Бороться как спрягается глагол
Как спрягать глаголы бороться
«БорЯтся» или «борЮтся», как правильно пишется?
Слово «борются» правильно пишется с буквой «ю» в личном окончании -ют как форма глагола «бороться» первого спряжения.
Узнаем, как правильно писать слово «бор я тся» или «бор ю тся», определив спряжение глагола.
При произношении этого слова ударным является гласный корня:
Как видим, орфографическая проблема состоит в выборе буквы «я» или «ю» в безударном окончании слова. Какое выбрать написание:
Чтобы не ошибиться в выборе буквы в окончании, определим, словом какой части речи оно является.
Часть речи слово «борются»
Чтобы понять, к какой части речи принадлежит анализируемое слово, воспользуемся высказыванием:
Садоводы борются с прожорливой тлей на листьях плодовых деревьев с помощью отвара полыни.
Рассматриваемое слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
По этим грамматическим признакам выясним, что эта лексема является глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения.
Написание безударного окончания глагола «борются»
Чтобы правильно написать личное безударное окончание глагола, вспомним принадлежность глаголов к первому или второму спряжению. В соответствии с этой градацией выберем правильное написание личного окончания глагола «бороться».
Этот принцип безошибочного написания безударных личных окончаний глаголов представим пошагово в виде следующего алгоритма:
Глагол «бороться» оканчивается на -оться, а это значит, что его отнесем к первому спряжению, как и аналогичные слова «полоть», «молоть».
Понаблюдаем за его изменением по лицам и числам в формах настоящего времени.
Проспрягаем:
Слово «борются», являющееся формой глагола первого спряжения «бороться», пишется с буквой «ю» в безударном окончании.
Чтобы усвоить правильное написание этого слова, предлагаем прочесть примеры предложений.
Примеры
Многие успешно борются со словами-паразитами в своей речи.
Спортсмены-легкоатлеты борются за первое место на последних метрах дистанции.
Рыбаки борются с высокими волнами, умело направляя лодку к берегу.
Кто знает, как борются пароходы с бурным течением этой своенравной реки?
Спряжение глаголов в русском языке: таблица
Наступило лето и те ученики, которые добросовестно учили уроки, могут расслабиться и как следует отдохнуть. Для тех же, кто по каким-либо причинам имеет пробелы в знаниях, есть время немного подтянуть учебу и, как говорится, восполнить эти пробелы. Сегодняшний мини-урок мы посвятим спряжению глаголов в русском языке.
Что представляет собой спряжение глаголов
На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.
В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.
Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать.
В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:
Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.
Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица
Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.
К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».
Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.
Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется. Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение.
Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.
Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.
Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.
Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.
Приведем пример
Глагол «Несут»
Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.
Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.
Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.
Глагол «Купить»
У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.
Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.
Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями: таблица
Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик. Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.
Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.
То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.
Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила. Поэтому отметим сразу, какие глаголы представлены 1-ым, а какие 2-ым спряжением.
Итак, к глаголам 1-го спряжения относят
Глаголы 2-го спряжения в русском языке представлены следующими:
Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов
Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.
Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.
Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.
Примеры и упражнения для самоконтроля
В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.
Задание для самоконтроля №1
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.
Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.
Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.
Объяснение:
Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр.
Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр.
Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.
Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.
Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.
Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.
Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.
Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр.
Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр.
Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр.
Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.
Задание для самоконтроля №2
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.
Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.
Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).
Задание для самоконтроля №3
Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.
Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.
Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.
Задание для самоконтроля №4
Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.
Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.
Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.
Задание для самоконтроля №5
Вставить пропущенные буквы в текст.
Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).
Спряжения глаголов. Стихи — запоминалки
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).
Ко второму спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Запоминалки спряжений глаголов. Фото — фотобанк Лори
Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:
Запоминалка спряжений глаголов — 1
Запоминалка спряжений глаголов — 2
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Запоминалка спряжений глаголов — 3
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Запоминалка спряжений глаголов — 4
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Запоминалка спряжений глаголов — 5
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
Характеристики части речи
Для одушевления неживых предметов понадобится глагол — часть речи, которая отличается динамичностью. Важно знать правописание «борются или борятся», как правильно употреблять окончание в глаголах. Часть речи часто встречается в художественной литературе, выступает средством художественной выразительности и образности. Например, с помощью олицетворения можно легко оживить любые предметы («пободаться с врагами»).
