социально значимые объекты что к ним относится список
Мне необходима статья закона, где четко дается определение или понятие «Социально-значимые объекты»
Мне необходима статья закона, где четко дается определение или понятие «Социально-значимые объекты»
Ответы на вопрос:
Следовательно, раскрыть содержание, смысл понятия социально-значимого объекта для данного должника, населения, региона, возможно посредством описания существенных и отличительных признаков объекта. Определить термин, значит установить границы его применения.
Поскольку действующее законодательство не устанавливает критерии отнесения объектов к системам жизнеобеспечения (к социально значимым), этот вопрос в каждом конкретном случае для должника и региона должен служить предметом исследования суда.
Государство обязано обеспечить своих сограждан базовыми потребностями (еда, жилье, работа, образование, здоровье, защита от внутренних и внешних угроз и др.). Все, что так или иначе связано с этим, является социально значимым. Следовательно, к объектам, имеющим особое социальное значение, относятся объекты социальной инфраструктуры (т.е. объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров), а именно: объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения; объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; объекты культуры, досуга, физической культуры и спорта; объекты кредитно-финансового, жилищно-коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения и иные социально значимые объекты. То есть все то, что относится к жизнеобеспечению населения.
Социально значимые объекты что к ним относится список
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2021 г. № 2479-р Об утверждении перечня объектов социальной и транспортной инфраструктур, проектная документация на строительство, реконструкцию которых в соответствии с абзацем вторым подпункта 7.9 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы
1. Утвердить прилагаемый перечень объектов социальной и транспортной инфраструктур, проектная документация на строительство, реконструкцию которых в соответствии с абзацем вторым подпункта 7 9 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 сентября 2021 г. N 2479-р
Перечень
объектов социальной и транспортной инфраструктур, проектная документация на строительство, реконструкцию которых в соответствии с абзацем вторым подпункта 7 9 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы
2. Объекты, предназначенные для размещения больниц (в том числе детских), больниц скорой медицинской помощи, участковых больниц, специализированных больниц (в том числе по профилю медицинской помощи), специализированных больниц государственной и муниципальной систем здравоохранения, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов, госпиталей, медико-санитарных частей, в том числе центральных, домов (больниц) сестринского ухода, хосписов, лепрозориев, диспансеров, в том числе диспансеров государственной и муниципальной систем здравоохранения, амбулаторий, в том числе врачебных, поликлиник (в том числе детских), поликлиник государственной и муниципальной систем здравоохранения, женских консультаций, домов ребенка, в том числе специализированных, молочных кухонь, центров (в том числе детских), а также специализированных центров государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинских организаций скорой медицинской помощи и переливания крови, санаторно-курортных организаций, медицинских организаций особого типа и медицинских организаций по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. Объекты, предназначенные для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной менее 2100 метров).
4. Объекты, предназначенные для размещения специальных домов-интернатов, в том числе для престарелых, домов-интернатов, в том числе детских, предназначенных для граждан, имеющих психические расстройства, домов-интернатов для престарелых, инвалидов, молодых инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов войны и труда, домов ночного пребывания, социально-реабилитационных центров, в том числе для детей, центров социального обслуживания, домов социального обслуживания, в том числе детских, социальных гостиниц, социальных приютов, в том числе для детей, центров социальной адаптации, в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий, кризисных центров для женщин и мужчин, в том числе с детьми, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
6. Объекты, предназначенные для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, читальных залов, медиатек, театров, филармоний, концертных залов, планетариев.
7. Объекты специализированного жилищного фонда.
8. Многоквартирные дома, жилые дома блокированной застройки, которые подключены к сетям инженерно-технического обеспечения или проектной документацией которых предусмотрено подключение этих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
9. Административные здания, предназначенные для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов, организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность, прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, спецприемников для содержания арестованных лиц, многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг, финансово-кредитных и страховых организаций, а также для осуществления адвокатской деятельности, нотариальной деятельности, научной деятельности, проектной и изыскательской деятельности.
11. Торговые объекты и объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания населения, объекты связи, объекты туризма и отдыха.
12. Объекты, предназначенные для размещения архивов, отделов записи актов гражданского состояния.
13. Объекты религиозного назначения.
14. Объекты осуществления ритуальной деятельности, за исключением мест погребения.
15. Объекты, предназначенные для размещения подразделений аварийно-спасательных служб, пожарной охраны и авиационно-спасательных учреждений.
16. Объекты обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
17. Объекты, предназначенные для наблюдений за состоянием подземных вод, экзогенных и эндогенных геологических процессов.
18. Объекты государственной наблюдательной сети, предназначенные для проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также выполнения оценки и прогноза состояния окружающей среды, ее загрязнения.
19. Объекты, используемые при осуществлении государственного мониторинга состояния недр.
20. Объекты, являющиеся объектами культурного наследия.
21. Ветеринарные клиники и пункты, объекты для содержания и обслуживания животных, приюты для животных.
22. Объекты капитального строительства, обеспечивающие ведение традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территориях традиционного расселения.
23. Объекты, предназначенные для размещения и осуществления деятельности железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций.
24. Объекты инфраструктуры речных и морских портов, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», за исключением объектов инфраструктуры речных и морских портов, подлежащих государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
25. Автомобильные дороги, за исключением автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, проектируемые в составе таких автомобильных дорог объекты, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, улично-дорожные сети, проезды, парковки, набережные, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для размещения придорожных сервисов.
26. Объекты хранения автотранспортных средств, в том числе гаражи и стояночные боксы, объекты ремонта, содержания и обслуживания автотранспортных средств, автозаправочные станции, за исключением автозаправочных станций, планируемых к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, объектов органов федеральной службы безопасности.
27. Объекты, предназначенные для размещения пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Обзор документа
На законодательном уровне было исключено требование о проведении экологической экспертизы федерального уровня проектной документации на строительство и реконструкцию отдельных категорий объектов социальной и транспортной инфраструктуры.
Распоряжение вступает в силу со дня опубликования.
Социально-значимые объекты – понятие, что к ним относится
В соответствии с Конституцией РФ государство обязуется обеспечивать население страны в удовлетворении базовых потребностей.
К ним можно отнести: питание, образование, здоровье, обеспечение безопасности от различного вида угроз (внешних и внутренних) и т.д. В связи с этим, все объекты, которые функционируют на выполнение данных задач, являются социально значимыми.
Без социально значимых объектов невозможно представить ни один населенный пункт нашего государства, их огромное множество. Они стали возводиться с момента зарождения человеческой цивилизации, при этом постоянно совершенствовались и увеличивались по количеству.
Общие сведения
Объекты социальной инфраструктуры предназначены для создания необходимых комфортных условий для жизнедеятельности человека.
Социальная инфраструктура классифицируется на:
— линейную (железнодорожная сеть, автодороги, линии электропередач и т.д.);
— точечную (сами социально-значимые объекты: поликлиники, школы, ВУЗы, музеи, театры и т.д.).
К социально-значимым относятся объекты социальной инфраструктуры:
— здравоохранения, образования (детские дошкольные учреждения, высшие, средние и общеобразовательные учебные заведения,), социального обеспечения;
— культурные, досуговые и спортивные;
— заведения общепита, бытового обеспечения, потребительский рынок (предназначенные для удовлетворения потребностей людей в необходимых для нормальной жизнедеятельности товарах, продукции, услугах);
— жилищно-коммунальные организации, финансовые, предприятия похоронного обслуживания.
Подробности
Здравоохранение
На сегодняшний день основное значение имеют учреждения здравоохранения в плане сохранения здоровья нации. Независимо от масштабов объекта (областная клиника либо маленький медицинский пункт на селе), значение его велико для рядом живущих людей.
Важнейшее значение имеют все без исключения объекты образования и государство постоянно заботится о модернизации существующих и строительстве новых объектов данного направления. Без должного финансирования этого вида строительства нельзя представить формирование образованного и современного общества людей, и, соответственно будущего развития и процветания страны.
Спорт
В наше время, большой интерес вызывают спортивные объекты. Современные люди стремятся к здоровому образу жизни, отказываясь от вредных привычек. Социальная значимость объектов спортивного характера заключается в том, что они способствуют укреплению и сохранению здоровья населения. Здоровый человек способен принести большую пользу обществу, соответственно, государство заинтересовано в строительстве спортивных сооружений.
