старая лошадь о чем рассказ
Толстой «Старая лошадь» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Автор этого рассказа, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, всемирно известен благодаря своим романам «Война и мир», «Анна Каренина» и др. Но в его творчестве, как и в жизни, обучению детей уделяется значительное внимание. Так, он основал в своем имении Ясная Поляна школу, и для ее воспитанников писал рассказы-миниатюры. Впоследствии они стали популярны повсеместно, и многие из них входят в школьную программу и сегодня. Не исключение и рассказ «Старая лошадь, написанный в 1886 году.
Краткое содержание для читательсокого дневника
1) Младший сын в богатой семье – центральная фигура рассказа.
2) Вместе со своими братьями он обожает верховую езду, но поскольку дети еще очень малы, то для них доступен только старый и спокойный конь – Воронок.
3) Однажды, при очередном занятии наездничеством, на коне оказывается старший брат.
4) Неспешная прогулка показалась детям скучной, и он, подгоняя коня кнутом, заставляет того перейти в галоп.
5) Следом ту же процедуру повторил и средний брат, окончательно утомив коня-ветерана.
6) Младший из братьев тоже решил прокатиться галопом, но уставший конь, несмотря на побои, остается на месте.
7) Здесь появляется следующий персонаж – Пимен Тимофеевич, уважаемый 90-летний старик.
8) Он рассказывает детям, что конь сильно устал, и его возраст, по человеческим меркам, практически равен возрасту Пимена Тимофеевича.
9) В прошлом у коня, как и у старика, славное трудовое прошлое, много испытаний.
10) Дети усовестились жестокого отношения к коню, младший брат попросил у нее прощения и на всю жизнь запомнил урок.
Главные герои
Младший брат еще совсем ребенок, проявление жестокости к животному – не акт агрессии, а просто результат непонимания ситуации в силу малого жизненного опыта.
То же можно сказать и об остальных братьях – они не садисты, просто заигравшиеся дети, которые не понимают, что конь – их игрушка – испытывает мучения.
Хотя главным героем считается младший брат, однако наиболее колоритный персонаж – Пимен Тимофеевич. Именно сравнивая себя с конем, он доводит до детей мысль, что животное тоже имеет право на уважение за свой возраст, ему больно.
Главная мысль
Проявления неосознанной жестокости – вот мотив этого повествования. Уважение к старости, умение сочувствовать, даже животному – неотъемлемая часть человеческой полноценной личности. Рассказ учит заботливости и вниманию к окружающим, а также домашним животным – ведь они зависят от своих хозяев.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «Старая лошадь»
Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Старая лошадь» — младший сын в богатой семье. Он и три его старших брата любили верховую езду, лошадей у семьи было много, но из-за юного возраста братьев им разрешалось ездить только на старой лошади по кличке Воронок.
Однажды мать позволила им в очередной раз покататься на Воронке. Первым на лошадь сел старший брат. Он съездил на гумно, потом проехал вокруг сада, а затем остальные братья предложили ему проскакать галопом. Наездник ударил старую лошадь хлыстом и ногами, и лошадь поскакала.
Следом стал кататься на лошади второй брат. Он тоже заставил Воронка скакать. И третий брат тоже продемонстрировал, как лихо он умеет скакать на лошади. К тому времени Воронок уже устал, он тяжело дышал и был весь в поту.
Последним на старую лошадь сел младший брат. Ему тоже хотелось скакать на лошади, как старшие братья, но Воронок не стронулся с места. Мальчик стал бить его хлыстом, но лошадь упрямилась. Мальчик бил старую лошадь до тех пор, пока не сломал хлыст.
Тогда он обратился к дядьке, который присматривал за братьями, и потребовал у него новый хлыст. Дядька стал урезонивать мальчика. Он пояснил, что лошадь уже старая, она устала, и не будет скакать, пока не отдохнет. Видя, что мальчик не понимает его объяснений, дядька привел ему в пример девяностолетнего старика Пимена Тимофеича, жившего неподалеку. Пимен Тимофеич был очень старый, он еле ходил, опираясь на палку. Дядька сказал, что по лошадиным меркам Воронок такой же старый, как Пимен Тимофеич.
