что особенного увидел чичиков среди старых деревьев сада
Тесты по литературе на тему » Мертвые души. Н.В.Гоголь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Н.В. Гоголь. «Мертвые души» (главы 2- 6).
1. Как называлась усадьба, первая на пути Чичикова?
2. Какое выражение использует автор, рассказывая о Манилове?
а) Без труда не вытащишь рыбку из пруда;
в) Ни в городе Богдан ни в селе Селифан;
г) Поспешишь – людей насмешишь.
3. Что привлекало в портрете Манилова?
а) Белокурые волосы и голубые глаза;
б) Черные волосы и карие глаза;
в) Темные волосы и длинные усы;
г) Белокурые волосы и седая борода.
4. Как был одет в тот день Манилов?
а) Ослепительно белый пиджак;
в) Зеленый шалоновый сюртук;
г) Пестрый стеганый халат.
5. Чего в характере Манилова было чересчур много?
6. Какое занятие Манилов считал полезным?
в) Заниматься зарядкой;
г) Охотиться на зайцев.
7. Что мечтал построить Манилов?
б) Фонтан с фигурками животных;
в) Церковь или часовню;
г) Подземный ход и каменный мост.
8. Какая надпись была на беседке в усадьбе Манилова?
а) Не входить – убьет;
б) Храм уединенного размышления;
в) Место для встреч;
г) Место отдыха и проведения досуга.
9. В кабинете Манилова больше всего было
10. На какой странице была заложена закладкой книга, которую Манилов постоянно читал 2 года?
11. Что подали на обед, когда Чичиков гостил у Манилова?
12. Как звали сыновей Манилова?
б) Кирилл и Мефодий;
в) Эврисфей и Геракл;
г) Фемистоклюс и Алкид.
13. Какие сюрпризы приготовляли супруги Маниловы ко дню рождения?
а) Бисерный чехольчик на зубочистку;
б) Столовый сервиз для кухни;
в) Флакон французских духов;
г) Новая рессорная бричка.
14. Каким образом Манилов передал Чичикову мертвые души?
1. Куда намеревался поехать Чичиков от Манилова?
а) В деревню к Собакевичу;
б) В гости к Коробочке;
2. Какие обои были на стенах в комнате Коробочки, где ночевал Чичиков?
3. Чей портрет висел в комнате Коробочки?
4. Что было одето на одном из чучел в огороде?
в) Панталоны служанки;
в) Марфа Васильевна;
г) Настасья Петровна.
6. Кем по рангу была Коробочка?
б) Коллежская секретарша;
в) Статская советница;
г) Тайная советница.
7. Сколько душ было в деревне Коробочки?
8. Коробочка на ночь после молитвы стала
а) Играть в шахматы;
б) Гадать на картах;
в) Смотреть телевизор;
9. Сколько у Коробочки было мертвых душ?
10. За сколько, по словам Коробочки, она продала мед?
а) По 5 рублей за пуд;
б) По 10 рублей за килограмм;
в) По 12 рублей за пуд;
г) По 100 рублей за флягу.
11. Какую пословицу использовал Чичиков, укоряя Коробочку?
а) Где умному горе, там дураку веселье;
б) Сама не ест сена и другим не дает;
в) На чужой каравай рот не разевай;
г) Ученье – свет, не ученье – тьма.
12. Как охарактеризовал Чичиков Коробочку?
13. Чем решила Коробочка задобрить Чичикова?
а) Селедкой под шубой;
14. За сколько ассигнациями отдала Коробочка мертвые души?
1. Как характеризует автор Ноздрева?
б) Рассол с огурцами;
2. Ноздрев был человек
3. В свои 35, как и в 18, Ноздрев был охотник
4. Сколько бутылок шампанского, по словам Ноздрева, он выпил за обед?
5. Какие предметы были в кабинете у Ноздрева?
в) Портреты и картины;
6. Что было написано на турецком кинжале?
б) «Сделано в Швейцарии»;
в) «Мастер Савелий Сибиряков»;
г) «Сделано в Турции».
7. Какую песню играла шарманка Ноздрева в конце мазурки?
а) «Гром победы, раздавайся»;
б) «Мальбруг в поход поехал»;
8. Ноздрев среди собак был
б) Как уж на сковородке;
в) Как отец среди семейства;
9. Как называет автор блюдо повара Ноздрева?
б) Пальчики оближешь;
в) Просто объеденье;
10. Что Чичиков заметил в руках у Ноздрева после отъезда Мижуева?
а) Бутылку портвейна;
11. Во что Чичиков и Ноздрев играли на мертвые души?
12. Как Ноздрев обращался к Чичикову, когда был в хорошем расположении духа?
13. Как при ссоре Ноздрев называет Чичикова?
14. Как охарактеризовал Чичиков Ноздрева?
а) Человек – амфибия;
1. В какой цвет была выкрашена крыша дома Собакевича?
2. Сколько колонн имел дом Собакевича?
3. Из какого материала были построены дома крестьян в деревне Собакевича?
4. Каким качеством отличались предметы в усадьбе Собакевича?
5. Как звали Собакевича?
в) Михаил Семенович;
г) Геннадий Михайлович.
6. На какого зверя, по словам Чичикова, был похож Собакевич?
7. Какая привычка была у Собакевича?
а) Наступать на ноги;
г) Поправлять волосы.
8. Кто жил в клетке в доме Собакевича?