Перед изучением окончаний глаголов нужно запомнить, что каждая часть речи изменяется. Существительные — по падежам, а глаголы — по лицам и числам. Это и называется спряжением. Чтобы понять, как правильно писать «борются или борятся», нужно запомнить, что для каждого спряжения характерно своё окончание. Это не относится к глаголам в прошедшем времени.
Правописание глагола
Глагол «бороться» имеет такие характеристики: несовершенный вид, непереходный, I спряжение. Чтобы грамотно составлять предложения, нужно помнить, что проверочное слово к «бороться» «борется». Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова или их формы, в которых гласный будет под ударением (Спортсмен легко справляется с трудностями, так как постоянно… за выполнение трудных задач).
Определить правописание личного безударного окончания можно, если вспомнить принадлежность части речи к спряжению. Для этого следует воспользоваться простым алгоритмом:
Словообразование — важный ключ при изучении лексики. Все важные моменты необходимо усвоить, а для закрепления материала следует выполнять различные упражнения. Например, составлять цепочку определённого слова, определять нарушение последовательности, выявлять основу. Важно знать, почему многие глаголы пишутся не так, как слышатся.
Морфология и словообразование
Глагол в повелительном наклонении произносят как «борись». В русском языке употребляется образованное причастие настоящего времени «борющийся», деепричастие «борясь».
Раздел «Морфология» изучает части речи. При разборе придерживаются простого плана:
Среди непостоянных признаков наклонение (изъявительное, повелительное, условное), число. Время, род и лицо устанавливают при определённых условиях.
Синтаксическую роль подтверждают исходя из контекста предложения (Чтобы одержать победу, человек не должен бросаться на заманчивое предложение, а обязан… за более выгодные условия).
Морфологический разбор «бороться»: глагол, неопределённая форма, несовершенный вид, непереходный, возвратный, изъявительное наклонение. Понять, как правильно должен писаться глагол, можно при разборе слова. Сначала подбирают синонимы, чтобы увидеть, как произошло образование. Например, борящийся, воевать, поборится, драться, побороть, соперничать, состязаться, сражаться (Ходить на поле боя нужно, чтобы…, а не ждать подарка от судьбы).
Для того чтобы определить корень, нужно однокорить слова и найти у них одинаковую часть. В словообразовательной цепочке участвует существительное «борец». Это слово второго склонения, так как обладает такими характеристиками, как мужской род и нулевое окончание. При изучении раздела «Морфология» запоминают правило, когда необходимо править букву в глаголе. Сначала нужно собрать цепочку словообразования.
Имея такой навык, можно легко проследить, как создавалась речевая единица, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. У каждого слова есть основа. Построение цепочки происходит на самой простой единице — базовой. Остальные слова — производные.
С помощью алгоритма составления и последовательности действий можно узнать, от какого слова началось образование:
С этой задачей справится любой школьник. Для этого достаточно изучить способы словообразования: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.
Если необходимо составить словообразовательную цепочку глагола «борются», то, согласно алгоритму, выводы будут такими:
Если детально рассмотреть глагол, то можно увидеть, что перевод будет «комбат и батл». Они указывают на такие характеристики, как сила, хорошие мыслительные способности. Во многих стихотворениях можно найти рифму, которая поможет запомнить правильное написание части речи. Например, «Пока два брата борются, у них дела не спорются».
Правила правописания глаголов запомнить несложно. Важно знать окончания, как слова изменяются по лицам и числам. Это поможет сочинять и рассказывать истории, грамотно оформлять предложения на письме.
Глагол борятся это какое спряжение
«БорЯтся» или «борЮтся», как правильно пишется?
Слово «борются» правильно пишется с буквой «ю» в личном окончании -ют как форма глагола «бороться» первого спряжения.
Узнаем, как правильно писать слово «бор я тся» или «бор ю тся», определив спряжение глагола.
При произношении этого слова ударным является гласный корня:
Как видим, орфографическая проблема состоит в выборе буквы «я» или «ю» в безударном окончании слова. Какое выбрать написание:
Чтобы не ошибиться в выборе буквы в окончании, определим, словом какой части речи оно является.
Часть речи слово «борются»
Чтобы понять, к какой части речи принадлежит анализируемое слово, воспользуемся высказыванием:
Садоводы борются с прожорливой тлей на листьях плодовых деревьев с помощью отвара полыни.
Рассматриваемое слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
По этим грамматическим признакам выясним, что эта лексема является глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения.
