стратегическое предприятие что это
Стратегическое предприятие (организация)
«. 1. Для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:
федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О несостоятельности (банкротстве)»
Смотреть что такое «Стратегическое предприятие (организация)» в других словарях:
СП — стеклопакет СП стрелковый полк воен. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. СП стартовая позиция Словари: Словарь сокращений и… … Словарь сокращений и аббревиатур
Фирма — (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора
Курганский автобусный завод — Данные в этой статье приведены по состоянию на 2009 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия
СХП — сельхозпредприятие СХП сельскохозяйственное предприятие организация СХП Социально христианская партия Бельгия, полит. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СХП система хранения и… … Словарь сокращений и аббревиатур
Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова — Научно исследовательский физико химический институт им. Л.Я. Карпова (НИФХИ им. Л. Я. Карпова) Основан 1918 Директор д. т. н. Куляпин Владимир Павлович Расположение … Википедия
Менеджмент — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Менеджмент (от англ. management управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) означает разработку (моделирование), создание… … Википедия
Менеджеры — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия
Менеджмент (система управления) — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия
Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Газпром нефть — (Gazprom neft) Компания Газпром нефть, собственники и руководство компании, создание и развитие Газпром нефти Информация о компании Газпром нефть, собственники и руководство компании, создание и развитие Газпром нефти Содержание Содержание «»… … Энциклопедия инвестора
Из списка стратегических предприятий России пропадает оборонка, зато остаются «ТНК-ВР», «Мегафон» и «Главстрой»
Продажная стратегия
Правительство собирается исключить из числа стратегических объектов около 240 компаний – больше половины нынешнего списка. Стратегический статус предприятия означает, что оно обязано находиться под контролем государства, то есть в его собственности. Лишая компанию этого статуса, правительство фактически даёт добро на её приватизацию. К какому результату приведёт отпущение предприятий на вольные хлеба и чем вызвано столь радикальное решение, выяснял корреспондент «Нашей Версии».
Само словосочетание «стратегический объект» вызывает у среднего россиянина образ чего-то жутко засекреченного с высоким забором вокруг и суровым КПП на входе, через который разрешается пройти только узкому кругу сотрудников, а также компетентных лиц c цепким профессиональным взглядом, в «штатских» пиджаках или как минимум в армейской форме. В наследство от СССР к России перешло свыше полутора тысяч предприятий оборонно-промышленного комплекса. Однако помимо них к числу стратегических относятся, например, и такие широко доступные объекты, как железные дороги, порты, аэропорты, связанные с «национальной безопасностью». Согласно закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» к стратегическим относятся федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, «чьи акции находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан».
Определение весьма расплывчато, а посему, вероятно, столь же туманна и неопределённа судьба таких предприятий. За последние шесть лет их численность уже сократилась более чем вдвое, а впереди – очередная радикальная зачистка, после чего в России останется лишь меньше 20% (!) количества 2004 года.
Главный козырь компании со стратегическим статусом – гарантия её поддержки со стороны государства. Такое предприятие вправе рассчитывать, что федеральная власть не позволит ему утонуть в бурном океане свободного рынка и всегда обеспечит либо госзаказом, либо на худой конец временными субсидиями или дотациями. Видимо, по этой причине в 1990-е годы реестр стратегических предприятий так и не был создан, несмотря на то что уже был подготовлен соответствующий законопроект.
В те времена темы «всемогущей руки рынка» и «невмешательства государства в экономику» были одними из любимых в государственных СМИ.
Когда прежние лозунги сменились кремлёвскими обещаниями «укрепления обороноспособности страны» и «возрождения державы», вполне органичным стало утверждение президентским указом Владимира Путина в 2004 году «Перечня стратегических предприятий». Все сделки по продаже акций вошедших в этот перечень компаний должны проходить через специальную правительственную комиссию, которая даёт одобрение на продажу стратегических активов. В заветный список попали 518 ФГУП и 546 АО. Возможно, их будущее под государственной «крышей» было бы и далее безоблачным, но на горизонте замаячил экономический кризис. Федеральная власть поступила в соответствии с принципом «Боливар не выдержит двоих» и сбросила лишних пассажиров со своего корабля.
Всем этим компаниям была обещана помощь в виде льготного кредитования и государственных гарантий на 350 млрд рублей, а также государственные заказы, реструктуризация налоговой задолженности, докапитализация, реализация социальных программ. При этом – самое главное! – среди счастливчиков были не только стратегические ФГУП и АО, то есть находящиеся в федеральной собственности, но и множество вполне частных – «ТНК-ВР» и «НОВАТЭК», МТС и «Мегафон», строительные фирмы «Главстрой», Пик, СУ-155…
По официальным данным на март 2009 года, все российские стратегические предприятия получили кредиты на 2 трлн рублей. Но правительственных пряников на всех не хватает. Поэтому с 2008 года список стал стремительно сокращаться. Президентскими указами или правительственными постановлениями из него вычёркивалась то одна, то другая компания – например, московский завод «Электроприбор», Камчатский гидрофизический институт, НИИ «Атолл» в наукограде Дубна, саратовское производственное объединение «Бином», столичный ЦНИИ «Курс».