9. Каждый предмет мебели в доме Собакевича, казалось, говорил:
а) «Карету мне, карету!»;
б) «И я тоже Собакевич!»;
в) «Требую продолжения банкета»;
г) «Нам ли быть в печали».
10. Как супруги Собакевич ласково обращались друг к другу?
11. Что Собакевич называет няней?
б) Начиненный бараний желудок;
12. Как Собакевич слушал Чичикова, когда тот отдаленно начал разговор о мертвых душах?
а) Положив ноги на стол;
б) Наклонивши голову;
13. Какую цену Собакевич предложил за мертвую душу?
14. Как характеризует Чичиков Собакевича?
г) Человек – кошелек.
1. Сколькими душами владел Плюшкин?
2. Чем были покрыты ворота и ограда дома?
3. Что особенного увидел Чичиков среди старых деревьев сада?
б) Виноградную лозу;
в) Молодую ветвь клена;
4. При встрече Чичиков принял Плюшкина за
5. Лицо у Плюшкина было
6. Глаза у Плюшкина бегали как
г) Секундная стрелка.
7. Как про Плюшкина говорили мужики, когда он ходил по улицам в своей деревне?
8. Какой фрукт лежал на бюре Плюшкина?
9. Какой фарфор стоял в комнате Плюшкина?
10. Люстра в холстяном мешке была похожа на
в) Шелковый кокон с червяком;
г) Мешок с подарками.
11. Плюшкин послал дочери в дорогу
б) Воздушный поцелуй;
в) Отцовское благословение;
12. Сколько Чичиков заплатил Плюшкину за души беглых крестьян?
13. Чем собрался угощать Чичикова Плюшкин?
г) Бараньим желудком.
14. Что Плюшкин хотел подарить Чичикову?
Глава 2 1б, 2в, 3а, 4в, 5а, 6б, 7г, 8б, 9в, 10в, 11а, 12г, 13а, 14б.
Глава 3 1а, 2б, 3в, 4а, 5г, 6б, 7а, 8б, 9в, 10в, 11б, 12б, 13г, 14в.
Глава 4 1г, 2б, 3г, 4г, 5б, 6в, 7б, 8в, 9а, 10б, 11б, 10в, 13в, 14в.
Глава 5 1б, 2в, 3а, 4б, 5в, 6в, 7а, 8в, 9в, 10б, 11б, 12б, 13г, 14а.
Глава 6 1в, 2г, 3в, 4г, 5б, 6б, 7а, 8б, 9б, 10в, 11г, 12в, 13б, 14а.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-909650
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
9 класс.Тест. Гоголь Мёртвые души ( по главам )
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Гоголь «Мёртвые души» (тесты по главам)
1. Как называлась усадьба, первая на пути Чичикова?
а) Зазываловка; б) Маниловка;
в) Разводиловка; г) Пригласиловка.
2. Какое выражение использует автор, рассказывая о Манилове?
а) Без труда не вытащишь рыбку из пруда;
в) Ни в городе Богдан ни в селе Селифан;
г) Поспешишь – людей насмешишь.
3. Что привлекало в портрете Манилова?
а) Белокурые волосы и голубые глаза; б) Черные волосы и карие глаза;
в) Темные волосы и длинные усы; г) Белокурые волосы и седая борода.
4. Как был одет в тот день Манилов?
а) Ослепительно белый пиджак; б) Черный фрак;
в) Зеленый шалоновый сюртук; г) Пестрый стеганый халат.
5. Чего в характере Манилова, по мнению автора, было чересчур много?
а) Сахара; б) Перца; в) Меда; г) Уксуса.
6. Какое занятие Манилов считал полезным?
а) Ездить на поля; б) Курить трубку;
в) Заниматься зарядкой; г) Охотиться на зайцев.
7. Что мечтал построить Манилов?
а) Дом; б) Фонтан с фигурками животных;
в) Церковь или часовню; г) Подземный ход и каменный мост.
8. Какая надпись была на беседке в усадьбе Манилова?
а) Не входить – убьет; б) Храм уединенного размышления;
в) Место для встреч; г) Место отдыха и проведения досуга.
9. В кабинете Манилова больше всего было
а) Книг; б) Картин; в) Табака; г) Цветов.
10. На какой странице была заложена закладкой книга, которую Манилов постоянно читал 2 года?
а) На 549; б) На 100; в) На 14; г) На 700.
11. Что подали на обед, когда Чичиков гостил у Манилова?
а) Борщ; б) Щи; в) Суп; г) Кашу.
12. Как звали сыновей Манилова?
а) Петр и Павел; б) Кирилл и Мефодий;
в) Эврисфей и Геракл; г) Фемистоклюс и Алкид.
13. Какие сюрпризы приготовляли супруги Маниловы ко дню рождения?
а) Бисерный чехольчик на зубочистку; б) Столовый сервиз для кухни;
в) Флакон французских духов; г) Новая рессорная бричка.
14. Каким образом Манилов передал Чичикову мертвые души?
а) Продал; б) Подарил; в) Дал взаймы; г) Сдал в аренду.
1. Куда намеревался поехать Чичиков от Манилова?
а) В деревню к Собакевичу; б) В гости к Коробочке;
в) В трактир; г) В город.
2. Какие обои были на стенах в комнате Коробочки, где ночевал Чичиков?
а) В цветочек; б) В полосочку; в) В горошек; г) Со слониками.
3. Чей портрет висел в комнате Коробочки?
а) Суворова; б) Карамзина; в) Кутузова; г) Путина.