Только тогда мальчик понял, что он напрасно мучил старую лошадь. Ему стало жалко Воронка, и он попросил у него прощения. И даже когда мальчик стал взрослым, он продолжал помнить Воронка и Пимена Тимофеича, и всегда жалел лошадей.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Толстого «Старая лошадь» заключается в том, что люди порой не осознают жестокость своих действий по отношению к другим людям или к животным. Всегда следует указывать жестокому человеку на его негуманное поведение. Рассказ «Старая лошадь» учит быть внимательным и заботливым по отношению к домашним животным, жизнь и здоровье которых полностью зависят от поведения их хозяев.
В рассказе Толстого мне понравился дядька, приставленный к братьям. Он сумел правильно объяснить капризному мальчику, желавшему скакать на лошади, почему та отказывается ему подчиняться. Дядька привел правильное сравнение старой лошади с пожилым человеком, и мальчик осознал неправильность своего поведения.
Какие пословицы подходят к рассказу «Старая лошадь»?
Старый конь борозды не испортит.
Жесток нрав не будет прав.
Не жалей того, кто скачет; жалей того, кто плачет.
Настоящий человек тот, у кого есть милосердие.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Старая лошадь, Лев Толстой: краткое содержание
Сюжет рассказа
Как-то раз мать позволила братьям снова покататься на Воронке. Сначала на лошадь садится самый старший брат. Он отправляется на поле, где работают взрослые, не спеша объезжает сад. Вскоре братья предлагают ему прокатиться галопом, чтобы продемонстрировать, на что он способен в седле. Молодой и горячий наездник начинает стегать старую лошадь хлыстом и коленями. Воронок набирает максимальную скорость.
Следом за ним в седле оказывается средний брат, который тоже решает заставить лошадь скакать во всю прыть. К концу этого испытания Воронок уже совсем устал, тяжело дышит и еле переставляет копыта.
Младший брат
Кульминация рассказа «Старая лошадь» наступает, когда на Воронка забирается самый младший брат. Ему тоже хочется проскакать галопом, продемонстрировать своим братьям, как много всего он умеет в седле, несмотря на свой юный возраст. Однако на этот раз лошадь отказывается подчиниться. Она просто не трогается с места. Мальчик ожесточенно бьет ее хлыстом. Так сильно, что хлыст ломается. Тогда он требует у дядьки, который в это время присматривает за его старшими братьями, принести новый хлыст.
Дядька начинает успокаивать мальчика, пытается его урезонить. Он объясняет, что лошадь его не слушается только потому, что сильно устала. Дело совсем не в том, что он чего-то не умеет в седле, просто Воронку уже много лет. А на его долю и так сегодня выпало немало испытаний. Старшие братья уже вдоволь на нем наскакались.
Пимен Тимофеевич
Когда дядька видит, что мальчик не понимает этих объяснений, он начинает приводить для ясности примеры из окружающей жизни. В рассказе «Старая лошадь» Толстого, краткое содержание которого есть в этой статье, подробно рассказывается о старике Пимене Тимофеевиче. Он живет по соседству. Его знает вся округа, потому что ему уже 90 лет. И все уважают его возраст и мудрость. Относятся к нему с почтением.
Пимен Тимофеевич настолько старый, что передвигается уже с большим трудом. Ходить он может, только опираясь на палку. Дядька доходчиво объясняет младшему брату, что по лошадиным меркам Воронок прожил нисколько не меньше Пимена Тимофеевича. Они одинаково стары. Им одинаково тяжело даже передвигаться. Не то что скакать, чего требуют герои рассказа от Воронка.
Только тогда мальчик наконец понимает, что совсем зря мучил старого коня. У него появляется жалость к животному. Он просит у него прощения.
Эта история глубоко засела в голове главного героя. Запомнилась ему на всю жизнь. Даже став взрослым человеком, он все равно прекрасно помнил Воронка и Пимена Тимофеевича. И с уважением относился как к пожилым людям, так и к старым коням и другим животным. Всегда жалел их и оберегал.
Главная мысль рассказа
Таков краткий пересказ рассказа «Старая лошадь» Толстого. Анализ произведения позволяет нам лучше разобраться в сути этого повествования.