Впрочем, одновременно шёл и другой процесс. Ряды избранных пополняли новые члены – например, столичное НПП «Гамма», ОАО «Информационные спутниковые системы» в Железногорске (Красноярский край), ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле (Свердловская область), московские ОАО «Объединённая зерновая компания» и «Оборонсервис». Но всё же вычёркиваний было гораздо больше, чем добавлений. В итоге к концу прошлого года перечень стратегических предприятий похудел более чем вдвое по сравнению с 2004 годом – до 241 ФГУП и 216 ОАО.
Полный список предприятий, лишаемых стратегического статуса, пока не согласован. Известно, что все основные предприятия ОПК останутся. Для этого уже сформированы крупные холдинги – Объединённая авиастроительная корпорация, концерны «Оборонпром», «Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное вооружение». ОПК получила беспрецедентную государственную поддержку – свыше 93 млрд рублей. Кроме того, принято решение о предоставлении госгарантий под привлекаемые кредиты на общую сумму 45,5 млрд рублей.
Зато стратегические гражданские предприятия, судя по всему, признаны обузой для государства и подлежат передаче в частные руки. Среди намеченных жертв – Мурманское, Волжское, Северо-Западное, Енисейское и Сахалинское пароходства; Новороссийский, Мурманский, Ванинский и Туапсинский морские порты; аэропорты в Анапе, Екатеринбурге и Новосибирске, Шереметьево; «Кавминкурортресурсы», Центральный телеграф, «Мосметрострой», «Мосгортранс», «Мосводоканал», «Мосгаз» и «Мособлгаз». Все они будут приватизированы, вероятно, в течение 2010–2011 годов. А вот компаниям «Роснефть», «Аэрофлот», РЖД, ВТБ, Сбербанк и «Газпром нефть», как заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, это не грозит.
Кроме того, к продаже предназначены 13,1% акций компании «Росгосстрах», 25% акций «Совкомфлота». По словам Путина, речь идёт или о привлечении инвестиций, или о включении в состав холдинговых структур, или о передаче в собственность субъектам РФ. Первый зампред правительства Игорь Шувалов пояснил, что приватизацию предполагается поручить крупнейшим банкам. В то же время Минэкономразвития разработало законопроект, открывающий возможность проведения приватизации госимущества через избранные правительством юридические лица, которые вовсе не обязательно будут являться банками. Согласно проекту правительство будет заключать договоры на продажу госимущества с конкретными фирмами – без какого-либо конкурса.
Главная ставка делается не на отечественных, а на зарубежных покупателей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по поручению главы правительства подготовила поправки в закон об иностранных инвестициях в российские стратегические отрасли, которые должны упростить доступ к российским недрам.
Уже начались консультации с правительством Сингапура, суверенные фонды которого превышают 400 млрд долларов. Эта юго-восточная страна проявляет живой интерес к морским портам и аэропортам России. По косвенной информации, к ним же присматривается и корпорация ADIA, управляющая суверенными фондами Объединённых Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии. Глава Сбербанка РФ Герман Греф на Всемирном экономическом форуме в Давосе предложил «приватизировать госбанки и начать со Сбербанка, очень выгодно продав большой пакет акций». По прогнозу Набиуллиной, российская казна получит от распродажи госсобственности почти 100 млрд рублей.
Либеральные эксперты поддерживают распродажу госсобственности. «Часто за словами о стратегических предприятиях скрываются корыстные интересы, далёкие от заботы о национальной безопасности страны, – уверяет завкафедрой Высшей школы экономики Иосиф Дискин. – Сокращение числа стратегических предприятий даст возможность органам госуправления детальнее заниматься оставшимися, глубже руководить их развитием, позволит повысить спрос с менеджмента, требовать большей эффективности».
Противоположной точки зрения придерживается директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Есть функции, которые находятся исключительно в сфере компетенции государства, частный бизнес их просто не потянет. Если под разговор о «лишнем» всё распродавать, это будет возвратом к худшим чертам 90-х годов. А вот в те сферы, где государства и рядом быть не должно, чиновники вползают всем весом своих мерседесовских броневиков. Получается, что, с одной стороны, правы либералы, кричащие, что у государства много всего лишнего, а с другой – правы государственники, которые говорят, что у государства нет естественных, необходимых для исполнения им своих неотъемлемых функций инструментов».