4. Что было одето на одном из чучел в огороде?
а) Чепец хозяйки; б) Шляпа хозяина;
в) Панталоны служанки; г) Шарфик гостя.
5. Как звали Коробочку?
а) Марья Ивановна; б) Анна Иоановна;
в) Марфа Васильевна; г) Настасья Петровна.
6. Кем по рангу была Коробочка?
а) Генеральша; б) Коллежская секретарша;
в) Статская советница; г) Тайная советница.
7. Сколько душ было в деревне Коробочки?
а) Без малого 80; б) Без малого 800;
в) Около 300; г) Почти 1000.
8. Коробочка на ночь после молитвы стала
а) Играть в шахматы; б) Гадать на картах;
в) Смотреть телевизор; г) Читать Гоголя.
9. Сколько у Коробочки было мертвых душ?
а) 20; б) 10; в) 18; г) 5.
10. За сколько, по словам Коробочки, она продала мед?
а) По 5 рублей за пуд; б) По 10 рублей за килограмм;
в) По 12 рублей за пуд; г) По 100 рублей за флягу.
11. Какую пословицу использовал Чичиков, укоряя Коробочку?
а) Где умному горе, там дураку веселье;
б) Сама не ест сена и другим не дает;
в) На чужой каравай рот не разевай;
г) Ученье – свет, не ученье – тьма.
12. Как охарактеризовал Чичиков Коробочку?
а) Близорукая; б) Дубинноголовая;
в) Коротконогая; г) Толстокожая.
13. Чем решила Коробочка задобрить Чичикова?
а) Селедкой под шубой; б) Красной икрой;
в) Салатом оливье; г) Пирогом с яйцом.
14. За сколько ассигнациями отдала Коробочка мертвые души?
а) За 35; б) За 5; в) За 15; г) За 50.
1. Как характеризует автор внешность Ноздрева?
а) Вода с сахаром; б) Рассол с огурцами;
в) Водка да вино; г) Кровь с молоком.
2. Ноздрев был человек
а) Биологический; б) Исторический;
в) Геометрический; г) Географический.
3. В свои 35, как и в 18, Ноздрев был охотник
а) Побегать; б) Поплавать; в) Попрыгать; г) Погулять.
4. Сколько бутылок шампанского, по словам Ноздрева, он выпил за обед?
5. Какие предметы были в кабинете у Ноздрева?
а) Бумаги и книги; б) Сабли и ружья;
в) Портреты и картины; г) Часы с кукушкой.
6. Что было написано на турецком кинжале?
а) «За Родину»; б) «Сделано в Швейцарии»;
в) «Мастер Савелий Сибиряков»; г) «Сделано в Турции».
7. Какую песню играла шарманка Ноздрева в конце мазурки?
а) «Гром победы, раздавайся»; б) «Мальбруг в поход поехал»;
в) «Семеновна»; г) «Кустурица».
8. Ноздрев среди собак был
а) Как рыба в воде; б) Как уж на сковородке;
в) Как отец среди семейства; г) Как сыр в масле.
9. Как называет автор блюдо повара Ноздрева?
а) Катай – валяй; б) Пальчики оближешь;
в) Просто объеденье; г) Сойдет и так.
10. Что Чичиков заметил в руках у Ноздрева после отъезда Мижуева?
а) Бутылку портвейна; б) Колоду карт; в) Сигару; г) Трубку.
11. Во что Чичиков и Ноздрев играли на мертвые души?
а) В карты; б) В шашки; в) В шахматы; г) В лапту.
12. Как Ноздрев обращался к Чичикову, когда был в хорошем расположении духа?
а) Батенька; б) Друг; в) Брат; г) Чувак.
13. Как при ссоре Ноздрев называет Чичикова?
а) Тюфяк; б) Дурак; в) Фетюк; г) Жидомор.
14. Как охарактеризовал Чичиков Ноздрева?
а) Человек – амфибия; б) Человек – паук;
в) Человек – дрянь; г) Снежный человек.
1. В какой цвет была выкрашена крыша дома Собакевича?
а) Зеленый; б) Красный; в) Голубой; г) Желтый.
2. Сколько колонн имел дом Собакевича?
3. Из какого материала были построены дома крестьян в деревне Собакевича?
а) Из дуба; б) Из кирпича; в) Из осины; г) Из березы.
4. Каким качеством отличались предметы в усадьбе Собакевича?
а) Логичностью; б) Прочностью;
в) Изяществом; г) Излишеством.
5. Как звали Собакевича?
а) Михаил Потапыч; б) Михаил Петрович;
в) Михаил Семенович; г) Геннадий Михайлович.
6. На какого зверя, по словам Чичикова, был похож Собакевич?
а) На собаку; б) На слона; в) На медведя; г) На мышь.
7. Какая привычка была у Собакевича?
а) Наступать на ноги; б) Свистеть;
в) Причмокивать; г) Поправлять волосы.
8. Кто жил в клетке в доме Собакевича?
а) Морская свинка; б) Хомячок;
9. Каждый предмет мебели в доме Собакевича, казалось, говорил:
а) «Карету мне, карету!»; б) «И я тоже Собакевич!»;
в) «Требую продолжения банкета»; г) «Нам ли быть в печали».
10. Как супруги Собакевич ласково обращались друг к другу?
а) Солнышко; б) Душенька;
в) Милый, милая; г) Дорогой, дорогая.
11. Что Собакевич называет няней?
а) Воспитательницу; б) Начиненный бараний желудок;
в) Яблочный пирог; г) Красное вино.
12. Как Собакевич слушал Чичикова, когда тот отдаленно начал разговор о мертвых душах?
а) Положив ноги на стол; б) Наклонивши голову;
в) Постоянно кивая; г) Зевая.
13. Какую цену Собакевич предложил за мертвую душу?
а) 50 копеек; б) 5 рублей;
в) 50 рублей; г) 100 рублей.
14. Как характеризует Чичиков Собакевича?
а) Человек – кулак; б) Человек – дрянь;
в) Человек – паук; г) Человек – кошелек.
1. Сколькими душами владел Плюшкин?
а) 100 с лишним; б) 500 с лишним;
в) 1000 с лишком; г) 3000 с лишним.
2. Чем были покрыты ворота и ограда дома?
в) Краской; г) Плесенью.
3. Что особенного увидел Чичиков среди старых деревьев сада?
а) Цветущую яблоню; б) Виноградную лозу;
в) Молодую ветвь клена; г) Веерную пальму.
4. При встрече Чичиков принял Плюшкина за
а) Крестьянина; б) Дьяка; в) Судью; г) Ключницу.
5. Лицо у Плюшкина было
а) Оловянное; б) Деревянное; в) Стеклянное; г) Кирпичное.
6. Глаза у Плюшкина бегали как
а) Крысы; б) Мыши; в) Пауки; г) Секундная стрелка.
7. Как про Плюшкина говорили мужики, когда он ходил по улицам в своей деревне?
а) Рыболов; б) Контролер; в) Ревизор; г) Гроза округи.
8. Какой фрукт лежал на бюро Плюшкина?
а) Ананас; б) Лимон; в) Апельсин; г) Яблоко.
9. Какой фарфор стоял в комнате Плюшкина?
а) Русский; б) Китайский; в) Американский; г) Турецкий.
10. Люстра в холстяном мешке была похожа на
а) Осиное гнездо; б) Воронье гнездо;
в) Шелковый кокон с червяком; г) Мешок с подарками.
11. Плюшкин послал дочери в дорогу
а) Деньги; б) Воздушный поцелуй;
в) Отцовское благословение; г) Проклятье.
12. Сколько Чичиков заплатил Плюшкину за души беглых крестьян?
а) По 10 рублей; б) По 1 рублю;
в) По 32 копейки; г) По 50 рублей.
13. Чем собрался угощать Чичикова Плюшкин?
а) Кофе с молоком; б) Чаем с сухарем;
в) Пирогом с яйцом; г) Бараньим желудком.
14. Что Плюшкин хотел подарить Чичикову?
а) Карманные часы; б) Карету; в) Чернильницу; г) Цветок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
9 класс.Тест. Гоголь Мёртвые души ( по главам ) Тест по главе 2.
1. Как называлась усадьба, первая на пути Чичикова?
а) Зазываловка; б) Маниловка;
в) Разводиловка; г) Пригласиловка.
2. Какое выражение использует автор, рассказывая о Манилове?
а) Без труда не вытащишь рыбку из пруда;
в) Ни в городе Богдан ни в селе Селифан;
г) Поспешишь – людей насмешишь. 3. Что привлекало в портрете Манилова?
а) Белокурые волосы и голубые глаза; б) Черные волосы и карие глаза;
в) Темные волосы и длинные усы; г) Белокурые волосы и седая борода.
4. Как был одет в тот день Манилов?
а) Ослепительно белый пиджак; б) Черный фрак;
в) Зеленый шалоновый сюртук; г) Пестрый стеганый халат.
Номер материала: 386687
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Описание сада плюшкина в поэме “мертвые души”: текст эпизода, анализ образа сада
Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Поэма «Мертвые души» — самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе.
Герцен назвал это произведение «криком ужаса и стыда», поскольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает «мертвыми душами», потерявшими человеческое лицо и способность по-настоящему видеть, слышать, думать.
Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наиболее характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.
Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил «какую-то особенную ветхость»: крыши крестьянских изб — как решето, окна в них — без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, истлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший «каким-то дряхлым инвалидом». Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась жизнь.
Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет.
По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ крепостных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отвратительнее жизнь, которую он влачит.
В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каждый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого.
Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает ценности вещей и хранит как величайшие драгоценности кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами», свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, высохший лимон…
Но Плюшкин не всегда был таким: «…было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…» Когда же умерла жена, помещик «стал беспокойнее… подозрительнее… скупее…
» Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик разогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и избавился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты.
Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезгливости. Материал с сайта //iEssay.
Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдашней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком.
Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дворовыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят. Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, согласным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.
Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он превратился в «прореху на человечестве».
В поисках истоков оскудения души и процесса внутреннего опустошения гениальный писатель ярко и красноречиво изображает пагубность крепостного строя и те ужасающие последствия, которые он несет обществу в целом и отдельным его представителям в частности.
На этой странице материал по темам:
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Разработка урока “Хронотоп Сада в поэме Н. В Гоголя “Мертвые души”
Эрхирикская средняя общеобразовательная школа
учитель русского языка и литературы
Проект урока по литературе
«Мертвые души» (сад Плюшкина)
Тема урока: «Хронотоп «сад» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
1.формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование
1. Частично-поисковый – эвристическая беседа;
2. Репродуктивный – работа с текстом (гл 6);
-коллективная (фронтальная беседа);
-индивидуальная (сообщения уч-ся);
-групповая (групповая работа).
