что означают расколотые ворота визитная карточка острова бали
Что означают расколотые ворота визитная карточка острова бали
Храмы Бали — визитная карточка острова. Изначально острова Ява и Бали были связаны единой культурой и религией: своеобразным индуизмом, который представлял собой смесь шиваизма, буддизма и более древних языческих верований. Но в 14 в. на Яве стал распространяться ислам, изгоняя индуистов на соседний остров, маленький Бали, не представлявший для мусульман стратегической важности. На Бали религия подверглась влиянию местных языческих традиций и некоторым изменениям, которые перебравшиеся сюда яванские брахманы внесли в ходе её реформирования. Так сложилась современная форма балийского индуизма «Агама Хинду Дхарма». Бали неслучайно называют Островом богов: на его небольшой территории расположено не менее 20 тысяч храмов, посвященных огромного количеству богов и духов. Тем не менее, все храмы Бали олицетворяют собой разные ипостаси единого всемогущего балийского бога — Санхъянг Види Васы. Его главными проявлениями являются Брахма, Вишну и Шива, поддерживающие жизненный цикл (рождение, жизнь и смерть). О храмах Бали можно написать несколько томов и всё равно останется много вопросов и загадок. В этой статье мы расскажем вам о том, как устроены храмы Бали, какими они бывают и покажем вам самые значимые и известные из них.
Устройство храма
Обычно при слове «храм» мы представляем себе здание, в которое нужно зайти, чтобы увидеть атрибуты религии, её красоту и смысл. Храмы Бали имеют свою особенность: как такового здания у него нет. Каждый храм представляет собой огороженное пространство, внутри которого три двора, также огороженные друг от друга. Первый двор (jaba pisan) – самый большой, он символизирует мир людей. Вход в него лежит через «расколотые ворота» чанди бентар (candi bentar): они символизируют гору, разделённую на две основополагающие части вселенной – добро и зло. Здесь люди готовятся к церемониям: готовят еду, подношения и т.д., поэтому двор застроен хозяйственными павильонами (bale) для кухни и подсобных помещений. В следующие два двора ведут соединённые сверху ворота kori agung в форме священной горы. Второй двор (jaba tengah) – «пограничная зона» между мирами богов и людей: именно здесь производится большинство церемоний. Здесь расположены башня с набатом kul-kul, бале для гамелана (оркестр из традиционных музыкальных инструментов), а также другие павильоны для церемониальных нужд. И, наконец, третий двор (jero) – самое священное место в храме, представляет собой мир богов. В него могут заходить только священнослужители, поскольку именно сюда спускаются боги во время церемоний. Здесь есть бале для приношений и для хранения реликвий, здесь расположены жертвенники богам в виде трона (padmasana), среди которых выделяется самый высокий и богато украшенный жертвенник Верховному богу. Также во внутреннем дворе возвышаются похожие на пагоды многоярусные башни meru. Они символизируют священную в индуизме гору Меру – место обитания богов, балийским воплощением которой является Агунг. Меру имеют 3, 5, 7, 9 или 11 ярусов в зависимости от того, каким богам они посвящены. Самый высокий меру принадлежит Верховному богу.
Иногда можно встретить храмы, где первые два двора объединены в один, есть также и совсем маленькие храмы, состоящие всего из одного двора: просто жертвенники, обнесённые изгородью. Храмы Бали украшены резьбой и статуями мифических существ, охраняющих их от злых духов. На стенах, воротах, жертвенниках так много деталей, что практически вся индуистская система мироздания отражена в их декоре. Также в храмах встречаются своеобразные разноцветные «зонтики» (tedung) и ткани или саронги, которыми обёрнуты отдельные элементы. Здесь каждый цвет имеет своё значение: красный – символ Брахмы, чёрный – Вишну, белый и жёлтый – Шивы. А клетчатые чёрно-белые тедунги и саронги означают природную гармонию, баланс добра и зла: в этот цвет часто облачены, например, статуи-стражники, охраняющие храм. Внешний вид храма зависит также от его функций и назначения, поэтому все храмы на Бали очень разные.
Храмы Бали: виды храмов
Считается, что храмов на острове больше, чем домов: и это действительно так. Ведь в каждом доме есть свой «домашний» храм (sanggah), в котором семья общается с духами предков. Он всегда расположен в том углу двора, который ближе всего к Агунгу. Затем, по три храма есть в каждой деревне: они посвящены Триаде богов (Trimurti): творцу Брахме (Pura desa), богу процветания Вишну (Pura puseh) и богу-разрушителю Шиве (Pura dalem). Поскольку место обитания богов – горы, то на склонах гор и у их подножия тоже есть храмы (Pura bukit). В океане же живут демоны, которых задабривают храмы, стоящие на берегу (Pura segara). Есть также храмы у рисовых полей, источников, в пещерах, на перекрёстках дорог, на рынках, у мостов, у древних деревьев и камней… Потому что везде обитают духи, с которыми нужно жить в мире и гармонии, и именно храм становится связующим звеном между мирами духов и людей. Причём в храмах проводятся церемонии и делаются подношения как для добрых духов, так и для злых: чтобы первые помогали, а вторые не трогали. Но, тем не менее, на Бали существует несколько десятков наиболее крупных и значимых храмов, построенных на самых священных местах. Среди них особенно выделяются «шесть храмов мира» (Sad kahyangan): Pura Besakih, Pura Luhur Lempuyang, Pura Goa Lawah, Pura Luhur Uluwatu, Pura Batukaru и Pura Pusering Jagat. В этой статье мы расскажем вам о четырёх из них, а также о двух других не менее известных и значимых храмах Бали.
Бесаких (Pura Besakih)
Pura Besakih – это целый комплекс, состоящий из 86 храмов на склоне священного вулкана Агунг на высоте более 1000 м. Это самый древний и большой, а также главный храм острова, ведь он находится ближе всего к богам. Поэтому его называют также Матерью храмов. Он был основан примерно в 8 веке и изначально состоял из трёх храмов, посвящённых Триаде богов (Брахме, Вишну и Шиве). Постепенно он стал разрастаться десятками храмов, жертвенников и святилищ поменьше, принадлежащих отдельным кастам, кланам и знатным семьям. Комплекс расположен на 7 уровнях: от самого низшего храма до самого верхнего идти около получаса. Сердцем комплекса является Pura Penetaran Agung – самый большой храм в центре Бесаких, посвящённый Шиве.
Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)
Также один из древнейших храмов острова, Лемпуянг представляет собой комплекс из 10 храмов, расположенный на востоке острова в Карангасеме, на склоне горы Лемпуянг. Он тоже находится на 7 уровнях: главный храм комплекса (Luhur Lempuyang) возвышается на самом верхнем уровне, куда ведут 1700 ступеней! Само слово Luhur означает «небесный»: храм посвящён Верховному богу. Обязательно стоит подняться на самую вершину, тем более, что оттуда открывается божественный вид на океан и вулкан Агунг, и кажется, что сразу становится понятно, почему древние построили храм именно в этом месте.
Гоа Лавах (Pura Goa Lawah)
Храм находится на побережье восточной части острова, в районе Клункунг. В переводе его название звучит как Пещера Летучих мышей: он расположен перед пещерой, в которой действительно обитают сотни летучих мышей, который считаются на Бали священными животными. Он был основан в начале 11 в. индуистским священником Мпу Кутурамой. Храм символизирует голову змея Басуки, которого, по легенде, Шива отправил спасать мир. Хвост же змея превратился в гору Агунг. Есть поверье, что пещера тянулась на 25 км в сторону Агунга и выходила на поверхность в храме Бесаких, но в результате землетрясения 1917 г. проход был засыпан. Так или иначе, вход в пещеру строго запрещён: не только потому, что она священна, но и потому, что помимо летучих мышей он кишит змеями, пауками и другими насекомыми.
Улувату (Pura Luhur Uluwatu)
Ещё один «небесный» храм расположен на западном побережье полуострова Букит, на юге острова. Его название переводится как «голова скалы»: он стоит на 90-метровой скале, возвышаясь над океаном. Существует легенда, что храм и скала, на которой он стоит, – это окаменевший корабль, застрявший на вершине каменного трезубца, вонзившегося в океан. Поэтому Улувату особенно почитаем среди рыбаков, которые приходят сюда молиться богине моря Деви Лаут. На самом деле, храм был тоже основан Мпу Кутурамой в 11 в. Он относится к храмам типа Pura segara, призванным защищать остров от морских демонов. Дорога к нему проходит через небольшой парк, в котором свободно бегают обезьяны, докучая туристам, поэтому всё самое ценное здесь лучше прятать. А на закате, на специально построенной сцене, каждый день проводится необычное и яркое представление – традиционный танец кечак.
Танах Лот (Pura Tanah Lot)
Говоря про храмы Бали, нельзя не упомнять Танах Лот. Этот храм также защищает западное побережье острова от злых морских духов, но только он находится севернее — в Табанане. Танах Лот не входит в шестёрку самых священных храмов острова, вероятно, потому, что он не такой древний: он был основан яванским брахманом Нирартхой в 16 в. По легенде, брахмана привёл к этому месту божественный свет из источника, бьющего из скалистого берега. Местный вождь хотел прогнать чужеземца и тот ушёл… вместе со скалой, на которой стоял. Здесь и был заложен храм, название которого в переводе означает «Земля в море». Источник также сохранился и по сей день, его вода считается целебной. Подойти к храму можно только во время отлива, т.к., когда воды много, Танах Лот представляет собой остров. Правда, подняться в сам храм могут только индуисты, туристы же могут любоваться им только снаружи. Тем не менее, своим необычным расположением и красивыми видами он завоевал одно из первых мест в списке достопримечательностей Бали.
Улун Дану Братан (Pura Ulun Danu Beratan)
Озёра на Бали, как и реки и любые источники пресной воды, священны. В них живёт богиня воды Деви Дану, поэтому на берегах озёр обязательно есть храм в её честь. Всего на Бали 4 храма, посвящённые Деви Дану и носящих её имя: они находятся, соответственно, на 4 озёрах острова: Батуре, Братане, Буяне и Тамблинане. Самым известным же среди них стал «храм на воде» на берегу озера Братан в Бедугуле, построенный князем Менгви в 1633 г. Это комплекс, состоящий из нескольких храмов и буддийской ступы, расположенный на берегу озера. И лишь главный храм с 11-ярусным меру находится на небольшом островке, к которому ведёт мост. Комплекс посвящен не только Деви Дану, но и Триаде богов с Санхъянг Види Васой во главе, ведь озёра служат источником питьевой воды и орошают рисовые поля, а значит, они дарят жизнь.
Храмы Бали – это целый мир, полный тайн и загадок. При этом, он абсолютно открыт для каждого: у храмов нет потолков и очень высоких стен, чтобы они что-то от нас скрывали. К тому же, мы не можем попасть в священную зону храма, но можем наблюдать многочисленные церемонии, которые проводятся и за её пределами. Самое поразительное здесь то, что Индонезия – крупнейшая мусульманская страна в мире, и только Бали сохранил яванско-балийскую культуру и религию в том виде, в котором она была в 15-16 веках. Поэтому каждый храм, насколько бы древним он не был, — не только священное место для балийцев, но и живое свидетельство древней цивилизации, исчезнувшей на Яве, но каким-то чудесным образом сохранившейся на Бали.
Семь храмов комплекса Pura Luhur Lempuyang на острове Бали
Храм Пура Лемпуянг находится рядом с деревней Тирта Гангта, в восточной части острова, неподалеку от Агунга. Это, по мнению местных жителей, самый важный и самый древний храмовый комплекс на Бали. Этот храм — одна из основных святынь, поддерживающая духовное равновесие острова Бали.
Считается, что Pura Luhur Lempuyang защищает остров от злых духов, поэтому называют это необыкновенное место «лестницей в небо», «Дорогой в облака» или «Небесное правосудие».
Первое упоминание о храме в летописях – с 1072 года
По легенде, бог Pacupati решил уберечь Бали от землетрясений и бедствий, для этого он отправил своих с детей на три самые высокие вершины — Hyang Putra Jaya на Агунге, Dewi Danu на Батуре, а Hyang Gni Jaya на Лемпуянге. Они должны были обеспечить равновесие на острове. Затем в этих местах были построены храмы.
В храмовый комплекс входят 7 храмов, каждый из которых называется по-своему, по расположению каждый последующий выше предыдущего. Гора, на которой он находится, условно поделена на три части. Богу Брахме посвящена самая нижняя часть, богу Вишне – средняя, а богу Шиве — самая верхняя часть.
Между собой эти храмы соединены лестницами и лесными дорожками. По разным версиям количество ступенек, которые ведут к главному храму разное от 1500 до 1800. Точно их сосчитать еще никому не удавалось.
Обзор и подробности
— Пура Лемпуянг — это самый нижний первый храм, к нему можно подняться по трем параллельным лестницам. Центральная лестница (средняя) предназначена исключительно для священников, а левая и правая для посетителей. Лестницы украшены скульптурами змеев Нагов из мифов и сценами из Рамаяны. Расколотые ворота означают своеобразный баланс (равновесие) сил как в природе, так и в жизни. Ворота украшены изумительной резьбой, создается впечатление, что они парят в воздухе над холмами. Здесь паломникам предстоит помолиться и очистить душу перед восхождением. Территория поделена на три двора.
— Pura Telaga Mas – в переводе означает «храм золотого озера». Поднимаясь выше — оказываемся на развилке. До верхнего храма можно добраться, если идти по большому кругу сквозь джунгли, по пути будет еще три храмовых сооружения, дорога займет около 6 часов. Можно сократить время подъема в половину и подниматься по ступеням. «Золотого озера» здесь нет, есть несколько алтарей, изготовленных из цемента. В лесу есть водоемы с золотистыми лягушками. Этот вид лягушек встречается только в этом месте на острове.
— Pura Telaga Sawangаn – «храм волшебной воды» здесь находится источник, который никогда не пересыхает. Вода стекает по горному склону в бассейн с лотосами и «поющими» лягушками. На территории находятся несколько алтарей — это места для очищения паломников перед дальнейшим восхождением.
— Pura Lempuyang Madya – это четвертый храм, который находится на крутом склоне, также его называют храмом молодоженов (из-за расположенных внутри двух статуй новобрачных), здесь можно помолиться о счастье в семейной жизни.
— Pura Pucak Bisbis – поднимаясь к этому храму дорога становится все круче. Как и в других храмах, территория делится на три маленьких двора.
— Pura Pasar Agung — шестой храм, который представляет собой алтарь белого цвета на возвышенности из камня перед главной святыней. Дорога в главный храм (800 метров!) довольно сложная, по джунглям, а в сезон дождей ее размывает, и она становится почти непроходимой.
— Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur – седьмой храм, он необыкновенной красоты, находится на горе Лемпуянг (высота над уровнем моря – 1058 метров). Здесь часто бывают туманы и низкие облака. На самом верху находится величественный храм с расколотыми воротами. С высоты открывается потрясающий вид на пальмовые рощи, рисовые террасы, храм Бесаких и гору Агунг. Возле храма растет бамбуковая роща. Из бамбука добывают воду, и по мнению верующих эта вода святая. Ею во время церемоний священник окропляет всех, кто приходит в храм.
Туристам, прежде чем идти в храм, следует ознакомиться с правилами поведения
Важно соблюдать:
— нужно проявлять уважение к традициям местного населения, это является ключевым моментом на пути к пониманию — заходить в святилище следует в специальном одеянии (саронг), по сути это кусок хлопчатобумажной ткани. Мужчины обматываются вокруг пояса, а женщины — выше груди. Традиционную одежду можно на месте взять напрокат или привезти с собой.
Как добраться?
Проще всего добраться до храма на автомобиле из Амлапуры в сторону Амеду. Затем повернуть (согласно дорожным указателям) в сторону Ngis, проехав 2 километра поднимаемся по горному серпантину на KEMUDA, едем еще 2 километра. Ну, а до храма идем пешком в гору.
Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang) – уникальнейшая святыня, вокруг которой первозданная природа. Восхождение поможет вам понять, прочувствовать и оценить балийскую культуру.
Храмы Бали – внутреннее содержание и смысл.
Часто говорят, что на Бали на квадратную милю больше храмов, чем где-либо еще в мире, и это вполне может быть правдой. На острове построено сотни тысяч храмов, гораздо больше, чем двадцать тысяч, как пишут часто в путеводителях. Все жители Бали, независимо от касты или статуса, должны посещать деревенские храмы.
Балийские храмы могут быть совершенно разные: семейные, деревенские, королевские. Храмы рисовых полей, горные (pura bukit), пещерные (pura goa), водные (pura tirta), речные, морские (pura segara). Есть храмы, посвященные духам, которые защищают сельское хозяйство (pura subak), или храмы для рынков (pura melanting). Храмы, посвященные определенным богам или богиням, деревьям, скалам. И так далее, так далее.
Храм Улан Дану Бератан
Храм Тирта Эмпул и святые источники
В каждом из этих храмов будут проходить регулярно церемонии. Храм всегда имеет основное божество или направление, но также он может иметь святыню, чем-то связанную со своим непосредственным божеством. К примеру, основная богиня, которой поклоняются в рыночном храме – это Майя, которая также является богиней иллюзии. Но, также, в рыночном храме могут молиться и приносить подношения для богини Деви Шри, которая является богиней риса. Ведь рис продается на рынке, и для рынка тоже важно, чтобы в нем всегда в изобилии продавался рис. Так, богиня Деви Шри, будет получать подношения и в рисовом храме, и в рыночном храме. Произошло некое соединение богини риса и богини рынка. 🙂
Или храм Улан Дану Батур, здесь поклоняются сразу трем божествам, духу горы Батур, горы Агунг и водной богине Улан Дану.