Важное социальное значение имеют объекты, выполняющую социальную функцию, к примеру, музеи. В них представлены предметы, имеющие историческую ценность, которые могут рассказать о том, как жили предки. Имеющиеся экспонаты несут большую воспитательную роль. Общеобразовательные учреждения тесно сотрудничают с объектами такого плана, дающими возможность узнать о жизни и развитии общества в прошлом.
Развлечения
Места, предназначенные для развлекательных мероприятий людей, тоже являются социально значимыми. Их деятельность направлена на формирование и развитие у человека чувств к прекрасному. Театр способствует развитию аналитических способностей, учит установлению взаимосвязи в определенных жизненных ситуациях и приобретению опыта, пробуждая высокие чувства. Конечно, государство должно участвовать в финансировании «культурных храмов».
Большое значение для воспитания и развития личности имеют такие социально значимые объекты, как библиотеки. На сегодняшний день они есть в любом населенном пункте, независимо от его масштаба. Они способствуют повышению степени интеллектуального развития каждого из нас, независимо от возраста.
Объектами, выполняющими важную роль в патриотическом воспитании молодого поколения, являются мемориалы. Основная масса таких объектов посвящена победе в Великой Отечественной войне. Помимо этого, они являются напоминанием для современных людей о событиях прошлого и их героях.
Анализируя необходимость строительства социально значимых объектов, нельзя недооценивать возведение, а также восстановление построенных церквей и храмов. Этот процесс стремительно продвигается в нашей стране в последние годы. Люди прекрасно понимают важность не только материальной составляющей нашей жизни, но и духовной, поэтому готовы инвестировать реставрационные и строительные работы данного характера.
Все без исключения населенные пункты снабжены администрациями — социально значимыми объектами, призванными решать задачи организации жизнедеятельности (создание бизнеса, покупки и продажи недвижимости, относящейся к государственной собственности и т.д.).
Итоги
Социально значимые объекты — это своеобразный показатель заботы государства о своих гражданах. Ведь оно должно делать все, чтобы, обеспечить доступность для населения социально значимых объектов (школ, дошкольных детских заведений, больниц, оздоровительных учреждений, музеев, спортивных учреждений). Это является основой жизни каждого процветающего государства. Люди, имеющие возможность развиваться, повышать свой интеллектуальный уровень, поддерживать здоровье способны приносить максимальную пользу стране, в которой проживают.
Социально значимые объекты в конкурсном производстве
Е.Н. Матвеева, старший преподаватель Вологодского филиала Московской государственной юридической академии.
СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18, 46; Российская газета. 2005. 27 октября.
Перечень социально значимых объектов
Социально значимыми объектами ст. 132 Закона о банкротстве называет:
Борисенкова Т.В. К вопросу о сочетании частных и публичных интересов в конкурсном производстве // Юрист. 2004. N 10.
СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222; 2002. N 2. Ст. 1093.
См. Пояснительную записку к проекту федерального закона «О внесении дополнения в статью 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «КонсультантПлюс: Законопроекты».
См. проект N 99041397-2 федерального закона «О внесении дополнения в статью 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «КонсультантПлюс: Законопроекты».
Чтобы избежать подобных правоприменительных проблем, законодателю следовало указать, что к социально значимым объектам относится имущество, используемое в целях дошкольного воспитания, общего образования, а также в медицинских целях.
Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М.: БЕК, 1998. С. 180.
См. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2003 г. по делу N А05-8591/02-459/3 // СПС КонсультантПлюс.
На практике к объектам коммунальной инфраструктуры, относящимся к системам жизнеобеспечения, причисляют, в частности, котельные, канализационные и электрические сети и даже автомобильные дороги общего пользования, хотя последние к коммунальному делу отношения не имеют.
См.: Пахаруков А.А. Указ. соч. С. 196.
Порядок продажи
Кряжевских К.П. Гражданско-правовое значение передачи имущества на баланс // Юридический мир. N 9. С. 52.
Там же. С. 52.
См.: Борисенкова Т.В. Указ. соч.
В соответствии со ст. 132 Закона о банкротстве продажа имущества осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, основным условием которого является обязанность покупателя обеспечить целевое использование данных объектов, содержать и эксплуатировать их. Иные условия конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления. Есть мнение, что такое предложение органа местного самоуправления для кредиторов необязательно, они могут его отклонить. И на практике кредиторы, скорее всего, его отклонят, поскольку каждое дополнительное условие обременяет имущество и делает его менее привлекательным для потенциальных покупателей.
Пункт 4 ст. 132 Закона о банкротстве устанавливает, что социально значимые объекты «продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона». Статьей 110 установлена четырехстадийная продажа имущества: первые торги, повторные торги, торги со снижением начальной цены на 10%, продажа на торгах в порядке, определенном кредиторами, в том числе посредством публичного предложения.
Возникает закономерный вопрос, следует ли понимать п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве таким образом, что и социально значимые объекты должны проходить четыре попытки их продажи? Или же после первых несостоявшихся торгов имущество передается органам местного самоуправления, а данный пункт означает, что только порядок проведения торгов, указанный в ст. 110 (требования об опубликовании, порядок оплаты и др.), распространяется на социально значимые объекты? Данный аспект необходимо четко регламентировать в Законе. Оптимальным видится проведение двух этапов торгов. Первые торги должны проходить в форме аукциона с условием о целевом использовании объекта. В случае если аукцион будет признан несостоявшимся, имущество должно продаваться со вторых торгов в порядке, определенном кредиторами, в том числе посредством торгов со снижением цены. Конечно, при любом способе продажи должно обеспечиваться целевое использование имущества.
Енькова Е.Е. Конкурсное производство как процедура банкротства // Закон. 2003. N 8. С. 83.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Издание 2-е. М.: «Статут». 2003. С. 221.
Интересным представляется также и то обстоятельство, что статья 132 Закона о банкротстве ничего не говорит о начальной цене имущества, что скорее всего имело бы место, если бы планировалось повышение цены в ходе торгов. В пункте 4 речь идет о «цене продажи социально значимых объектов», которая определяется независимым оценщиком. Данное обстоятельство косвенно указывает на то, что законодатель не планирует повышение цены в ходе торгов.
Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5. С. 4.
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2003. N 9. Ст. 805.
Тяпкина Е.А. Способы приватизации // Гражданин и право. 2003. N 2.
Что же касается разрешения исследуемой проблемы, заложенной в Законе о банкротстве, то на наш взгляд, обращаться к нормам Закона о приватизации можно только как к образцу при улучшении законодательства о банкротстве. Применять же Закон о приватизации при толковании норм Закона о банкротстве невозможно, поскольку они регулируют различные отношения. Закон о приватизации в своих статьях характеризует не формы торгов, а способы приватизации и особенности проведения торгов именно для целей приватизации.
Особый интерес вызывает юридическое оформление отношений между победителем торгов, конкурсным управляющим и органом местного самоуправления. Победитель торгов и должник (в лице конкурсного управляющего) заключают между собой договор купли-продажи, в соответствии с которым право собственности на данное имущество переходит к покупателю. Также между покупателем и органом местного самоуправления заключается соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения условий конкурса оба указанных договора расторгаются в судебном порядке по исковому заявлению органа местного самоуправления, социально-значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства возвращаются покупателю за счет местного бюджета.
Пахаруков А.А. Указ. соч. С. 197.
Пахаруков А.А. Указ. соч. С. 197.
Порядок передачи муниципалитетам
Особый интерес представляет решение вопроса о судьбе социально значимого имущества в том случае, если оно не нашло покупателя по конкурсу.
Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Российская газета. 1992. N 279.
Закон о банкротстве 1998 г. также предусматривал, что социально значимые объекты не включаются в конкурсную массу, а подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления. Такая передача осуществлялась по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий (ст. 104). На практике данные положения Закона трактовались таким образом, что за принимаемые объекты орган местного самоуправления не должен выплачивать должнику компенсацию в конкурсную массу.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «TIMBER HOLDINGS INTERNATIONAL LIMITED» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2000. N 4.
Пункт 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «TIMBER HOLDINGS INTERNATIONAL LIMITED».
В литературе неоднократно указывалось на трудности определения справедливого возмещения за такие объекты и определения «разумной цены».
