Куликовом поле».

Описание главного плана

картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть фото картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть картинку картина авилова поединок на куликовом поле. Картинка про картина авилова поединок на куликовом поле. Фото картина авилова поединок на куликовом поле

Кульминация

В описании картины Авилова «Поединок на Куликовом поле» также отметим, что живописец мастерски передал самый кульминационный момент единоборства. Все здесь подчеркивает неизбежность, трагичность и остроту развязки: устрашающие оскаленные пасти лошадей, их черные развевающиеся гривы, солнце, равнодушно сверкающее на доспехах и щитах воинов.

Вот этот момент, когда мчащиеся друг на друга враги столкнулись! Только-только копья, с легкостью пробив доспехи, вонзились в тела. Ни Пересвет, ни Челубей еще не почувствовали, не осознали, что их раны смертельны. Они живы битвой, ненавистью друг к другу.

Внимательный зритель сразу заметит тонкие намеки развязки: оба богатыря поддались назад из своих седел. Но по спадающему красному малахаю Челубея видно, что татарский воин через пару мгновений упадет на землю. Об исходе битвы и одобрении художника говорит и то, что к зрителю лицом изображен именно Пересвет. Он будет главным героем этого короткого сражения.

картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть фото картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть картинку картина авилова поединок на куликовом поле. Картинка про картина авилова поединок на куликовом поле. Фото картина авилова поединок на куликовом поле

Второй план

Присмотревшись, даже можно представить как незыблемо, словно скала, стоит русское войско. И как беспорядочно движется, мечется в беспокойстве его противник. Внимательный зритель разглядит также великого Дмитрия Донского на белом коне. Князь, как неподвижный исполин, застыл в ожидании исхода единоборства.

Описание и автор картины «Поединок на Куликовом поле» представлены в этом кратком анализе. В его ходе мы постарались описать всю экспрессию и напряженность картины, изображающей кульминацию судьбоносного противостояния двух воинов.

Источник

Правда о схватке Пересвета и Челубея

То, что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть фото картина авилова поединок на куликовом поле. Смотреть картинку картина авилова поединок на куликовом поле. Картинка про картина авилова поединок на куликовом поле. Фото картина авилова поединок на куликовом поле

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *