станица варениковская что посмотреть
Станица варениковская что посмотреть
Что такое Кубань? Это край двух морей, удивительных по красоте гор, бескрайних хлебных полей, строптивых горных рек, уникальных археологических и природных памятников.
Историю страны невозможно изучить, не зная отдельных её регионов. Через познание малой родины человек осознаёт сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему.
История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна была тем великим перекрёстком, где сходились исторические пути многих племён и народов, великих культур Востока и Запада. Говоря словами поэта И.Сельвинского, здесь «каждый камень гудит голосами эпох». Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне – кто только не оставил след на этой благодатной земле!
Район, в котором я живу
Крымск – город, районный центр; основан как станица Крымская в 1862 году. В 1958 году она была преобразована в город, который с 1981 года получил краевое подчинение.
В 1850 году Крымский пехотный полк (получивший своё название по Крымскому полуострову, который, как и Кубань в 1873 году был присоединён к России) на берегу реки Адагум построил укрепление, названное в честь полка, и ставший его штаб-квартирой.
Река Кубань, делящая край на почти равные части, является крупнейшей рекой Северного Кавказа. Она берёт соё начало на склонах высочайшеё горы Кавказа – Эльбрус. До 1871 года Кубань по основному руслу несла свои воды в Чёрное море. Затем, благодаря деятельности человека, она устремилась в Азовское море.
Река Адагум образуется при слиянии рек Бакан (левый исток) и Неберджай (правый исток), протекает через город Крымск, впадает в Варнавинское водохранилище и далее почти на запад несёт свои воды вдоль или по Варнавинскому сбросному каналу. Исток на северных склонах Мархотского хребта. Площадь бассейна 328 кв. км. Ранее впадала у станицы у станицы Варениковской в лиман Куркуй, сейчас непосредственно впадает в реку Кубань. Протяжённость реки около 63 км. Гидроним Адагум лёг в основу названия хуторов Адагум и Верхнеадагумского.
Моя Варениковская
Имя станицы связано с появлением на правом берегу Кубани пристани Варени-кова с меновым двором. В 1840 году напротив пристани на левом берегу Кубани было построено и занято гарнизоном Варениковское укрепление. Оно входило в состав Черноморской кордонной линии.
Ещё со времени взятия Анапы в 1829 году русские войска начали теснить горцев натузаиского племени. И когда созрела мысль колонизировать Закубанский край, Варениковское укрепление сыграло важную стратегическую роль. Треугольник Варениковская – Новороссийск – Анапа было решено заселить русскими. 10 мая 1862 года последовало высочайшее положение о заселении предгорья западной части Кавказского хребта. Оно и дало толчок для массового заселения левобережья реки Кубань.
Первая группа переселенцев прибыла сюда летом 1862 года из бывшей станицы Темрюкской. Дело в том, что в марте 1860 года город Темрюк был преобразован в уездный город, а его территория расширялась за счёт станицы. За жителями бывшей станицы сохранялось право выбора либо стать горожанами, либо переселиться на новые земли. Для многих Темрюкских станичников новым местом жительства явилось Варениковское укрепление, ставшее с лета 1862 года именоваться станицей Вареникоской.
Первая группа переселенцев состояла из 10 семей офицеров и 225 рядовых казаков.
Проживали в наскоро построенных хатах из глины, турлучных, крытых камышом, благо этого строительного материала было с избытком под рукой. К бытовой неустроенности добавлялись тяготы по несению кордонной службы, участие в защите своего домашнего очага от набегов.
Обработка замли была затруднена. Для семьи имевшей пару волов и самодельный плуг, непросто было обработать 8 – 10 десятин земли, которую она получила согласно Положению от 10 мая 1862 года. Уборка колосовых проводилась ручными косами и серпами, а молотьба – деревянными катками и цепами.
Шли годы… Мягкий климат, плодородная земля и трудолюбие жителей через полтора десятка лет превратили станицу в удобный для жизни уголок земли. После окончания в 1864 году Кавказской войны в Закубанье установились мирные отношения с горским населением.
Заметные изменения произошли и во внешнем облике станицы. Во многих дворах вместо хат, построенных в 1862 г., появились добротные дома из кирпича под черепицей. Зазеленели сады, заколосились зерновые в полях, во дворах появилась живность. Население станицы быстро росло не только за счёт прироста новорождённых. Так, в 1874г. Их прирост составил 89 детей. Всё население станицы выросло до 3423 душ обоего пола.
Основным занятием населения было хлебопашество и скотоводство. Под сенокос выделялось 1425 десятин земли. Пригодная для возделывания земля в станице распределялась. Так, казачьему сословию принадлежало 14640 десятин, войсковой администрации и церкви – 1899 десятин, частновладельческой – 18988 десятин.
Среднегодовой валовой сбор озимых был невелик и составлял 121 четверть, это примерно 2900 пудов. В животноводстве следует выделить выращивание крупного рогатого скота и коневодство. В хозяйствах станицы имелось 3944 головы крупного скота и всего 491 лошадь. В крестьянском хозяйстве основной рабочей силой были волы да коровы.
Десять лет спустя после основания в станице были построены 6 водяных и 4 ветряных мельницы, открыты 11 лавок для торговли хозяйственными товарами и 4 – с мануфактурными товарами. Товары завозились из Ростова-на-Дону, Одессы, Харькова и Москвы. В станице ежегодно проводились две ярмарки: 15 августа – Успенская и 1 марта – Евдокиевская. Торговля постепенно выходила за рамки удовлетворения внутренних потребностей населения. В рыночные отношения втягивались казачьи хозяйства. Спрос на табачное сырьё на российском рынке вызвал расширение площадей плантаций табака. Его вывозили в Ростов-на-Дону, Киев, Одессу и Таганрог по цене от 5 до 11 рублей за пуд сырья.
В условиях развития рыночных отношений в сельском хозяйстве происходили изменения в нравственно-бытовом облике жителей станицы. Постепенно преодолевался натуральный характер жизни казацкого двора, патриархальные традиции семьи. Молодые казаки начали заниматься торговлей, проявляли интерес к новой технике и грамоте. В станице было открыто училище, в котором обучалось 46 мальчиков и 10 девочек.
Определялась и система правления. Казацкая станица Варениковская была самоуправляющейся административной единицей. Её глава – атаман – был выборным лицом, а само станичное общество в виде схода являлось общественной формой управления и высшей инстанцией.
Через пятьдесят лет Варениковская была уже благоустроенной станицей с широкой центральной улицей Красной. В центре на пожертвования жителей была выстроена церковь, появились типовые здания двух школ отдельно для казачьей и иногородней молодёжи, а также здание греческой школы. Начала функционировать почта.
Революцию 1917 года восприняли по-разному. Многие казаки заняли выжидательную позицию, некоторые враждебную.
Послевоенная стабилизация советской власти, введение НЭПа привели, с одной стороны, к росту материального уровня жизни населения, а с другой – к расслоению станичного общества на бедных и богатых. Станичное общество было неоднородным, и противоречия, накопившиеся в годы гражданской войны, болезненно появились в период сплошной коллективизации.
Идее коллективной обработки земли была знакома уже первым поселенцам станицы. Пахали супрягой: у одного был плуг, у другого пара волов и пахали по одному дню каждому хозяину по очереди. Так было и после гражданской войны: повсеместно стихийно возникали «супряги», ТОЗы, различные артели и коммуны.
Сплошная коллективизация резко и грубо прервала этот естественный процесс, навязав крестьянам только одну форму объединения – колхоз. При этом была извращена одна из основных идей коллективизации – добровольность вступления в объединение и выбора формы. Все, кто выступал против насилия при вступлении в колхозы, объявлялись врагами советской власти, репрессировались.
В итоге сплошной коллективизации в станице Варениковской было организовано четыре колхоза: «Победа», «Красное Знамя», «За мир и труд» и «Нао-Зои» (греческий).
Прочными и жизнеспособными оказались колхозы, которые выжили в довоенное и военное лихолетье. Но и после войны их непрерывно перестраивали и укрупняли до абсурда. В станице Варениковской остался один укрупнённый колхоз «Кубань». Но не предали колхозники идеи кооперации и уверенно развивали своё хозяйство вплоть до нынешней бессмысленной реформы. Потом колхоз реформирован в агрофирму «Кубань».
Агрофирма «Кубань» в новых условиях сохраняла свой производственный потенциал: собирала высокий урожай зерновых и овощных культур, создала собственную перерабатывающую базу. В хозяйстве построили колбасный цех и цех по производству овощных консервов и соков. Руководил фирмой опытный хлебороб М.И.Белецкий, агрономическую службу возглавлял Ф.Г. Гелдыш – потомок одного из первых жителей Григория Дмитриевича Гелдыша.
Славной станицей в истории Варениковской, как и всей страны, явились годы Великой Отечественной Войны. Грозная опасность, нависшая над Родиной, объединила всех станичников против общего врага. Более пяти тысяч варениковцев получили повестки, и ушли на фронт. Вместе со своими ровесниками получил повестку из военкомата завуч средней школы Иван Никифорович Дерновский. Он попал в Краснодарское пехотное училище. Сначала сам учился, потом несколько месяцев там же преподавал. А когда к городу стали подходить фашисты, из курсантов сформировали полк и отправили в самое горячее место – под Сталинград. Старший лейтенант И.Дерновский, получив тяжёлое ранение, остался жив. Однако многие из станичников не вернулись домой из-под Сталинграда: Иван Печёный, Дмитрий Посыпай, Евгений Вечеря и другие.
Среди защитников Родины были потомки первых казаков-переселенцев, которые основали станицу Варениковскую. Казаки всегда бережно относились к своей Родине, в духе любви к ней воспитывали своих детей.
Храбро сражались станичники с ненавистным врагом, немногие вернулись домой. Как дань памяти погибшим землякам в центре парка станицы создан мемориальный комплекс.
Так было – так стало… В конце XVIII века было небольшое поселение Вареникова пристань – в конце XX века оно стало прекрасной станицей Варениковской, явившихся для многих малой Родиной. История Родины всегда интересна. А поэтому, желая возродить страну, мы должны, прежде всего, воссоздать самих себя, осознать свою глубинную связь с прошлым, строить себя в настоящем и будущем.
У истоков Кубанской нефти
Все знают, что нефтяная промышленность является отраслью, приносящейогромные прибыли как нефтяным магнатам, которые занимаются переработкой нефти, так и государству. Но не каждый задумывался над тем, откуда идут истоки российской нефти.
3 февраля 1866 г. Наш земляк Адальон Николаевич Новосильцев открыл новую нефтяную эру нашего Отечества.
После окончания юнкерского училища он воевал на Кавказе с горцами. За мужество, храбрость, отвагу в боях награждён орденами и медалями. В 1862 г. Ему присваивается звание полковника.
Кавказская война близилась к концу. Он подал в отставку и арендовал земли от Азовского и Чёрного морей до Екатеринодара и занялся добычей нефти. Копани-колодцы, выкопанные лопатой, – давали мало «земляного масла». Убытки, перешедшие ему по контракту, нарастали новыми. Нужна новая техника, решил он и отправился в Америку. Закупил оборудование в компании «Стандарт Опл» Джона Рокфеллнра.
В 1864 г. Американские инженеры, законтрактованные Новосильцевым, Грин-Клей и Чандор заложили первую скважину возле станицы Киевской на берегу реки Кудако. Около двух лет клевали земли американцы. Миновали всё, нормативные сроки, а нефти нет. Заморские специалисты ссылались на тяжёлый неподатливый грунт. Капитал полковника таял, а пробуренные скважины даже не пахли нефтью.
Новосильцев скоро догадался, что американцы умышленно затягивают долбление скважин и необоснованно объявляют их «сухими» в надежде, что русский полковник скоро выдохнется и бросит свою затею. А между тем их заокеанский хозяин Джон Рокфеллер гнал в Европу караваны танкеров с керосином и «зашибал» большие барыши. Если же на Кубани ударит фонтан нефти и он, Новосильцев, построит нефтеперегонный завод, тот Рокфеллер «вылетит в трубу».
Новосильцев расторг контракт с американцами и пригласил на выручку русских мастеров. 3 февраля 1866г. Из скважины, заложенной там же, на берегу реки Кудако, ударил мощный по тем временам фонтан нефти. Это был первый фонтан на Кубани, первый в России.
Новосильцев впервые в России применил совершенно новый способ добычи нефти: через буровые скважины, выдолбленные большим и тяжёлым долотом, приводимый в движение паровой или какой-либо другой машиной.
Американский станок перетащили на одиннадцать метров вдоль берега реки и заложили вторую скважину. Она дала более мощный фонтан; третью – тоже фонтан; четвёртая – тоже! И зашагала нефтяная промышленность по России.
Заработали Кудакинский и Ильский промыслы. Земляные амбары переполнились нефтью. Покупательная способность местного населения невелика – сжигать по вечерам в каганцах, смазывать оси арб, лечить «хворобу» и только! Возить сырую нефть танкерами в другие места Черноморского побережья и по Дунаю в Европу, где господствовал пенсильванский керосин Джона Рокфеллера, бессмысленно.
Нужен нефтеперегонный завод. Но какова перспектива обеспечения его сырьём? Новосильцев пригласил профессора Петербургского университета Романовского. Тот более двух месяцев вёл геологические изыскания на землях, арендованных Новосильцевым, и по их результатам рекомендовал для разработки новые площади, прилегающие к станицам Хабельской и Ильской на правом берегу речки Малый Афипс.
В опубликованной в 1862 г. В «Горном журнале» статье «Кавказская нефть как будущий источник государственного дохода» он писал, что если пробурить лишь только 100 скважин, то исходя из дебитов имеющихся скважин можно получить 36 миллионов пудов нефти ежегодно. Прогнозы обнадёживающие. И Новосильцев на ссуду в 400000 рублей, выделенную правительством, завёз из Марселя дистилляционную машину и построил нефтеперегонный завод в двух километрах от Тамани возле Фанагорийской крепости, воздвигнутой во времена полководческой славы Суворовым.
Завод назвали Фанагорийский. Он начал выпускать керосин, лигроин, масло и мазут. Из добываемых в год миллиона пудов нефти завод перерабатывал 800 тысяч пудов.
Спустя более полувека И.М.Губкин писал: «Долина реки Кудако является колыбелью нефтяной промышленности России».
Памятник в честь первой нефтяной скважины в России был открыт в 1973 г., в дни работы проходившего в СССР XVII Международного геологического конгресса, в Крымском районе Кубани, на том месте, где находилась скважина. На первой грани обелиска начертаны слова: «Первооткрывателю нефти в России, скважина №1. Пробурена полковником А.Н.Новосильцевым в 1866 году». Во время оккупации памятник был разрушен фашистами. Восстановлен в 1958 году».
В воздушных схватках над Кубанью
Крымский район во время Великой Отечественной войны активно участвовал в наступательных операциях советских войск против фашистских завоевателей. Хотелось бы отметить главные военные события того времени.
С середины апреля 1943 г. В небе Кубани ежедневно происходили ожесточённые сражения. Немцы по количеству самолётов, которые дислоцировались на Кубани, лишь незначительно уступали нашим войскам (1000 самолётов против 1200. Но по качеству самолётного парка Красная армия превосходила врага. Скоростные, высокоманевренные МИГ-3, ЛА-5, ЯК-3, а также поставлявшиеся по ленд-лизу американские и английские истребители были лучше знаменитых немецких МЕ-109. Советская авиация попыталась завоевать господство в воздухе для обеспечения успешного наступления войск Северо-Кавказского фронта.
Первое крупное воздушное сражение на Кубани происходило с 17 по 24 апреля 1943 г. Немцы предприняли попытку ликвидировать советский десант в районе Мысхако (Малой Земли) и направили для поддержки наземных сил 450 бомбардировщиков и 200 истребителей. Советское командование для поддержки восемнадцатой армии задействовало 100 бомбардировщиков. Только за три дня на Малой Земле было сбито 117 самолётов врага.
27 апреля перешли в наступление войска 56-й армии. Её действия поддерживали свыше 1300 боевых самолётов.
Второе сражение в воздухе началась 29 апреля. В этот день эскадрилья советских истребителей под командованием капитана А.И. Покрышкина сбила восемь немецких истребителей. Советские лётчики в боях с врагом часто прибегали к воздушным таранам. Ежедневно в воздухе происходило около ста боёв, в которых участвовало до пятидесяти самолётов с двух сторон. Второе воздушное сражение закончилось 19 мая. Оно разворачивалось в ходе наступления войск Северо-Кавказского фронта в районе станицы Крымской.
Если на земле успехи наших войск оказались скромными, то в небе советская авиация добилась значительного перевеса. Было совершено более десяти тысяч самолётовылетов и уничтожено 368 самолётов противника.
С 26 мая по 7 июня 1943 г. В районе станиц Киевской и Молдаванской разгорелось последнее на Кубани ожесточённое сражение. Немцы бросили в бой крупные силы бомбардировщиков, использовав для этого до 1400 самолётов, базировавшихся на аэродромах Тамани, Крыма и юга Украины, и шёл напролом.
В такой обстановке 88-й Новороссийский истребительный авиаполк включился в воздушные сражения на Кубани. На подготовку к первому боевому вылету было дано всего два дня. Командир полка подполковник А.Г.Маркелов и его заместитель по политчасти майор В.Е. Потасьев обратили внимание техсостава на необходимость хорошей маскировки самолётов на аэродроме, повышения бдительности. Положение осложнялось тем, что в Закавказье полк значительно пополнился молодыми, ещё ни разу не бывавшими в боях лётчиками.
26 мая рано утром первые группы самолётов полка поднялись в воздух и взяли курс в направлении станицы Киевской. Задача – прикрыть с воздуха перешедшие в наступление войска. За день было произведено 56 самолётовылетов. Вначале воздушная обстановка на поле боя была спокойной. В результате эффективной артиллерийской и авиационной подготовки наши войска за первые шесть часов боя овладели несколькими опорными пунктами врага, захватили первую и вторую боевые позиции, вклинившись в оборону противника на 3 – 5 километров. Однако в дальнейшем сопротивление противника резко возросло. Чтобы препятствовать продвижению наших войск противник решил сосредоточить против них всю свою авиацию. Со второй половины дня над полем боя начали появляться одна за другой крупные группы вражеских бомбардировщиков. В отражении этих налётов приняли участие и лётчики полка.
Шесть истребителей ЛАГГ-3 во главе с командиром эскадрильи старшим лейтенантом А.А. Постновым с воздуха наши войска, встретили над станицей Киевской на высоте 3000 метров вражескую группу в составе 24 самолётов, в их числе было 10 бомбардировщиков, остальные – истребители.
28 мая заместитель командира эскадрильи капитан К.Л.Карданов получил задание в главе шестёрки самолётов ЛАГГ-3 прикрывать наши войска в районе Киевской. Патрулируя в этом районе, заметил приближающуюся колону вражеских самолётов. Он насчитал 5 бомбардировщиков Ю-87, их прикрывали 20 истребителей Ме-109. Локманович первым ринулся в атаку на головную группу бомбардировщиков. За ним устремились его ведомые. Врезавшись в гущу боевого порядка бомбардировщиков, лётчики расстреливали немецкие самолёты с коротких дистанций.
13 июня шестёрка ЛАГГ-3 вылетела во главе с командиром эскадрильи старшим лейтенантом Василием Александровичем Князевым на прикрытие наземных войск. Придя в указанный район, лётчики увидели приближающийся к нему на высоте 2000 метров тридцать бомбардировщиков Ю-87, идущих колоне девяток, под прикрытием десятка истребителей.
В первых же боевых вылетах на Кубани лётчики встретились с новыми немецкими истребителями «Фоке-Вульф-190» – «фоккерами», как их окрестили авиаторы. В.А.Князев, вылетев во главе четвёрки ЛАГГ-3 на прикрытие наших войск, в районе Крымской увидел два вражеских самолёта. Наблюдая за ними, он пришёл к выводу, что это «фоккеры», о которых лётчики знали только понаслышке, а видать их ещё не приходилось. Он приказал ведущему вторые пары не вступать в бой, а внимательно следить за действиями первой пары, ведущим которой был он сам. Князев со своим ведомым атаковал истребителей противника. Они, не выдержав стремительного натиска наших самолётов, вынуждены были выйти из боя и успешно уйти.
В этих воздушных сражениях наши лётчики сбили 800 немецких боевых машин. Большие потери были у Красной Армии. Однако немцы в итоге проиграли воздушную битву. Советская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе и не теряла его до конца войны.
Огромный вклад в эту победу внесли командующий ВВС Красной Армии А.А. Новиков, командующий ВВС фронта К.А. Вершинин, В.И. Фадяев, Г.Г. Голубев, Г.А. Речкалов и другие. Но особенно отличился Александр Иванович Покрышкин. В кубанском небе он применил новый приём, получивший название «воздушная этажёрка», лично сбил 20 самолётов врага, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Когда он поднимался в небо, в эфире на немецком языке звучало паническое: «Внимание, внимание! Покрышкин в воздухе». Так немцы предупреждали своих, что в бой вступает русский ас.
Всего наш земляк совершил за время войны 600 боевых вылетов, участвовал в 156 воздушных боях и сбил 59 вражеских самолётов, стал трижды Героем Советского Союза. Причём две звезды Героя он получил за победы в кубанском небе.
Победа советских лётчиков в кубанском небе стала предвестником окончательной победы над врагом.
Заключение
История непрерывна, её нельзя повернуть вспять, но её надо знать и помнить. Ибо история Малой Родины – это история нашей Родины, часть общероссийской истории, часть нашей общей биографии.
Литература
Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе вXVI – XIXвв., Москва 1978 г.
Миносьян Виолетта,
студентка 5 курса специальности «Менеджмент организации»,
Южный Институт Менеджмента Анапский филиал
Научный руководитель – Мельниченко А. П.,
преподаватель АФ ЮИМ
научно-практической конференции, посвященной 75-летию
образования Краснодарского края,
220-летию с начала освоения Кубани черноморскими казаками
Станица Варениковская, Краснодарский край. Отзывы переехавших, фото, климат
Станица Варениковская – одна из двух сотен станиц Краснодарского края переживает сейчас период «южной миграции». Основные переселенцы – это жители Дальнего Востока и Сибири, которые в силу разных причин стремятся перебраться на Кубань и, по отзывам переехавших, они довольны свои выбором.
Описание населенного пункта, где находится
Кубанская станица Варениковская, которую местные жители называют Междуморьем, находится на расстоянии 35-40 км от значимых пунктов региона. Это:
Инфраструктура поселка хорошо развита, здесь есть все, необходимое для жизни:
Основная часть населения занята в сельскохозяйственном производстве: здесь выращивают зерновые культуры, овощи, фрукты, виноград, табак. Люди занимаются животноводством и птицеводством. В станице работают два завода: по производству строительных материалов и винный. Координаты поселения: 45°07′ с. ш. 37°39′ в. д.
Как добраться
Станица Варениковская Краснодарского края (отзывы переехавших сюда людей особенно подчеркивают этот положительный фактор) находится в районе с хорошо развитой транспортной сетью. Доехать до нее из близлежащих и удаленных российских городов можно разными видами транспорта.
На поезде
На железнодорожной станции Варениковская останавливаются поезда, следующие в Анапу из Санкт-Петербурга (через Москву), Орска, Новокузнецка и Краснодара согласно расписанию движения. Время следования из северной столицы – 40 часов, стоимость проезда – от 4700 руб. Скоростные поезда «Ласточка», курсирующие между Анапой и Краснодаром, прибывают из Анапы на станцию Варениковскую через 40 мин. Стоимость билета – от 380 руб.
На автобусе
Станица Варениковская связана с южными городами страны междугородним автобусным сообщением. Ежедневно на автовокзал, который находится по адресу: ул. Красная, 51, приходят автобусы из Краснодара, Геленджика и Новороссийска. Транзитный транспорт проходит через поселок в Анапу, Тамань, Ейск, Керчь и многие другие населенные пункты.
На автомобиле
Станица расположена в районе, где хорошо развита транспортная сеть между городами и поселками. Время движения на автомобиле до Анапы составит 40-50 мин., стоимость поездки на такси – от 800 руб.
Климатические условия
Станица Варениковская Краснодарского края (отзывы переехавших сюда из-за климатических и экологических условий единодушны в этом вопросе) заслуженно может гордится более чем благоприятной экологической обстановкой. Сельскохозяйственный регион имеет большие «зеленые площади», как под полями, так и под лесами. Несмотря на наличие перерабатывающих предприятий и близость автомобильной дороги, воздух и вода здесь очень чистые.
Дневная температура воздуха ( 0 С), количество осадков (мм), количество солнечных дней в Варениковской:
Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. |
+5,0 | +5,5 | +8,5 | +13,5 | +19,5 | +25 | +27,5 | +28 | +23 | +16,5 | +11 | +7 |
36,9 | 15,4 | 20,0 | 18,0 | 33,0 | 53,5 | 34,0 | 27,6 | 26,6 | 23,2 | 27,3 | 38,2 |
8 | 11 | 13 | 21 | 22 | 24 | 28 | 30 | 25 | 20 | 14 | 11 |
Рейтинг комфортности пребывания в Варениковской, рассчитанный специалистами на основании многолетних наблюдений за погодой по 5-тибальной системе, показывает, что этот показатель превышает отметку в 4 балла в течение всего года. Максимального значения он достигает в сентябре месяце.
Исторические факты
В 1774 году Россия после долгих военных действий с Турцией сумела вернуть себе южные земли до реки Кубань. Для их укрепления сюда прибыли строители крепостей и редутов, руководил работой А.В. Суворов. Для большей надежности Екатерина II приняла решение о заселении этих земель казаками. В 1792 году сюда прибыл первый отряд переселенцев-черноморцев, которые поселились в Темрюке.
Черноморский войсковой старшина А.В. Вареник, выполняя приказ командования, в 1812 году возглавил построенные на реке Кубани пристань и обменный пункт; здесь, с целью налаживания отношений с горцами, производился обмен товаром: войсковая соль менялась на хлеб, ткани, лес. За пристанью закрепилось имя – Варениковская.
После окончания Крымской войны вместо разрушенных укреплений начали строить новые, которые позже образовали протяженную Черноморскую оборонительную линию. Одна из крепостей была поставлена у пристани Вареника. Первый гарнизон прибыл сюда в 1842 году. За свою военную историю крепость 12 раз отражала нападения врагов и ни разу не была взята ими.
В 1860 году, после покорения горцев-натухайцев, значение боевых укреплений снизилось. Вместо упраздненных крепостей стали строиться небольшие казачьи посты, а поселения постепенно превращались в казачьи станицы, которым давали имена бывших здесь сооружений. Население Варениковской пополнили переселенцы из разных станиц и из Темрюка, ставшего городом. Многие казаки не пожелали получить статус мещанина и переехали с семьями на вольную землю.
Жители станицы, как и все кубанское население, занималось сельским хозяйством, рыболовством (в Кубани водилось много рыбы), выращивали лошадей, коров, разводили пчел. Почти все хаты были саманными, покрытые камышом. С годами село росло, здесь появилась мельница, церковно-приходская школа, училище.
У активно действующей пристани работали харчевни, ресторан и кофейни. В конце XIX века казачью станицу прославил духовой оркестр, который был известен даже в столице и многих европейских городах.
Революцию казаки приняли по-разному, но советская власть укрепилась и в этих местах. Во время Великой Отечественной войны варениковцы сражались с захватчиками как на фронтах страны, так и в местном партизанском отряде «Ворон». Отступая, немцы заминировали село и прикрывались женщинами и детьми. В послевоенный период люди восстанавливали свое жилье и продолжали работать в сельском хозяйстве.
Станица Варениковская Краснодарского края сегодня ухоженное, красивое поселение, утопающее в зелени. По отзывам переехавших сюда людей самое большое впечатление она производит весной, во время цветения садов.
Рукотворные достопримечательности
Село не отличается многочисленными достопримечательностями, но к станичной церкви, построенной на собственные деньги, жители относятся бережно и с любовью.
Церковь Георгия Победоносца
К достопримечательностям станицы, которые следует посетить гостям Варениковской, относится церковь Георгия Победоносца, расположенная на пересечении улиц Мира и Горького. Небольшой каменный, однопрестольный храм, построенный 1977-1981 годах и освященный в 1982 году, в советское время строился нелегко – трижды стройку «замораживали». Духовенство и прихожане испытывали сильное негативное давление со стороны властей.
Приграничные крепости, каковой являлась в середине XIX века Варениковская, обязательно ставили на своей территории православные храмы, и очень часто их освящали именем Георгия Победоносца – небесного покровителя воинства. Так с 1862 года было и в этой казачьей станице. С годами состарившиеся здания заменяли новыми, деревянные – каменными, но все последующие церкви освящались именем святого Георгия.
Последний дореволюционный георгиевский храм был разрушен в 1938 году. На его месте сделали танцплощадку, сейчас там зеленеет парк. Жители села решили восстановить церковь в 1977 году и, собрав деньги, приступили к ее возведению. Сегодня они по праву гордятся своей небольшой церковью, открытой с таким трудом. Храм работает ежедневно, на его территории расположены также просфорная, трапезная с кухней, церковная лавка.
Природные места
Станица Варениковская Краснодарского края (отзывы переехавших отмечают яркую, цветущую красоту этих южных мест) славится тем, что в 5 км от нее находится природная достопримечательность, благодаря которой поселение входит во многие туристические маршруты региона.
Грязевой вулкан Шуго
Вулкан Шуго назван именем реки, рядом с которой находится, и является крупнейшим грязевым вулканом Таманского полуострова. Местность вокруг него поражает своей нереальностью, ландшафт словно скопирован из фантастических фильмов. Этот объект привлекает внимание как любознательных туристов, так и желающих поправить свое здоровье целебными водами и грязями вулкана.
Газы, выделяемые вулканом неоднородны, но специалисты отмечают преобладание метанового и метаново-углекислого типов. Воды – хлоридно-гидрокарбонатно-натриевые, где хлор значительно преобладает над остальными составляющими. Запасы грязи превышают 35 тыс. м 3 и используются для аппликационного метода лечения. В их составе отмечается большое содержание йода и брома, на информационном стенде у бассейна указан ее подробный состав (грязь сопочная).
Для принятия грязевых ванн здесь оборудовано специальное место с удобным подходом, грязевым бассейном, куда можно войти по пологому спуску или скатиться с деревянной горки, раздевалками, душевыми, беседками и лавочками для отдыха, а также с душем Шарко и гидромассажным оборудованием. Стоимость посещения всех процедур – 350 руб., цена входного билета для прогулки по территории (без купания) – 100 руб. На территории работает кафе.
Современные объекты
Учреждения общественного питания представлены в станице такими объектами, как:
Станица Варениковская
В станице работает несколько продовольственных магазинов, расположенных в разных районах, а также 4 продуктовых (сельскохозяйственных) рынка.
Где провести время с детьми
Во время отдыха в станице с детьми родители проводят много времени на воздухе, у реки, иногда выезжают к Азовскому или Черному морю. И, конечно, детям, как и взрослым, будет полезно и интересно ознакомиться с объектом, находящимся в нескольких километрах от села, у подножия вулкана Шуго.
Туристический комплекс «Казачья деревня»
В 2006 году неподалеку от Варениковской был построен действующий макет старинной казачьей станицы. В комплекс входят:
Гостей встречают хозяин с хозяйкой в традиционной для казачества одежде, рассказывают о быте казачьей семьи, угощают травяным чаем и домашней выпечкой. Местное экскурсионное бюро предлагает туристам, остановившимся в «Казачьей деревне», интересные автомобильные и пешеходные маршруты.
Станица Варениковская Краснодарского края с годами из гарнизонной крепости на окраине России превратилась в добротное, современное поселение со всем необходимым для насыщенной и интересной жизни. По отзывам переехавших сюда людей – это благодатное место.