Рассказ «Старая лошадь» Толстого, анализ которого представлен в этой статье, учит тому, что нужно быть заботливым и внимательным ко всем окружающим. Беречь своих близких. А особенно домашних животных, чьи жизнь и существование напрямую зависят от их хозяев.
Правильный подход
Несмотря на то что главным героем рассказа формально является младший из братьев, ключевая роль в повествовании принадлежит дядьке. Его работа заключается в том, чтобы следить за детьми. Уберечь их от неразумных шалостей и травм, помочь в любой ситуации. Он одновременно воспитатель и гувернер, который успевает еще и объяснить им основные этические и моральные принципы, которыми предстоит руководствоваться в этой жизни.
Главное, ему удается подобрать точные слова, с помощью которых он объясняет капризному ребенку, почему лошадь, на которой он хотел прокатиться, отказывается подчиниться. Удачное сравнение старой лошади с пожилым человеком помогло мальчику понять всю ошибочность его поступка.
Граф Толстой
Автор этого рассказа больше, конечно, известен по другим своим произведениям, которые принесли ему мировую славу. Это эпопея «Война и мир», романы «Воскресенье», «Анна Каренина». Толстой оказал огромное влияние на развитие не только русской, но и всей европейской литературы. Его произведения многократно ставились на сценах театров всего мира, экранизировались. Это самый издаваемый писатель в России. Общий тираж всех его книг приближается к полумиллиарду.
Но большое место в своем творчестве он уделял и детям. Созданию для них отдельных рассказов и сказок, одним из которых и является проанализированная «Старая лошадь».
В своем имении в Ясной Поляне граф Толстой даже основал специальную школу для всех малышей, желающих постигать науки. Он сам писал для них азбуки и небольшие произведения, которые не только помогали им научиться читать, но и узнать больше об окружающем мире, стать добрыми, искренними и честными людьми. Научиться сострадать ближнему, понять, что такое хорошо и что такое плохо. Значение этим своим небольшим произведениям для детей Толстой придавал не меньшее, чем эпохальным трудам.
Старая лошадь (Толстой Лев). Рассказ
Сюжет рассказа
«Старая лошадь» — совсем небольшой рассказ, но в нем заложено много внутреннего смысла. Поэтому это произведение отлично подходит для глубокого анализа на уроке, на его примере можно подробно разобрать то, что чувствует старый человек на закате жизни, что такое ответственность и чувство долга.
В Толстого — младший сын в богатой и зажиточной семье. Он вместе со старшими братьями обожает верховую езду, не может представить свою жизнь без лошадей. В семье было много лошадей, но из-за того что всем мальчикам пока совсем немного лет, ездить на молодых и быстрых конях им запрещали. В их распоряжении был только старый конь по кличке Воронок.
Как-то раз мать позволила братьям снова покататься на Воронке. Сначала на лошадь садится самый старший брат. Он отправляется на поле, где работают взрослые, не спеша объезжает сад. Вскоре братья предлагают ему прокатиться галопом, чтобы продемонстрировать, на что он способен в седле. Молодой и горячий наездник начинает стегать старую лошадь хлыстом и коленями. Воронок набирает максимальную скорость.
Следом за ним в седле оказывается средний брат, который тоже решает заставить лошадь скакать во всю прыть. К концу этого испытания Воронок уже совсем устал, тяжело дышит и еле переставляет копыта.
Старая лошадь (Толстой Лев). Рассказ
У нас был старый старик Пимен Тимофеич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая: он ходил с палкой и тихо передвигал ногами, Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлёпал губами, и нельзя было понять, чтó он говорит.
Нас было четыре брата и все мы любили ездить верхом. Но смирных лошадей у нас для езды не было. Только на одной старой лошади нам позволяли ездить; эту лошадь звали Воронок.
Один раз матушка позволила нам ездить верхом, и мы все пошли в конюшню с дядькой. Кучер оседлал нам Воронка, и первый поехал старший братъ. Он долго ездил: ездил на гумно и кругом сада, и когда он подъезжал назад, мы закричали: «ну, теперь проскачи!»
Старший брат стал бить Воронка ногами и хлыстом, и Воронок проскакал мимо нас.
После старшего сел другой брат. И он ездил долго, и тоже хлыстом разогнал Воронка и проскакал из под горы. Он еще хотел ездить, но третий брат просил, чтобы он поскорее пустил его. Третий брат проехал и на гумно, и вокруг сада, да ещё и по деревне, и шибко проскакал из под горы к конюшне. Когда он подъехал к нам, Воронок сопел, а шея и лопатки потемнели у него от пота»
Когда пришёл мой черёд, я хотел удивить братьев и показать им, как я хорошо езжу, — стал погонять Воронка изо всех сил, но Воронок не хотел идти от конюшни. И сколько я ни колотил его, он не хотел скакать, а только трусил и заворачивал всё назад. Я злился на лошадь и изо всех сил бил её хлыстом и ногами. Я старался бить её в те места, где ей больнее, сломал хлыст и остатком хлыста стал бит по голове. Но Воронок всё не хотел скакать. Тогда я поворотил назад, подъехал к дядьке и попросил хлыстика покрепче. Но дядька сказал мне:
«Будет вам ездить, сударь, слезайте. Что лошадь мучить?» Я обиделся и сказал: «как же я совсем не ездил? Посмотри, как я сейчас проскачу! Дай, пожалуста, мне хлыст покрепче. Я его разожгу».
Тогда дядька покачал головой и сказал:
— «Ах, сударь, жалости в вас нет. Что его разжигать? Ведь ему 20-ть лет. Лошадь измучена, насилу дышет, да и стара. Ведь она такая старая! Всё равно как Пимен Тимофеич. Вы бы сели на Тимофеича, да так-то через силу погоняли бы его хлыстом. Что-же, вам не жалко бы было»?
Я вспомнил про Пимена и послушал дядьки. Я слез с лошади и, когда я посмотрел, как она носила потными боками, тяжело дышала ноздрями и помахивала облезшим хвостиком, я понял, что лошади трудно было. А то я думал, что ей было так же весело, как мне. Мне так жалко стало Воронка, что я стал целовать его в потную шею и просить у него прощенья за то, что я его бил.
С тех пор я вырос большой и всегда жалею лошадей, и всегда вспоминаю Воронка и Пимена Тимофеича, когда вижу, что мучают лошадей.
[Количество голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Младший брат
Кульминация рассказа «Старая лошадь» наступает, когда на Воронка забирается самый младший брат. Ему тоже хочется проскакать галопом, продемонстрировать своим братьям, как много всего он умеет в седле, несмотря на свой юный возраст. Однако на этот раз лошадь отказывается подчиниться. Она просто не трогается с места. Мальчик ожесточенно бьет ее хлыстом. Так сильно, что хлыст ломается. Тогда он требует у дядьки, который в это время присматривает за его старшими братьями, принести новый хлыст.
Дядька начинает успокаивать мальчика, пытается его урезонить. Он объясняет, что лошадь его не слушается только потому, что сильно устала. Дело совсем не в том, что он чего-то не умеет в седле, просто Воронку уже много лет. А на его долю и так сегодня выпало немало испытаний. Старшие братья уже вдоволь на нем наскакались.
Старая лошадь (Рассказ)
У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было девяносто лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлёпал губами, и нельзя было понять, что он говорит.
Нас было четыре брата, и все мы любили ездить верхом. Но смирных лошадей у нас для езды не было. Только на одной старой лошади нам позволяли ездить: эту лошадь звали Воронок.
Один раз матушка позволила нам ездить верхом, и мы все пошли в конюшню с дядькой. Кучер оседлал нам Воронка, и первый поехал старший брат.
Он долго ездил; ездил на гумно и кругом сада, и, когда он подъезжал назад, мы закричали:
— Ну, теперь проскачи!
Старший брат стал бить Воронка ногами и хлыстом, и Воронок проскакал мимо нас.
После старшего сел другой брат, и он ездил долго и тоже хлыстом разогнал Воронка и проскакал из-под горы. Он ещё хотел ездить, но третий брат просил, чтобы он поскорее пустил его.
Третий брат проехал и на гумно, и вокруг сада, да ещё и по деревне, и шибко проскакал из-под горы к конюшне. Когда он подъехал к нам, Воронок сопел, а шея и лопатки потемнели у него от пота.
Когда пришёл мой черёд, я хотел удивить братьев и показать им, как я хорошо езжу, — стал погонять Воронка изо всех сил, но Воронок не хотел идти от конюшни. И сколько я ни колотил его, он не хотел скакать, а шёл шагом и то всё заворачивал назад. Я злился на лошадь и изо всех сил бил её хлыстом и ногами.
Я старался бить её в те места, где ей больнее, сломал хлыст и остатком хлыста стал бить по голове. Но Воронок всё не хотел скакать.
Тогда я поворотил назад, подъехал к дядьке и попросил хлыстика покрепче. Но дядька сказал мне:
— Будет вам ездить, сударь, слезайте. Что лошадь мучить?
Я обиделся и сказал:
— Как же, я совсем не ездил? Посмотри, как я сейчас проскачу! Дай, пожалуйста, мне хлыст покрепче. Я его разожгу.
Тогда дядька покачал головой и сказал:
— Ах, сударь, жалости в вас нет. Что его разжигать? Ведь ему двадцать лет. Лошадь измучена, насилу дышит, да и стара. Ведь она такая старая! Всё равно как Пимен Тимофеич. Вы бы сели на Тимофеича, да так-то через силу погоняли бы его хлыстом. Что же, вам не жалко бы было?
Я вспомнил про Пимена и послушал дядьки. Я слез с лошади, и когда я посмотрел, как она носила потными боками, тяжело дышала ноздрями и помахивала облезшим хвостиком, я понял, что лошади трудно было. А то я думал, что ей было так же весело, как мне. Мне так жалко стало Воронка, что я стал целовать его в потную шею и просить у него прощения за то, что я его бил.
С тех пор я вырос большой и всегда жалею лошадей и всегда вспоминаю Воронка и Пимена Тимофеича, когда вижу, что мучают лошадей.
Пимен Тимофеевич
Когда дядька видит, что мальчик не понимает этих объяснений, он начинает приводить для ясности примеры из окружающей жизни. В рассказе «Старая лошадь» Толстого, краткое содержание которого есть в этой статье, подробно рассказывается о старике Пимене Тимофеевиче. Он живет по соседству. Его знает вся округа, потому что ему уже 90 лет. И все уважают его возраст и мудрость. Относятся к нему с почтением.
Пимен Тимофеевич настолько старый, что передвигается уже с большим трудом. Ходить он может, только опираясь на палку. Дядька доходчиво объясняет младшему брату, что по лошадиным меркам Воронок прожил нисколько не меньше Пимена Тимофеевича. Они одинаково стары. Им одинаково тяжело даже передвигаться. Не то что скакать, чего требуют герои рассказа от Воронка.
Только тогда мальчик наконец понимает, что совсем зря мучил старого коня. У него появляется жалость к животному. Он просит у него прощения.
Эта история глубоко засела в голове главного героя. Запомнилась ему на всю жизнь. Даже став взрослым человеком, он все равно прекрасно помнил Воронка и Пимена Тимофеевича. И с уважением относился как к пожилым людям, так и к старым коням и другим животным. Всегда жалел их и оберегал.
Старая лошадь
У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было девяносто лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлёпал губами, и нельзя было понять, что он говорит.
Нас было четыре брата, и все мы любили ездить верхом. Но смирных лошадей у нас для езды не было. Только на одной старой лошади нам позволяли ездить: эту лошадь звали Воронок.
Один раз матушка позволила нам ездить верхом, и мы все пошли в конюшню с дядькой. Кучер оседлал нам Воронка, и первый поехал старший брат.
Он долго ездил; ездил на гумно и кругом сада, и, когда он подъезжал назад, мы закричали:
— Ну, теперь проскачи!
Старший брат стал бить Воронка ногами и хлыстом, и Воронок проскакал мимо нас.
После старшего сел другой брат, и он ездил долго и тоже хлыстом разогнал Воронка и проскакал из-под горы. Он ещё хотел ездить, но третий брат просил, чтобы он поскорее пустил его.
Третий брат проехал и на гумно, и вокруг сада, да ещё и по деревне, и шибко проскакал из-под горы к конюшне. Когда он подъехал к нам, Воронок сопел, а шея и лопатки потемнели у него от пота.
Когда пришёл мой черёд, я хотел удивить братьев и показать им, как я хорошо езжу, — стал погонять Воронка изо всех сил, но Воронок не хотел идти от конюшни. И сколько я ни колотил его, он не хотел скакать, а шёл шагом и то всё заворачивал назад. Я злился на лошадь и изо всех сил бил её хлыстом и ногами.
Я старался бить её в те места, где ей больнее, сломал хлыст и остатком хлыста стал бить по голове. Но Воронок всё не хотел скакать.
Тогда я поворотил назад, подъехал к дядьке и попросил хлыстика покрепче. Но дядька сказал мне:
— Будет вам ездить, сударь, слезайте. Что лошадь мучить?
Я обиделся и сказал:
— Как же, я совсем не ездил? Посмотри, как я сейчас проскачу! Дай, пожалуйста, мне хлыст покрепче. Я его разожгу.
Тогда дядька покачал головой и сказал:
— Ах, сударь, жалости в вас нет. Что его разжигать? Ведь ему двадцать лет. Лошадь измучена, насилу дышит, да и стара. Ведь она такая старая! Всё равно как Пимен Тимофеич. Вы бы сели на Тимофеича, да так-то через силу погоняли бы его хлыстом. Что же, вам не жалко бы было?
Я вспомнил про Пимена и послушал дядьки. Я слез с лошади, и когда я посмотрел, как она носила потными боками, тяжело дышала ноздрями и помахивала облезшим хвостиком, я понял, что лошади трудно было. А то я думал, что ей было так же весело, как мне. Мне так жалко стало Воронка, что я стал целовать его в потную шею и просить у него прощения за то, что я его бил.
С тех пор я вырос большой и всегда жалею лошадей и всегда вспоминаю Воронка и Пимена Тимофеича, когда вижу, что мучают лошадей.
Главная мысль рассказа
Таков краткий пересказ рассказа «Старая лошадь» Толстого. Анализ произведения позволяет нам лучше разобраться в сути этого повествования.
Главная идея заключается в том, что люди зачастую не осознают, насколько жестоко они поступают по отношению к окружающим. Будь то другие люди или животные. Поэтому задача окружающих — обязательно указывать жестоким людям на их неподобающее поведение.
Рассказ «Старая лошадь» Толстого, анализ которого представлен в этой статье, учит тому, что нужно быть заботливым и внимательным ко всем окружающим. Беречь своих близких. А особенно домашних животных, чьи жизнь и существование напрямую зависят от их хозяев.
Правильный подход
Несмотря на то что главным героем рассказа формально является младший из братьев, ключевая роль в повествовании принадлежит дядьке. Его работа заключается в том, чтобы следить за детьми. Уберечь их от неразумных шалостей и травм, помочь в любой ситуации. Он одновременно воспитатель и гувернер, который успевает еще и объяснить им основные этические и моральные принципы, которыми предстоит руководствоваться в этой жизни.
Главное, ему удается подобрать точные слова, с помощью которых он объясняет капризному ребенку, почему лошадь, на которой он хотел прокатиться, отказывается подчиниться. Удачное сравнение старой лошади с пожилым человеком помогло мальчику понять всю ошибочность его поступка.
Граф Толстой
Автор этого рассказа больше, конечно, известен по другим своим произведениям, которые принесли ему мировую славу. Это эпопея «Война и мир», романы «Воскресенье», «Анна Каренина». Толстой оказал огромное влияние на развитие не только русской, но и всей европейской литературы. Его произведения многократно ставились на сценах театров всего мира, экранизировались. Это самый издаваемый писатель в России. Общий тираж всех его книг приближается к полумиллиарду.
Но большое место в своем творчестве он уделял и детям. Созданию для них отдельных рассказов и сказок, одним из которых и является проанализированная «Старая лошадь».
В своем имении в Ясной Поляне граф Толстой даже основал специальную школу для всех малышей, желающих постигать науки. Он сам писал для них азбуки и небольшие произведения, которые не только помогали им научиться читать, но и узнать больше об окружающем мире, стать добрыми, искренними и честными людьми. Научиться сострадать ближнему, понять, что такое хорошо и что такое плохо. Значение этим своим небольшим произведениям для детей Толстой придавал не меньшее, чем эпохальным трудам.