– познакомить учащихся с понятием «хронотоп», «художественное пространство» и выяснить их сюжетообразующую, смысловую роль в поэме «Мертвые души», на примере анализа сада Плюшкина;
– развитие эмоционального восприятия текста через его анализ, творческого и аналитического мышления;
– воспитывать: уважение и интерес к творчеству писателя, эстетические чувства, умение работать в группе;
Оборудование урока: репродукции П. Боклевского, мультимедийный проектор.
II. Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем работу над анализом образа помещика Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», познакомимся с понятием «хронотоп». Главной задачей станет определение смысловой и сюжетообразующей функции описания сада Плюшкина.
Работа с эпиграфом: «Каждый из нас – сад, садовник в нём – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа»
– какова ключевая мысль цитаты?
Выводы уч-ся: человек – сам творец своей жизни, сам несет ответственность за свой выбор.
Верой в безграничные возможности человеческого духа, в высокое предназначение человека пронизано творчество писателей, художников всех времен. Эта же идея звучит и в творчестве гуманистов Эпохи Возрождения.
Дополнительный комментарий: сообщение уч-ся (проецируется на экран):
«Пико делла Мирандола, мыслитель, гуманист эпохи Возрождения «Речь о достоинстве человека».
Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер».
И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния.
Именно в этом видит Пико прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет». Продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки.
Речь идет о новом понимании человеческой природы — как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора.
«Божественность» человека — не просто в том, что он «создан по образу и подобию Божию», она — как и всякое человеческое совершенство — не дана, а достижима.
Итак, главная мысль: жизнь человека – постоянный процесс самостановления, самосовершенствования.
-История какого героя может стать подтверждением строк, выделенных курсивом?
История С.Плюшкина, последнего в галерее помещиков.
-Вспомним итоги прошлого урока по теме «Образ Плюшкина»
В шестой главе есть немало деталей, указывающих на возможность духовного преображения помещика Плюшкина.
Во-первых, речь Плюшкина толковая, серьёзная, логичная, лишённая речевых штампов (в отличие от речи Манилова и Ноздрёва).
Во-вторых, глаза Плюшкина «ещё не потухнули», «живая жизнь» ещё теплится в этой душе.
В-третьих, за время посещения Чичиковым Плюшкина лицо помещика несколько раз на мгновение преображается, просветляется: «Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла…»; «на деревянном лице его вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег…».
В-четвёртых, именно глава о помещике Плюшкине содержит наибольшее количество авторских размышлений, «лирических отступлений».
В-пятых, именно рядом с домом этого помещика находятся две «сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся».
Главное – не запущенное состояние церквей, а само их наличие.
У других помещиков рядом с домами нет соборов, только у дома Манилова пародия на церковь – беседка с плоским куполом и надписью «Храм уединённого размышления».
В-шестых, именно Плюшкину Н.В.Гоголь дает историю его жизни.
– Определим, какую роль играет пространство сада у Н.В.Гоголя. Посмотрим, как. реальное пространство – сад Плюшкина- превратилось в глубокие символы, несет в себе глубокий смысл.
2. «Словарная работа»
Литературовед М. Бахтин дает следующее определение понятию «хронотоп» в литературе: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (работа в тетрадях)
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат (википедия)
Пространство – а, ср.: 1.объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; 2. Промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается; 3.Поверхность, земельная, площадь;
Время – 1.Обьективная форма существования бесконечно развивающейся материи; 2.Последовательная смена часов, дней, лет; 3.Момент, в который происходит событие;
Художественный – изображающий действительность в образах;
Таким образом, «Художественное пространство» – это модель мира, место, в котором живут герои (образы) и совершается действие.
3.Анализ и интерпретация описания сада Плюшкина. Метод аппликации.
Творческое чтение отрывка (проекция на экран).
-Ваше впечатление после первого прочтения?
(сад Плюшкина напоминает живой организм, живущий своей жизнью, по законам природы и по замыслу человека? )
-Каким увидели сад? Какие деревья мастерски показаны Гоголем?. Какие смысловые части можно выделить?
4. Зеленые чащи (чапыжник, ива, клен, осина).
4. Групповая работа по анализу частей текста
(раздаточный материал с описанием сада Плюшкина)
1 группа. 1 часть описания сада
а) Найдите ключевые слова, эпитеты;
б) Составьте словесные ряды из ключевых слов. Какое значение они несут?
г) Какую роль играет ассонанс (звук «о»)?
2 группа. Образ березы.
а) Найдите ключевые слова в описании березы.
б) при помощи каких изобразительных средств создается образ березы?
3 группа. Образ хмеля:
а) дайте характеристику хмеля словесными рядами из ключевых слов.
б) найдите прием звукописи в описании хмеля (вш,ш,рш..)
4 группа. Образ зеленой чащи:
а) словарная работа: чапыжник, углубление, глушина (словарь В. И. Даля)
б) дайте характеристику чащи словесными рядами ключевых слов;
в) какую роль играет описание молодой ветви клена?.
5. Этап презентации своих выводов.
6. Обобщение, подведение итогов.
(примерный вывод) С одной стороны, сад Плюшкина выступает как развёрнутая метафора заброшенности, распада, разрушения и старости.
Красоту сада Гоголь передаёт через указание на причудливую игру красок, насыщенных цветовых пятен: снежная белизна «берёзового ствола» резко контрастирует с чернотой «остроконечного излома», с «зелёными облаками» древесных куполов (очевидно сопоставление дерева с храмом!), а кленовый лист под лучами солнца из зелёного превращается «вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте». Описание сада проникнуто ощущением радости бытия. Перед читателями предстаёт природа со своим бурным кипением жизненных сил, со всей свежестью, разнообразием и богатством красок.
Описание сада Плюшкин открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад нарисован как поединок жизни и смерти (образ зеленого клена и хмеля, глушившего кусты бузины, рябины и орешника). Однако жизнь в целом, природа имеет внутренние, скрытые силы на ыозрождение, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.
Сам автор «Мёртвых душ» ощущал, что этот пейзаж не просто описание природы. П.В.
Анненков, живший в Риме в одной квартире с Гоголем и печатавший поэму «Мёртвые души» под его диктовку, свидетельствовал, что Гоголь читал именно этот фрагмент шестой главы с особым эмоциональным подъёмом: «Никогда ещё пафос не достигал такой высоты в Гоголе, сохраняя всю художественную естественность Гоголь даже встал с кресел (видно было, что природа, им описываемая, носится в эту минуту перед его глазами) и сопровождал диктовку гордым, каким-то повелительным жестом». Взволнованный, он, выйдя с Анненковым на улицу, «принялся петь разгульную малороссийскую песню, наконец, пустился просто в пляс. Гоголь праздновал мир с самими собою».
Вероятно, интуиция подсказала писателю, что в продиктованной только что странице заложен ключевой для него как для художника смысл, здесь таится загадка и разгадка его поэтического мировидения.
В описании сада Плюшкина просвечивает восприятие сада как текста.
Исследователи воспринимают сад Плюшкина как напоминание о пути (сначала ложном, кривом, «запущенном»,тёмном, а затем светлом, истинном), который должны были пройти Плюшкин и Павел Иванович Чичиков.
Сам факт появления поэтического пейзажа в таком месте свидетельствует об особой роли владельца сада. Сад и хозяин соотнесены друг с другом. Цель природы, согласно Гоголю, дать «чудную теплоту всему,
что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности». Именно душевную теплоту и духовное преображение должен был обрести Степан Плюшкин в третьем томе поэмы «Мёртвые души».
– Вспомним строки В. Шекспира – эпиграф урока и строки итальянского гуманиста. Соотнесены ли они с нашими выводами по анализу описания сада Плюшкина?
– Какую же роль играет пространство сада в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
«Художественное пространство» – это есть модель мира автора. Сад – модель мира, модель России по Гоголю. Мир бесконечен, безграничны возможности России.
7. Домашнее задание
Письменный анализ описания сада Плюшкина
Сравнить с описанием сада из 1 главы
Репродукции к презентации
Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Поэма “Мертвые души” – самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе.
Герцен назвал это произведение “криком ужаса и стыда”, поскольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает “мертвыми душами”, потерявшими человеческое лицо и способность по-настоящему видеть, слышать, думать.
Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наиболее характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.
Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил “какую-то особенную ветхость”: крыши крестьянских изб – как решето, окна в них – без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, истлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший “каким-то дряхлым инвалидом”. Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась жизнь.
Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет.
По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ крепостных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отвратительнее жизнь, которую он влачит.
В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каждый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого.
Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает ценности вещей и хранит как величайшие драгоценности кусок сургуча, “рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами”, свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, высохший лимон…
Но Плюшкин не всегда был таким: “…было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…” Когда же умерла жена, помещик “стал беспокойнее… подозрительнее… скупее…
” Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик разогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и избавился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты.
Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезгливости.
Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдашней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком.
Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дворовыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят.
Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, согласным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.
Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда “все текло живо” и когда он превратился в “прореху на человечестве”.
В поисках истоков оскудения души и процесса внутреннего опустошения гениальный писатель ярко и красноречиво изображает пагубность крепостного строя и те ужасающие последствия, которые он несет обществу в целом и отдельным его представителям в частности.
Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Галерея “мертвых душ” заканчивается в поэме Плюшкиным. Истоки данного образа находим в комедиях Плавта, Мольера, в прозе Бальзака. Однако, вместе с тем, гоголевский герой – порождение русской жизни.
“В среде всеобщего мотовства и разорения… в обществе Петуховых, Хлобуевых, Чичиковых и Маниловых… человека мнительного и неглупого… невольно должен был охватить страх за свое благополучие.
И вот скупость естественно становится той манией, в которую развивается его напуганная мнительность… Плюшкин – русский скупец, скупец от боязни за будущее, в устройстве которого русский человек так беспомощен”, – замечает дореволюционный критик. Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, жажда накопительства и обогащения, настороженность и подозрительность.
Черты эти мастерски переданы в портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и диалогах.
Очень выразительна внешность Плюшкина.
“Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что
он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, настороже уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот…” Примечателен наряд Плюшкина – засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье… Портретом этим восхищался С. Шевырев. “Плюшкин так живо видится нам, как будто мы его припоминаем на картине Альберта Дюрера в галерее Дориа…”, – писал критик. Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей, свидетельствуют о настороженности и подозрительности Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество. Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не помещика, имеющего тысячу с лишним душ. Мотив нищеты продолжает развиваться в описании деревни помещика. Во всех деревенских строениях заметна “какая-то особенная ветхость”, избы сделаны из старых и темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол. Дом самого Плюшкина смотрится “каким-то дряхлым инвалидом”. Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах – зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется “нагая штукатурная решетка”, из окон открыты только два, остальные – заставлены или забиты. “Нищенский вид” здесь метафорически передает духовную нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия патологической страстью к накопительству.