Написание безударного окончания глагола «борются»
Чтобы правильно написать личное безударное окончание глагола, вспомним принадлежность глаголов к первому или второму спряжению. В соответствии с этой градацией выберем правильное написание личного окончания глагола «бороться».
Этот принцип безошибочного написания безударных личных окончаний глаголов представим пошагово в виде следующего алгоритма:
Глагол «бороться» оканчивается на -оться, а это значит, что его отнесем к первому спряжению, как и аналогичные слова «полоть», «молоть».
Понаблюдаем за его изменением по лицам и числам в формах настоящего времени.
Проспрягаем:
Слово «борются», являющееся формой глагола первого спряжения «бороться», пишется с буквой «ю» в безударном окончании.
Чтобы усвоить правильное написание этого слова, предлагаем прочесть примеры предложений.
Примеры
Многие успешно борются со словами-паразитами в своей речи.
Спортсмены-легкоатлеты борются за первое место на последних метрах дистанции.
Рыбаки борются с высокими волнами, умело направляя лодку к берегу.
Кто знает, как борются пароходы с бурным течением этой своенравной реки?
«БорЮтся» или «борЯтся», как правильно?
Слово «борются» правильно пишется с буквой «ю» в личном окончании -ют как форма глагола «бороться» первого спряжения.
При произношении слова «борются» ударным является гласный корня:
бо́р ю т ся — корень/окончание/постфикс
Как видим, орфографическая проблема состоит в выборе буквы «я» или «ю» в безударном окончании слова. Какое выбрать написание:
«бо́р я тся» или «бо́р ю тся»?
Чтобы не ошибиться в выборе буквы в окончании, определим, словом какой части речи оно является.
Часть речи слово «борются»
Садоводы борются с прожорливой тлей на листьях плодовых деревьев с помощью отвара полыни.
Рассматриваемое слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
садоводы что делают?
По этим грамматическим признакам выясним, что это слово является глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения.
Написание безударного окончания глагола «борются»
Чтобы правильно написать личное безударное окончание глагола, вспомним принадлежность глаголов к первому или второму спряжению. В соответствии с этой градацией выберем правильное написание личного окончания глагола «бороться».
Этот принцип безошибочного написания безударных личных окончаний глаголов представим пошагово в виде следующего алгоритма:
Глагол «бороться» оканчивается на -оться, а это значит, что его отнесем к первому спряжению.
Понаблюдаем за его изменением по лицам и числам в форме настоящего времени.
Проспрягаем:
ВыводСледовательно, в форме глагола настоящего времени множественного числа третьего лица «(они) борются» напишем безударное окончание -ют.
Слово «борются», являющееся формой глагола первого спряжения «бороться», пишется с буквой «ю» в безударном окончании.
Примеры
Многие успешно бо́рются со словами-паразитами в своей речи.
Спортсмены-легкоатлеты бо́рются за первое место на последних метрах дистанции.
Рыбаки бо́рются с высокими волнами, умело направляя лодку к берегу.
Кто знает, как бо́рются пароходы с бурным течением этой своенравной реки?
Спряжение глаголов в русском языке: таблица
Наступило лето и те ученики, которые добросовестно учили уроки, могут расслабиться и как следует отдохнуть. Для тех же, кто по каким-либо причинам имеет пробелы в знаниях, есть время немного подтянуть учебу и, как говорится, восполнить эти пробелы. Сегодняшний мини-урок мы посвятим спряжению глаголов в русском языке.
Что представляет собой спряжение глаголов
На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.
В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.
Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать.
В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:
Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.
Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица
Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.
К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».
Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.
Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется. Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение.
Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.
Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.
Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.
Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.
Приведем пример
Глагол «Несут»
Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.
Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.
Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.
Глагол «Купить»
У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.
Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.
Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями: таблица
Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик. Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.
Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.
То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.
Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила. Поэтому отметим сразу, какие глаголы представлены 1-ым, а какие 2-ым спряжением.
Итак, к глаголам 1-го спряжения относят
Глаголы 2-го спряжения в русском языке представлены следующими:
Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов
Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.
Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.
Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.
Примеры и упражнения для самоконтроля
В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.
Задание для самоконтроля №1
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.
Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.
Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.
Объяснение:
Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр.
Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр.
Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.
Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.
Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.
Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.
Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.
Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр.
Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр.
Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр.
Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.
Задание для самоконтроля №2
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.
Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.
Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).
Задание для самоконтроля №3
Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.
Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.
Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.
Задание для самоконтроля №4
Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.
Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.
Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.
Задание для самоконтроля №5
Вставить пропущенные буквы в текст.
Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).