Подготовка к праздничной церемонии в храме Улан Дану Батур.
Не только храмы могут быть святыми местами на острове Бали. Деревья могут быть святыми. Скалы тоже могут быть святыми. Пещеры. Горы. Места, где находятся святые объекты, тоже становятся святыми. На Бали огромное количество священных мест, и это очень радует, конечно. 🙂
«Пура» (Pura) означает храм. «Пура» – слово из санскрита, которое переводится, как “место, окруженное стенами”. Так и есть, в храмах острова Бали нет крыш, только небо над головой, чтобы боги могли спуститься и посетить храм в любое время. Балийский храм состоит из стен, которые окружают три внутренних двора.
Все храмы обязательно находятся чуть на возвышенности, потому что это духовное пространство и ему необходимо быть выше, чем земля. К входу в храм идут ступеньки, которые приведут, в первую очередь, к традиционным балийским воротам “Чанди Бентар” – это две половинки ворот или “расколотые вороты”, символизирующие двойственность сил в Мироздании. Храмовые ворота Чанди Бентар – символ равновесия в энергиях, чаша весов добра и зла, светлого и темного, положительного и отрицательного. Врата Чанди Бентар символизирует внешний вход в пространство. Есть и другие ворота Kori agung, они построены в виде вытянутого треугольника или горы, которая обрамляет двери, эти ворота находятся внутри храма и приглашают нас в его сакральную часть.
Ворота в храме Пасар Агунг
Ворота в верхнем храме Бесаких
Ворота kori agung, внутренние ворота, между Madya mandala и Utama mandala. Лестница в балийский храм – в центре для богов, по бокам для людей.
Лестницу охраняют змеи наги, а возле ворот часто стоят охранники – это статуи с мощными дубинками и устрашающими лицами, которые ясно указывают нам о том, что с плохими мыслями в храм не пустят.
Внутреннее содержание храма подразделяется на три секции, внешняя (для людей), средняя (диалог между человеком и божеством, подготовка) и внутренняя (самая святая, тут происходит разговор с богами).
Первая зона храма, которая называется jaba pisan, предназначена для людей, здесь люди здороваются с пространством храма, они также могут тут кушать, общаться, смотреть танцы, представления, слушать музыку, как показано на видео ниже.
Средняя часть храма, которая называется jaba tengah, является переходным пространством между пространством людей и божественным миром, здесь находятся павильоны для подготовки подношений, прежде чем они будут приняты в «святая святых».
Пока не началась церемония, люди могут смеяться, шутить, разговаривать на отвлеченные темы.
Некоторые приходят в храм с гитарой. Бали, Бали..
Святая святых зона, где происходит разговор с божественным или молитвы, называется jeroan, это пространство располагается чуть выше, чем остальные зоны, находится по направлению ближе к горам (kaja).
Изображения на стенах храма следуют тому же шаблону:
Сооружения на территории храмов Бали:
Барабан (Kulkul). Общественные храмы имеют полое бревно Kulkul, с молотком, который висит рядом с ним. Так издавна призывали жителей села на церемонии или предупреждали какие-то бедствия. К примеру, двойное звучание означало, что в селе у кого-то произошла кража. Kulkul находится в углу средней части храма, в специальном павильоне.
Пустой трон или сидение (Padmasana). Padmasana находится в общественных и семейных храмах. Буквально это означает «место для лотоса». Падмасана рассматривается, как трон верховного бога Ida Sang Hyang Widhi Wasa. В некоторых храмах padmasana используется, как трон Шивы и другим богам. Cчитается, что падмасану придумал яванский священник Nirartha или Pedanda Sakti Wawu Rauh, который прибыл на Бали в 15 веке и привел с собой индуизм. “Падма” переводится, как “лотос”, который является символом чистоты в индуизме.
Павильоны для различных нужд Бале (bale). Bale pawedan – павильон для музыки и пения, Bale palegongan – место для танцевальных представлений, gedong penyimpenan – здесь хранятся реликвии храма, bale panggungan и bale pepelik – место для подношений, bale agung – место для встреч, bale piyasan – павильон для педанты, bale pawedan – здесь высокого уровня брахманы создают святую воду. И так далее, так далее, павильоны могут отвечать за разные функции.
Фаллос (Lingga). Лингам продолговатый и закругленный на вершине представляет собой фаллос Шивы. Лингамы могут находиться в храмах и священных местах.
Пагоды Меру (merus). Эти святыни являются символами мифической горы Меру в центре мироздания, которая является домом богов. Пагоды Меру также являются жилищами богов, которые они посещают во время храмовых церемоний. У балийских пагод меру всегда нечетное число ярусов, от 1-11.Чем выше Меру, тем выше статус, кому она посвящена: одиннадцать ярусов для Шивы, Брахмы или верховному бога на Бали – Sanghyang Widhi Wasa.
Ярусы башни Меру в семейных храмах могут указывать касту семьи. Шудры имеют 1-3 ярусов, аристократы 5-9 ярусов, брахманы и короли одиннадцать.
Kahyangan Tiga или три великих храма каждой деревни
Следующие три храма существует в каждом селе острова. Они называются Kahyangan Tiga или Три великих храма. Как говорят, их инициировал Empu Kuturan, легендарный яванский священник, ещё в 11-м веке:
1. Pura Puseh
Этот храм посвященный основателям села (предкам) и богу Вишну. Главный храм «Пура Пусе», который считается местом нахождения душ предков, в деревне располагается ближе всего в сторону гор (kaja).
2. Pura Desa
«Пура Бале Агунг», или «Пура Деса» является храмом повседневного поклонения богам, находится в самом центре деревни. Этот храм посвящен делам села. Храм посвященный богу Брахма.
3. Pura Dalem
«Пура Далем» посвящен душам умерших и главный здесь Шива. Пура Далем строится по направлению к морю (Kelod).
*есть ещё храмы под названием Pura mrajapati, они тоже отвечают за “мир ушедших”, но тех, кого ещё не успели кремировать, такие храмы строят около кладбищ.
Юбилей храма – Odalan
Каждый храм имеет празднование годовщины, как правило, каждый балийский год, что составляет каждые 210 дней. Odalan очень важное события храма, оно проходит с музыкой и танцами. Юбилей храма может проходить в полнолуние (Purnama) или в дни новой луны (Tilem). Большинство юбилеев длится три дня.
Пура Батур украшен в честь своего юбилея
Sad Kahyangan Jagad – шестерка сакральных храмов Бали.
На острове Бали существуют шесть сакральных храмов, которые являются древними историческими памятниками. Они называются Sad-Kahyangan или шесть великих храмов. В соответствии с балийскими верованиями, эти храмы называют “шесть земных святилищ”, они являются стержневыми точками острова и предназначены, как опора духовного баланса Бали. Считаются, что они защищают весь остров и балийцев в целом.
В разных источниках (районах) Бали имеются разные версии сакральной шестерки, иногда она растягивается до девятки, но есть и отдельное понятие девятки охранных храмов острова Бали, ориентированных по сторонам света, о них мы напишем чуть ниже. Мы долго проводили свое собственное исследование и выявили следующие храмы, входящие в великие шесть. К нам пришла информация, что все сакральные храмы находятся на возвышенностях, так было задумано заранее.
Мы заехали поглядеть храм Pura Andakassa, при входе в храм увидели надпись на табличке Sad Kahyangan.
Поговорили с местным брамином, и он рассказал нам, что данный храм входит в шестерку сакральных храмов Бали.
По разным версиям, в сакральную шестерку может входить и Pura Penataran Sasih, Pura Pusering Jagat, Pura Goa Lawah. Шестерке сакральных храмов мы посвятим отдельную статью.
Девятка охранных храмов Бали, защищающих остров от злых сил:
Удивительно, но на острове ещё существует цепочка морских значимых храмов, которые расположены на побережье, образуя вокруг острова свой узор. По задумке создателей этих храмов, из каждого морского храма видно следующий. И весь Бали окружен такой вот защитной стеной, которая защищает духовность и праведность острова. Из известных храмов это Pura Sakenan, Pura Luhur Uluwatu, Pura Tanah Lot, Pura Rambut Siwi, Pura Pulaki и ещё несколько.
На сегодня у меня все, друзья. В следующий раз в храмовой теме я расскажу более подробно о шестерке сакральных храмов и святых людях. А также готова статья о балийских церемониях. До новых встреч 🙂