Войдя в дом Плюшкина, Чичиков сразу же попадает в темноту. “Он ступил в темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери”. Далее Гоголь развивает намеченный здесь мотив смерти, безжизненности.
В другой комнате помещика (куда попадает Чичиков) – сломанный стул, “часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину”; люстра в холстинном мешке, благодаря слою пыли похожая “на шелковый кокон, в котором сидит червяк”.
На стенах Павел Иванович замечает несколько картин, но сюжеты их вполне определенны – сражение с кричащими солдатами и тонущими конями, натюрморт с “висевшею головою вниз уткой”. В углу комнаты на полу навалена огромная куча старого хлама, сквозь огромный слой пыли Чичиков замечает там кусок деревянной лопаты и старую подошву сапога. Картина эта символична. По мнению И. П.
Золотусского, куча Плюшкина – это “надгробный холм над идеалом материалиста”. Исследователь отмечает, что всякий раз, когда Чичиков встречается с кем-либо из помещиков, он совершает “осмотр своих идеалов”. Плюшкин в данном случае “представляет собой” состояние, богатство. Фактически это самое главное, к чему стремится Чичиков.
Именно денежная независимость открывает для него дорогу к комфорту, счастью, благополучию и т. д. Все это неразрывно слито в сознании Павла Ивановича с домом, семьей, родственными связями, “наследниками”, уважением в обществе. Плюшкин же проделывает в поэме обратный путь.
Герой как будто открывает нам оборотную сторону чичиковского идеала – мы видим, что дом помещика полностью запущен, семьи у него нет, все дружеские и родственные связи он разорвал, в отзывах о нем других помещиков нет и намека на уважение. А ведь был когда-то Плюшкин бережливым хозяином, был женат, и “сосед заезжал к нему пообедать” и поучиться у него хозяйству.
И все было у него не хуже, чем у других: “приветливая и говорливая хозяйка”, славившаяся хлебосольством, две миловидные дочки, “белокурые и свежие, как розы”, сын, “разбитной мальчишка”, и даже учитель-француз. Но “добрая хозяйка” его и младшая дочь умерли, старшая сбежала со штаб-ротмистром, “сыну пришла пора на службу”, и Плюшкин остался в одиночестве.
Гоголь внимательно прослеживает этот процесс распада человеческой личности, развитие в герое его патологической страсти. Одинокая жизнь помещика, вдовство, “седина в жестких волосах”, сухость и рационализм характера (“человеческие чувства…не были в нем глубоки”) – все это дало “сытую пищу скупости”. Потакая своему пороку, Плюшкин постепенно разорял все свое хозяйство.
Так, сено и хлеб у него гнили, мука в подвалах превращалась в камень, холсты и материи “обращались в пыль”. Страсть Плюшкина к накопительству стала поистине патологической: каждый день он ходил по улицам своей деревни и собирал все, что подвернется под руку: старую подошву, бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок.
Чего только не было на дворе помещика: “бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки…”.
“Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, – ему бы показалось, уж не попал ли он в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи…делать свои хозяйственные запасы…”, – пишет Гоголь. Подчиняясь жажде наживы и обогащения, герой постепенно утратил все человеческие чувства: он перестал интересоваться жизнью своих детей и внуков, рассорился с соседями, отвадил всех гостей.
Характеру героя в поэме целиком соответствует и его речь. Как отмечает В. В. Литвинов, речь Плюшкина представляет собой “одно непрерывное брюзжание”: жалобы на окружающих – на родственников, крестьян и брань со своими дворовыми.
В сцене купли-продажи мертвых душ Плюшкин, как и Собакевич, начинает торговаться с Чичиковым. Однако, если Собакевич, не заботясь о моральной стороне вопроса, вероятно, догадывается о сути аферы Чичикова, то Плюшкин даже не задумывается об этом.
Услышав о том, что можно получить “прибыль”, помещик как будто забывает обо всем: он “ожидовел”, “руки его задрожали”, деньги от Чичикова он “принял в обе руки и понес их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее”.
Таким образом, моральная сторона вопроса уходит от него сама собой – она просто меркнет под напором “нахлынувших чувств” героя.
Именно эти “чувства” выводят помещика из разряда “равнодушных”. Белинский считал Плюшкина “лицом комическим”, гадким и отвратительным, отказывая ему в значительности чувств.
Однако в контексте творческого замысла автора, представленной в поэме жизненной истории героя данный характер представляется самым сложным среди гоголевских помещиков. Именно Плюшкин (вместе с Чичиковым), по замыслу Гоголя должен был появиться нравственно возрожденным в третьем томе поэмы.
Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах.
Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям.
Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды.
Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.
Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница.
А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка.
Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: … везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины. Запутавшись в сетях хозяйственной паутины, Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой.
Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова добродетель и редкие свойства души на экономию и порядок.
Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине.
Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он являет собой последнюю ступень нравственного падения.
Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом прореха на человечестве, а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенность мыслей.
В ряду мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно, что Гоголь лелеял мечту о возможности воскрешения подобных мёртвых душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя заключалась, по мысли Ю.
Айхенвальда, в том, что создание прекрасных и простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он не творец, здесь он бессилен.
Плюшкин- «прореха на человечестве» …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… – вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. – презентация
1 Плюшкин- «прореха на человечестве» …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… – вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. А.И.Герцен
2 Работа в группах Класс делится на группы Класс делится на группы Каждая группа работает с образом Плюшкина, характеризуя его по предложенному плану анализа. Каждая группа работает с образом Плюшкина, характеризуя его по предложенному плану анализа. Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Плюшкина. Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Плюшкина.
3 ПЛАН АНАЛИЗА 1. Портрет (как правило, их два: первый – беглый, второй – более подробный) 2. Авторская характеристика (в неё обязательно входит рассуждение о типичности данного героя для русской жизни). 3. Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя. 4. Интерьер помещения ( с теми же функциями). 5. Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости). 6. Диалог с Чичиковым о мёртвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика). 7. Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации).
4 Карточка с вопросами Общий вопрос группы: Почему биография Плюшкина изложена так подробно? Общий вопрос группы: Почему биография Плюшкина изложена так подробно? Индивидуальные вопросы: Индивидуальные вопросы: Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание? Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание? Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине? Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине? Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя? Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя? Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее? Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее?
5 Источники образа героя Литературные источники образа Плюшкина образы скупцов у Плавта, Ж.-Б.Мольера, Шейлок У.Шекспира, Гобсек О.Бальзака, Барон А.С.Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских», Мельмот-старший из романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоа из романа И.И.Лажечникова «Последний новик». Литературные источники образа Плюшкина образы скупцов у Плавта, Ж.-Б.Мольера, Шейлок У.Шекспира, Гобсек О.Бальзака, Барон А.С.Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских», Мельмот-старший из романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоа из романа И.И.Лажечникова «Последний новик».
6 Прототип Плюшкина Жизненным прототипом образа Плюшкина, вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о Плюшкине в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада Плюшкина ( воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина… невообразимый хаос. Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу…, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».) Жизненным прототипом образа Плюшкина, вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о Плюшкине в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада Плюшкина ( воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина… невообразимый хаос. Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу…, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».)
7 Каково значение фамилии героя? Фамилия Плюшкина парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью Плюшкина, тождествен метафорическому смыслу его фамилии. Фамилия Плюшкина парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью Плюшкина, тождествен метафорическому смыслу его фамилии.
9 Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине? В хозяйстве Плюшкина по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами. Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость и опустошение. Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета. В хозяйстве Плюшкина по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами. Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость и опустошение. Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета.
10 Как описание дома характеризует Плюшкина? Дом Плюшкина. аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает Плюшкина забиты. Символ «богатырской» скупости Плюшкина., стяжательства, доведенного до крайнего предела, замок- исполин в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Это же запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, говоря о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…» Картину «вымершего места» завершает «замок- исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах. Начиная описание плюшкинского дома, Гоголь – очевидно, намеренно – называет его «странным замком», а заканчивает описание символической деталью «замок-исполин». Замок превратился в замок, наглухо заперший все живое. Дом Плюшкина. аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает Плюшкина забиты. Символ «богатырской» скупости Плюшкина., стяжательства, доведенного до крайнего предела, замок- исполин в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Это же запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, говоря о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…» Картину «вымершего места» завершает «замок- исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах. Начиная описание плюшкинского дома, Гоголь – очевидно, намеренно – называет его «странным замком», а заканчивает описание символической деталью «замок-исполин». Замок превратился в замок, наглухо заперший все живое.
11 Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее? Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», Плюшкин трансформируется в паука. Сначала Плюшкин «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд. Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», Плюшкин трансформируется в паука. Сначала Плюшкин «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд.
12 Каковы взаимоотношения Плюшкина с окружающими? После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром Плюшкин посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, Плюшкин отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с Плюшкиным, перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность Плюшкина эволюционирует. После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром Плюшкин посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, Плюшкин отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с Плюшкиным, перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность Плюшкина эволюционирует.
13 Выводы Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается, в комнатах Плюшкина. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается, в комнатах Плюшкина. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».
14 Выводы Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро символизирует полную деградацию всего человеческого в Плюшкине. В противоположность пушкинскому Барону Плюшкин изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства. Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро символизирует полную деградацию всего человеческого в Плюшкине. В противоположность пушкинскому Барону Плюшкин изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства.
15 Выводы «Скупость Плюшкина это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова). Умственные способности Плюшкина тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку» «Скупость Плюшкина это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова). Умственные способности Плюшкина тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку»
16 Выводы В восторге от глупости Чичикова, Плюшкин вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник. В восторге от глупости Чичикова, Плюшкин вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник.
17 Выводы Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю). Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю).
18 Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание? Образ сада Плюшкина., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения Плюшкина. мысли Гоголя воскресить Плюшкина. из мертвых в 3-м томе поэмы, намекая на «райский сад». С другой стороны, в описании сада Плюшкина имеются метафоры с элементами реального портрета Плюшкина («густая щетина» «седого чапыжника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с Плюшкиным. Образ сада Плюшкина., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения Плюшкина. мысли Гоголя воскресить Плюшкина. из мертвых в 3-м томе поэмы, намекая на «райский сад». С другой стороны, в описании сада Плюшкина имеются метафоры с элементами реального портрета Плюшкина («густая щетина» «седого чапыжника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с Плюшкиным.
20 Выводы Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: Плюшкина. «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у Плюшкина превращается в противоположность «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в камень; сукна и холсты в пыль). Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: Плюшкина. «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у Плюшкина превращается в противоположность «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в камень; сукна и холсты в пыль).