Определение Конституционного Суда РФ от 21 марта 2002 г. N 42-О «Об отказе в удовлетворении ходатайства Арбитражного суда Республики Карелия о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2002. N 4.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2003 г. по делу N А05-7330/02-342/5 // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2003 г. N А52/1140/03/1 // СПС КонсультантПлюс.
Новый, принятый в 2002 г. Закон о банкротстве воспринял выводы Конституционного Суда, а также впервые закрепил возможность продажи социально значимых объектов третьим лицам. В случае если объекты не продавались, их следовало передавать органам местного самоуправления за плату, если только эксплуатация не являлась убыточной. Кроме того, в Законе был подробно прописан механизм урегулирования разногласий при отказе муниципалитетов от принятия объектов. На наш взгляд, эти положения были прогрессивными и законодательно закрепили уже сложившуюся практику понуждения органов местного самоуправления к принятию объектов социальной сферы.
Таким образом, в качестве «водораздела» при решении вопроса о платности передачи объектов социальной сферы был избран критерий убыточности или возможности приносить доход. Основано такое решение было на том, что данные объекты и без того обременены обязательствами и органы местного самоуправления принимают на себя обязанность их содержать. Если же за убыточные объекты уплачивать еще и выкупную цену, это станет чрезмерно затратным для местных бюджетов.
Между тем при таком подходе фактически не защищены частные интересы кредиторов, поскольку большинство социально значимых объектов по своей природе являются убыточными, и при сохранении целевого использования не могут приносить прибыль (за исключением, пожалуй, спортивных сооружений и некоторых коммунальных объектов). К тому же факт наличия убытков может зависеть и от нерационального хозяйствования, осуществляемого прежним собственником. А это означает, что большая часть соцсферы и по данным нормам должна была передаваться бесплатно.
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. I). Ст. 5276; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 15, 25, 37; N 14. Ст. 1212; N 19. Ст. 1752; N 27. Ст. 2715; N 30 (ч. I). Ст. 3101; N 40. Ст. 3985.
В настоящее время по вопросу о платности передачи социально значимых объектов существует две точки зрения.
Первая заключается в том, что социально значимые объекты, не проданные по конкурсу, должны передаваться органам местного самоуправления за плату. Правовым основанием для требования такой платы являются ст. 35 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда от 16 мая 2000 г. Конституционный Суд уже высказался по данному вопросу и постановил, что муниципалитеты должны уплачивать компенсацию. Юридическая сила Постановления Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» ).
СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607; N 51. Ст. 4824; 2004. N 24. Ст. 2334; 2005. N 15. Ст. 1273.
Другая точка зрения заключается в том, что Постановление Конституционного Суда от 16 мая 2000 г., вынесенное по Закону о банкротстве 1998 г., не может быть механически распространено на оценку нового Закона о банкротства. Решение принималось Конституционным Судом в условиях, когда передача социально значимого имущества муниципалитетам была единственно возможным способом распоряжения им. Закон о банкротстве 2002 г. закрепил возможность продажи объектов социальной сферы, что является определенным шагом в пользу кредиторов и порождает другую юридическую ситуацию. Это мероприятие как раз направлено на защиту интересов кредиторов. Передаются бесплатно муниципалитетам лишь те объекты, которые не нашли покупателя.
Мы придерживаемся первой точки зрения. Полагаем, что при рассмотрении споров, связанных с передачей социальной сферы, арбитражным судам необходимо пользоваться выводами Конституционного Суда. Разумность и соразмерность компенсации в случае спора может проверяться арбитражными судами на основании предоставленных им полномочий как самостоятельной ветви государственной власти. То есть, фактически, остается на усмотрение судьи.
Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Акционерное общество, занимающееся заготовкой леса, было вынуждено построить в поселке детский сад, поскольку органы местного самоуправления данную потребность населения не удовлетворяли. В течение нескольких лет общество содержало детский сад: кормило детей, выплачивало заработную плату работникам, ремонтировало здание. После банкротства общества детский сад перешел к муниципальному образованию. Бесплатная передача фактически означает поощрение бездеятельности муниципалитетов по обеспечению интересов населения. По нашему мнению, имущественные отношения должны строиться на возмездной, эквивалентной основе. Муниципальное образование в данном случае приобрело имущество, хотя и требующее определенных затрат, следовательно, должно оплатить его.
При этом, конечно, Закон должен твердо определить, какая сумма взыскивается с муниципалитетов. По нашему мнению, критерию справедливости будет отвечать денежная компенсация в размере остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета. Если объект учитывался в качестве основного средства, то часть его стоимости уже была перенесена на готовую продукцию и вернулась собственнику. Поэтому списанную на себестоимость часть цены несправедливо было бы требовать с муниципалитета. Кроме того, в определенной степени остаточная стоимость отражает износ объекта. Остаточная стоимость сопоставима с затратами, которые понес бы сам орган местного самоуправления для строительства этого объекта с учетом износа.
Анализируя недостатки Закона о банкротстве в части регулирования судьбы социально значимых объектов, заслуживает критики исключение из Закона ряда важнейших положений:
Отсутствие в настоящее время указанных условий о месячном сроке на принятие имущества и о возложении расходов на содержание соцсферы на органы местного самоуправления существенно нарушает права кредиторов. За время уклонения муниципалитетов от приема имущества, на содержание этих объектов тратится конкурсная масса. Установление указанных правил в прежней редакции ст. 132 Закона было правильным и позволяло привлекать к ответственности «нерадивые» органы местного самоуправления.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2003 г. по делу N А05-16406/02-383/21 // СПС КонсультантПлюс.
Анохин В., Ларин А. Социально значимые объекты и жилищный фонд социального использования в конкурсном производстве // Хозяйство и право. 2005. N 6. С. 56.
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2002 г. по делу N А13-5915/02-09.
Постановление Арбитражного суда Вологодской области от 8 января 2003 г. по делу N А13-5915/02-09.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2002 г. по делу N ФОЗ-А73/02-1/332 // СПС «КонсультантПлюс: Судебная практика».
Пункт 7 ст. 132 Закона о банкротстве устанавливает, что должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие обязанность по приему объектов социальной сферы и жилищного фонда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Аналогичная норма содержалась и в Законе о банкротстве 1998 г., п. 6 ст. 104 которого гласил, что должностные лица органов местного самоуправления «несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Надо отметить, что административной ответственности за нарушение должностными лицами указанных выше обязанностей не было установлено ни после принятия Закона о банкротстве 1998 г., ни сейчас. Это также позволяет должностным лицам уклоняться от приема социально значимых объектов, в результате чего уменьшается конкурсная масса должника. По нашему мнению, в Кодекс РФ об административных правонарушениях необходимо включить статью, предусматривающую административную ответственность главы местного самоуправления за необоснованный отказ или бездействие при приеме имущества.
См., в частности: Пахаруков А.А. Указ. соч. С. 198.
Совершенствование законодательства
Анализ недостатков норм Закона о банкротстве, посвященных социально значимым, позволяет сделать вывод о необходимости изменений в правовом регулировании данного вопроса.
Попробуем предложить вариант возможных поправок. Полагаем, что логично было бы ст. 132 Закона посвятить социально значимым объектам и изложить в новой редакции.
«Статья 132. Социально значимые объекты.
Социально значимые объекты, принадлежащие должнику на праве собственности или хозяйственного ведения, включаются в конкурсную массу и продаются в порядке, установленном настоящей статьей.
Иные условия проведения аукциона могут определяться собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.
Если первые торги признаны несостоявшимися, социально значимые объекты продаются повторно на торгах в порядке, определенном собранием (комитетом) кредиторов, в том числе посредством публичного предложения или торгов со снижением цены.
Начальная цена продажи социально значимых объектов определяется на основании оценки, проведенной независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.
После проведения торгов орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
При отклонении данного протокола конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.
При рассмотрении заявления арбитражный суд определяет условия передачи в муниципальную собственность социально значимых объектов, в отношении которых имелись разногласия.
При удовлетворении такого заявления арбитражный суд устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за социально значимые объекты, в случаях, определенных настоящей статьей.
В случае неисполнения органом местного самоуправления обязанностей по приему социально значимых объектов, по истечении месяца с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание социально значимых объектов возлагаются на муниципальное образование.
По результатам рассмотрения указанных в п. п. 5 и 6 заявлений арбитражный суд выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано».