что он делает это же кислота это дождь

Через тернии к звёздам (фильм)

ТочностьВыборочно проверено

«Через тернии к звёздам» — научно-фантастический фильм режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва.

Цитаты [ править ]

— Как успехи?
— Глашка беспощадна.

— Она телепортирует. Сама её лови!
— Ну чего же её ловить? Она же не бабочка…

— Кто это?
— Олениха. Мама.
— Мама? Зачем?
— Спроси у бабушки. Она об этом всё знает…

— …А ты любишь детей? Или ты их не знаешь?
— Я знаю. У меня были сёстры и братья.
— В пробирках?

— Бармалей, куда ты это везёшь? А ну, тащи это к грузовым воротам!
— Это не груз, а пассажир.

— Я требую извинений за нападение на лицо моего рода!
— Ну что вы,— Василий не ест разумных!

— Не открывать! Там хищник!
— Коты не стучат!

— А что такое «увлечение молодости»?

— Это мне урок: не окружать себя преданными дураками…

— Голубое небо очень вредно для глаз!

— Это биомасса, сейчас она спит, а может поглощать всю органику … Пока в ней нет мозга, она ненасытна.

Нийя: У тебя могло бы быть увлечение роботом?
Степан: Конкретно тобой? У меня к тебе бр-р-ратские чувства!

— У каждого — свои недостатки: у одного ноги нет, у другого — чувства юмора, а у тебя «центр послушания» развит. Из тебя выйдет изумительная жена! Цены тебе не будет!

— В воде жить нельзя!
— Попробуй…

— Что он делает? Что он делает? Это же кислота!
— Это дождь. Это самый настоящий дождь!

— Преуспевающие друзья могут быть даже опасны…

— Ох уж эта современная молодёжь! Забывает, что забота обо мне облагораживает!

— Это не кот! Это член экипажа — Василий! А ты — стрелочник…

— Ничего не понимаю… Пора на профилактику.

сказано роботом Бармалеем, когда он почувствовал присутствие Нийи за ящиками в звездолёте, но, отодвинув, никого там не обнаружил.

— Степан, задраивай меня!

— Будьте вы прокляты, до чего довели планету!

— …У меня тоже есть долг — долг перед Дессой, перед ревнителями…
— Да вы — ревнители смерти! Вы ревнители вырождения! Да, совесть моя нечиста, но я готов сделать всё ради спасения Дессы, и в этом я остаюсь другом и учеником Глана!
— Ты погубил его!
— Но я спасу его мечту!
— У тебя ничего не выйдет.
— Выйдет, Туранчокс, выйдет! Наша планета — наш дом, и мы не можем из него уйти. Мы утешали себя, что природа мудрая, что она сама найдёт путь к спасению… «Пока ещё шумят наши леса и смеются наши дети, пока ещё богаты наши недра и поют птицы — на наш век хватит!»,— говорили мы… А вот не хватило! Нет рек, нет зверей, исчерпаны наши недра, нет воздуха! Каждый второй ребёнок рождается уродом, и мы прикрываем лица благополучными масками! Мы погубили себя проклятыми войнами! Все мы — убийцы Дессы, но вы — вы вдвойне, потому что сами дышите чистым воздухом, а продаёте его остальным!

Туранчокс: Стой! Отродье… (притворно-ласково) Здравствуй, моя девочка, я ждал тебя.
Нийя: [слабым голосом] Кто вы?
Туранчокс: [с энтузиазмом] Я твой бог!

Источник

Что он делает это же кислота это дождь

Через тернии к звездам

В середине 80-х годов, вскоре после смерти Ричарда, в издательстве «Искусство» решили издать книгу воспоминаний соратников Викторова, посвященную его памяти. Стараниями жены Ричарда, актрисы Надежды Семенцовой, сборник был составлен, но затем, как у нас нередко бывает, интерес издательства к книге постепенно угас, и она, отлежав несколько лет на подходе к типографии, была возвращена составителям.

В том сборнике была и моя статья.

Я попросил ее у Надежды Мефодьевны и, сократив, воспроизвожу ее здесь. Хоть прошло более десяти лет, мое понимание Ричарда не изменилось, не утрачен и интерес к нему как к создателю отечественного детского фантастического фильма. Недаром и сегодня с экранов телевизора его ленты «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звездам» не исчезли и пользуются популярностью.

Так что прошу Вашего внимания.

Мне кажется, что в становлении Викторова сыграла важную роль война.

В истории известен Мартин Лютер. Неистовый вождь реформации. Ради торжества идеи готовый послать на костер всех своих противников. Непримиримость и ярость Лютера вытеснили из истории некоторых его современников, создателей той же реформации, своеобразных борцов за свободу человеческой личности против безраздельной власти Рима. Когда совет Священной Римской империи в Вормсе объявил Лютера вне закона, а Папа отлучил его от церкви, Лютер с помощью своих покровителей убежал от суда и долго скрывался в одном из саксонских замков, осыпая шестнадцатый век многочисленными гневными сочинениями. Он и после этого, когда гроза миновала, продолжал потрясать идеологическим мечом, но редко покидал свой богатый дом, жену и многочисленных детей. И умер в почтенном возрасте в достатке, в славе, ни разу не услышав шума настоящей битвы.

Не успелось. И теперь, когда Ричарда нет, я стараюсь понять здесь, сейчас, на этих страницах, мотивы его действий, причины его успехов. Что невозможно без проникновения в его внутренний мир.

Я знаю, что Ричард, с того момента как осознал себя, а осознал он себя раньше, чем многие его сверстники, потому что ему было тяжелее жить, чем другим, потому что он был умнее многих, потому что он был талантлив по-человечески, не подозревая еще, к чему он приложит этот талант, хотел быть учителем. Труд педагога для него был всегда высшим выражением человеческого долга.

Источник

Кислотные дожди: причины и последствия

В последнее время довольно часто можно слышать о том, что пошел кислотный дождь. Он возникает, когда природа, воздух и вода взаимодействуют с разными загрязнениями. Такие осадки порождают ряд негативных последствий:

Выпадение кислотных дождей происходит из-за промышленных выбросов химических соединений, сжигания нефтепродуктов и другого топлива. Эти вещества загрязняют атмосферу. Затем аммиак, сера, азот и другие вещества взаимодействуют с влагой, из-за чего дождь становится кислотным.

Впервые в человеческой истории кислотный дождь был зафиксирован в 1872 году, а к ХХ веку это явление стало весьма частым. От кислотных дождей большего всего вред наносится США и европейским странам. Кроме того, экологи разработали специальную карту, на которой обозначено территории, наиболее подвергающиеся опасным кислотным дождям.

что он делает это же кислота это дождь

Причины появления кислотных дождей

Причины выпадения ядовитых дождей являются антропогенные и естественные. В результате развития промышленности и технологий заводы, фабрики и различные предприятия стали выбрасывать в воздух огромное количество оксидов нитрогена и сульфура. Так, когда сера попадает в атмосферу, она взаимодействует с парами воды, образуется серная кислота. Тоже происходит и с двуокисью азота, образуется азотная кислота, выпадает вместе с атмосферными осадками.

Очередной источник загрязнений атмосферы – это выхлопные газы автомобильного транспорта. Попадая в воздух, вредные вещества окисляются и выпадают на землю в виде кислотных дождей. Выпадение в атмосферу азота и серы происходит в результате сгорания торфа, угля на тепловых электростанциях. Огромное количество окиси серы попадает в воздух при переработке металлов. Азотные соединения выделяются при производстве строительных материалов.

Определенная часть серы в атмосфере имеет естественное происхождение, к примеру, после извержения вулкана освобождается диоксид серы. Азотосодержащие вещества могут выделяться в воздухе в результате деятельности некоторых почвенных микробов и грозовых разрядов.

Последствия кислотных дождей

Последствий выпадений кислотных дождей существует множество. Люди, попавшие под такой дождь, могут испортить свое здоровье. Данное атмосферное явление вызывает аллергии, астму, онкологические заболевания. Также дожди загрязняют реки и озера, вода становится непригодной для употребления. Все жители акваторий находятся в опасности, могут погибнуть огромные популяции рыб.

Кислотные дожди, выпадая на землю, загрязняют почву. Это исчерпывает плодородие земли, уменьшается количество урожаев. Поскольку атмосферные осадки выпадают на обширных территориях, они негативно влияют на деревья, что способствует их засыханию. В результате влияния химических элементов, в деревьях изменяются обменные процессы, тормозится развитие корней. Растения становятся чувствительны к температурным изменениям. После любого кислотного дождя деревья могут резко сбросить листья.

Одно из менее опасных последствий ядовитых осадков – это разрушение каменных памятников и объектов архитектуры. Все это может привести к развалу общественных зданий и домов большого количества людей.

Необходимо серьезно задуматься над проблемой кислотных дождей. Данное явление напрямую зависит от деятельности людей, а потому следует значительно уменьшить количество выбросов, загрязняющих атмосферу. Когда загрязнение воздуха сведется к минимуму, планета будет менее подвержена таким опасным осадкам, как кислотные дожди.

Решение экопроблемы кислотных дождей

Проблема кислотных дождей носит на планете глобальный характер. В связи с этим решить ее можно только, если объединить усилия огромного количества людей. Один из основных методов решения данной проблемы – это сокращение вредных промышленных выбросов в воду и воздух. На всех предприятиях необходимо использовать очистительные фильтры и сооружения. Наиболее долговременным, дорогостоящим, но и самым перспективным решением проблемы есть создание в дальнейшем экологически безопасных предприятий. Все современные технологии должны использоваться с учетом оценки влияния деятельности на окружающую среду.

Немало вреда атмосфере приносят современные виды транспорта. Вряд ли в ближайшее время люди откажутся от автомобилей. Однако сегодня внедряются новые экологически безопасные транспортные средства. Это гибриды и электромобили. Такие авто, как Tesla уже завоевали признание в разных странах мира. Они работают на специальных аккумуляторных батареях. Также постепенно популярность набирают электроскутеры. Кроме того, не стоит забывать и о традиционном электротранспорте: трамваи, троллейбусы, метро, электропоезда.

Не стоит забывать и о том, что загрязнение воздуха осуществляют и сами люди. Не нужно думать, что кто-то другой виноват в данной проблеме, и это конкретно от вас не зависит. Это не совсем так. Конечно же, один человек не способен сделать выбросы токсических и химических средств в атмосферу в большом количестве. Однако регулярное использование легковых авто приводит к тому, что вы регулярно делаете выброс выхлопных газов в атмосферу, и это в последующем становится причиной кислотных дождей.

К сожалению, далеко не все люди осведомлены о такой экологической проблеме, как кислотные дожди. На сегодняшний день существует множество фильмов, статей в журналах и книг об этой проблеме, поэтому каждый человек может легко восполнить этот пробел, осознать проблему и начать действовать во благо ее решения.

Источник

Anti-PISA. Анатолий Краснянский. Безграмотные задания программы PISA-2006. Дефекты в группе заданий «Кислотные дожди».

Безграмотные задания программы PISA-2006

Системный анализ группы заданий «Кислотные дожди» PISA-2006

1. Введение (статья не закончена)

На фотографии, приведенной ниже, изображены статуи, называемые Кариатидами, которые были возведены в Акрополе в Афинах более 2500 лет назад. Статуи были изваяны из горной породы, которая называется мрамором. Мрамор состоит из карбоната кальция.

что он делает это же кислота это дождь

В 1980 году подлинные статуи были перенесены в музей Акрополя, а их заменили копиями. Подлинные статуи были разъедены кислотными дождями.

Обычный дождь слегка кислотный, потому что он поглощает некоторое количество диоксида углерода из воздуха. Кислотный дождь более кислый по сравнению с обычным дождем, потому что он поглощает также такие газы, как оксид серы и оксид азота. Откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух?

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью (трудность – 506) – 1 балл.

Код 1: Из газов, которые попадают в воздух вследствие выхлопов автомобильного транспорта, выбросов фабрик, сжигания ископаемого топлива, такого как нефть и уголь, из газов вулканов и другими подобными способами.
№ 1: Сжигание угля и газа.
№ 2: Оксиды в воздухе появляются из-за загрязнения окружающей среды от заводов и других промышленных предприятий.
№ 3: От вулканов.
№ 4: Из дыма электростанций. [“Электростанции” включены в ответ, т.к. они включают тепловые электростанции, на которых сжигается ископаемое топливо.]
№ 5: Они берутся от сгорания материалов, которые содержат серу и азот.

Учащиеся дают неправильный источник загрязнения окружающей среды наряду с правильным.
№ 6: Ископаемое топливо и атомные электростанции. [Атомные электростанции не являются источником кислотных дождей.]
№ 7: Оксиды берутся из озона атмосферы и метеоритов, которые падают на Землю. А также от сгорания топлива.
Загрязнение окружающей среды. Учащиеся указывают на загрязнение окружающей среды, но фактически не называют его источник.
№ 8: Загрязнение окружающей среды.
№ 9: Окружающая среда в целом, атмосфера, в которой мы живем, – например, загрязнение.
№ 10: Загазованность, загрязнение, пожары, сигареты. [Не ясно, что имеется в виду под «загазованностью»; ответ «пожары» – недостаточно
определенный; дым сигарет не является значительной причиной кислотных дождей.]
№ 11: Загрязнение, такое как от атомных электростанций.

Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
№ 12: Они выделяются из пластмасс.
№ 13: Они являются естественными составляющими воздуха.
№ 14: Уголь и нефть. [Ответ недостаточный, т.к. не говорится о «сгорании».]
№ 15: Атомные электростанции.
№ 16: Промышленные отходы. [Ответ недостаточный.]
Код 9: Ответ отсутствует.

Тип вопроса: со свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы (естественнонаучные знания)
Область применения: источники опасности и риски
Контекст: социальный

3. Анализ первого задания

3.1. Анализ фрагмента: «В 1980 году подлинные статуи были перенесены в музей Акрополя, а их заменили копиями. Подлинные статуи были разъедены кислотными дождями». Авторы задания утверждают, что мраморные статуи были разъедены кислотными (pH Ca(HCO3)2 (водный раствор)

3.2. Анализ фрагмента: «Откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух?»

Во-первых, предпосылкой этого вопроса является ложное суждение: «В воздух попадают только один оксид серы и только один оксид азота». На самом деле в атмосферу попадают два оксида серы: оксид серы(IV) и оксид серы(VI). Так, доля оксида серы(VI) может достигать 3 %. Техногенные выбросы содержат в основном оксид азота(II), который затем окисляется до азота(IV) и азотной кислоты. Следовательно, вопрос: «Откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух?» является логически некорректным вопросом.

4. Анализ ответов на первое задание

4.1. Первое задание: «Обычный дождь слегка кислотный, потому что он поглощает некоторое количество диоксида углерода из воздуха. Кислотный дождь более кислый по сравнению с обычным дождем, потому что он поглощает также такие газы, как оксид серы и оксид азота. Откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух?»

4.2. Анализ правильных (по мнению авторов задания) ответов на первое задание.

4.2.1 Анализ «правильного» ответа № 2. Ответ № 2: «Оксиды в воздухе появляются из-за загрязнения окружающей среды от заводов и других промышленных предприятий». Как известно, по степени точности ответы могут быть определенными и неопределенными. Этот ответ – неопределенный, поскольку не указано, какие именно предприятия выбрасывают в атмосферу оксиды серы и азота. Хорошо известно, что большинство промышленных предприятий не являются источниками ни оксидов серы, ни оксидов азота.

4.2.2. Анализ «правильного» ответа № 4. Ответ № 4: «Из дыма электростанций». Что такое дым? Дым – устойчивая дисперсная система, состоящая из мелких твёрдых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газах. Дым — типичный аэрозоль с размерами твёрдых частиц от 10-7 до 10-5 м. Дым образуется, в частности, при сгорании горючих веществ, например в топках тепловых электростанций, различных промышленных установок, при пожарах, особенно лесных. Такие дымы могут содержать крупные частицы несгоревшего топлива и золы, оксидов металлов, сажи, смолы [8]. Правильно: «Из дымовых газов тепловых электростанций». Термин «дымовые газы» используется в учебной ([8А], стр.103) и технической [9] литературе.

4.2.3. Анализ «правильного» ответа № 6. Ответ № 6: «Ископаемое топливо и атомные электростанции». [Комментарий авторов задания: «Атомные электростанции не являются источником кислотных дождей».] Ответ, полностью устраняющий познавательную неопределенность, называется сильным, не полностью – слабым. Из двух слабых ответов один может быть более сильным, чем другой ([10], стр. 66). Слабый ответ: «Оксиды серы азота попадают в воздух из ископаемого топлива». Более сильный: «Оксиды серы и азота попадают в воздух при сжигании ископаемого топлива». Ответ: «Ископаемое топливо и атомные электростанции» состоит из слабого ответа – «ископаемое топливо» и ложного – «атомные электростанции».

4.2.4. Анализ «правильного ответа № 8. Ответ № 8: «Загрязнение окружающей среды». В логике такой ответ называют нерелевантным – ответом не на поставленный вопрос, а ответом на какой-то другой вопрос [10]. Ответ: «Загрязнение окружающей среды» – это ответ на вопрос: «Что происходит при попадании оксидов серы и азота в атмосферу?» Следовательно, ответ: «Загрязнение окружающей среды» никак нельзя признать правильным ответом на вопрос: «Откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух?».

4.2.5. Анализ «правильного» ответа № 9. Ответ № 9: «Окружающая среда в целом, атмосфера, в которой мы живем, – например, загрязнение». Учащегося спрашивают: «Откуда оксиды серы и азота попадают в воздух (в атмосферу)?», а он отвечает: «Атмосфера, в которой мы живем, например, – загрязнение». Неясно, что хотел сказать учащийся. Предположим, что он хотел сказать, что эти оксиды попадают в атмосферу из окружающей среды, из атмосферы. В этом случае это тавтологичный ответ. Такой ответ не несет фактической информации и в силу этого не снижает познавательную неопределенность ([10], стр. 66).

4.4. Что такое «научное объяснение явлений»?

Научное объяснение – раскрытие связей между какими-либо фактами, явлениями и процессами – объектами научного объяснения – и другими, уже известными и объясненными или же более общими и фундаментальными фактами, явлениями и процессами. В некоторых случаях объяснить явление – это значит указать его причину, при этом явление становится ясным и понятным. Объяснение – одна из важнейших функций науки. В настоящее время именно наука делает понятными факты, явления и процессы, поэтому научное объяснение служит образцом для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность объяснения [11, 11А].

4.6. О «правильных» ответах и научном объяснении явлений.
Авторы первого задания задают учащимся вопрос: «Откуда оксиды серы и азота попадают в воздух?» И принимают в качестве «научного объяснения», например, такой ответ: «Оксиды в воздухе появляются из-за загрязнения окружающей среды от заводов и других промышленных предприятий» (см. ответ № 2). В сущности, ответ учащегося сводится к следующему суждению: «Источником оксидов являются какие-то промышленные предприятия». Этот ответ ничего не объясняет и, следовательно, не имеет никакого отношения к научному объяснению. Остальные ответы тоже не являются научными объяснениями.

Действие кислотных дождей на мрамор может быть смоделировано путем помещения кусочков мрамора в уксус на ночь. Уксус и кислотный дождь обладают примерно одинаковым уровнем кислотности. Когда кусочек мрамора помещают в уксус, то наблюдается процесс образования пузырьков газа. Масса сухого кусочка мрамора определяется до и после эксперимента.

Вопрос 2
До погружения на ночь в уксус кусочек мрамора имел массу 2,0 г. На следующий день этот кусочек вынимают из уксуса и высушивают. Какова будет масса высушенного кусочка мрамора?

A Меньше, чем 2,0 г
B Точно 2,0 г
C Между 2,0 г и 2,4 г
D Больше, чем 2,4 г

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью (трудность – 460) – 1 балл.

Код 1: А. Меньше, чем 2,0 г
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: использование научных доказательств
Содержание: физические системы (естественнонаучные знания)
Область применения: источники опасности и риски
Контекст: личностный

6. Анализ второго задания

Внимание!

Правильный ответ: «Кусочек мрамора (карбоната кальция), всю ночь находившийся в растворе уксусной кислоты, взятой в избытке (осталась после реакции) полностью растворится, то есть масса мрамора будет равна нулю».

Пизовцы утверждают, что кусочек мрамора, всю ночь пролежавший в растворе уксусной кислоты, взятой в избытке, полностью не растворился.

Среди ответов, предложенных пизовцами, нет правильного ответа!

Отметим, что в задании указана масса мрамора, но не указан объем (масса) уксуса и массовая доля уксусной кислоты в уксусе. Опыт в задании 2 повторить невозможно. Опыты должны описываться таким образом, чтобы другие исследователи могли его повторить. Конечно, при проведении опытов учащимися младших классов это требование выполнить невозможно. Однако нельзя описывать опыты для девятиклассников и десятиклассников на уровне 3 класса. Например, в учебнике для 3 класса обсуждаются свойства известняка и мрамора ([12А], стр. 99 – 100). Задание на стр. 99: «Капни из пипетки на образцы гранита, известняка, мрамора несколько капель пищевого уксуса. Что ты увидел?» Текст на стр. 100: «Известняк – плотная горная порода. Известняки бывают чаще всего белого, встречаются серого и желтоватого цвета. Эту горную породу легко отличить от других. Если на нее налить немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа (такой ли результат ты получил в практической работе?).

6.2. Фрагмент № 2 второго задания: «До погружения на ночь в уксус кусочек мрамора имел массу 2,0 г. На следующий день этот кусочек вынимают из уксуса и высушивают».

Во-первых, после того, как кусочек мрамора вынули из раствора, его следовало промыть дистиллированной водой, чтобы смыть раствор, содержащий ацетат кальция. Без этой операции часть ацетата кальция может остаться на поверхности и в порах исследуемого образца. В этом случае масса образца после высушивания будет равна массе мрамора плюс масса ацетата кальция.

Во-вторых, авторы не указали массу уксуса. Расчеты показывают (см. приложение 6) что кусочек мрамора массой 2,0 г полностью растворится в 80 мл 3 % уксуса или в 16 мл 15 % уксуса; 0,2 г (10 % от массы) мрамора растворится в 8,0 мл 3 % уксуса или в 1,6 мл (!) 15 % уксуса. Если взять 80 мл 3 % или 16 мл 15 % уксуса, то от кусочка мрамора массой 2,0 г вообще ничего не останется.

В-третьих, выражение «этот кусочек вынимают из уксуса» содержит логическую ошибку: «отождествление разных понятий» [14]. На ночь кусочек мрамора погрузили в уксус, но утром вынули уже не из уксуса, а из водного раствора ацетата кальция. В задании подразумевается, что реакция прошла до полного израсходования кислоты: ведь кусочек мрамора был в контакте с «уксусом» целую ночь:

Уксус (водный раствор уксусной кислоты) и водный раствор ацетата кальция – разные понятия. Ошибка «отождествление разных понятий» в химии (а также в любой отрасли науки и техники) может привести к тяжелым последствиям. Предположим, что вместо кусочка мрамора (кальцита) в опыте использовали кусочек минерала церуссита PbCO 3 (карбоната свинца):

Необходимо еще раз обратить внимание на то, что пизовцы сделали «эпохальное открытие»: днем мрамор (карбонат кальция) реагирует с уксусом (раствором уксусной кислоты), а ночью реакция не идет.

Следует отметить, что опыты по «моделированию» кислотных дождей 3 – 15 % уксусом некорректны не только из-за высокой концентрации уксусной кислоты в уксусе. Ацетат кальция хорошо растворим в воде и поэтому при растворении мрамора масса образца действительно будет непрерывно уменьшаться. Однако при взаимодействии мрамора с разбавленной серной кислотой на поверхности мрамора может образоваться слой («корочка»), состоящая из малорастворимого дигидрата сульфата кальция. В этом случае масса образца при протекании реакции может сначала уменьшиться, а затем увеличиться вследствие образования гирса на поверхности мрамора. Дело в том, что из 1 моля карбоната кальция образуется 1 моль дигидрата сульфата кальция, но масса 1 моля дигидрата сульфата кальция больше массы 1 моля карбоната кальция.

Вопрос 3
Учащиеся, которые проводили этот эксперимент, поместили на ночь кусочки мрамора также в чистую (дистиллированную) воду. Объясните, для чего учащиеся включили этот опыт в свой эксперимент.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью (трудность – 717) – 2 балла.

Код 1: Сравнить с опытом между уксусом и мрамором, но из ответа не ясно, что это сделано для того, чтобы показать что кислота (уксус) является обязательным условием для протекания реакции.
№ 4: Сравнить с результатом в другой колбе.
№ 5: Посмотреть, изменятся ли кусочки мрамора в чистой воде.
№ 6: Учащиеся включили этот опыт, чтобы показать, что происходит, если нормальный дождь попадает на мрамор.
№ 7: Потому что дистиллированная вода не является кислотой.
№ 8: Для контроля.
№ 9: Чтобы посмотреть на разницу между обычной водой и водой, содержащей кислоту (уксус).
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
№ 10: Показать, что дистиллированная вода не является кислотой.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: со свободно-конструируемым ответом
Компетенция: распознавание и постановка науч ных вопросов
Содержание: естественнонаучные исследования (знание о науке)
Область применения: источники опасности и риски
Контекст: личностный

8. Анализ третьего задания

8.1. Дополнительная информация, необходимая для анализа третьего задания.

При 25 о С pH дистиллированной воды, находящейся в газовом равновесии с воздухом, равен 5,63 [19] Водный раствор углекислого газа обладает буферными свойствами (карбонатная буферная система) [19,20].

8.1.2. Взаимодействие дистиллированной воды, содержащей CO 2 , с карбонатами кальция и магния. При длительном контакте карбонатов кальция и магния с водой, содержащей углекислый газ, наступает равновесие:

Процессы (3) – (7) имеют огромное значение в круговороте кальция, магния и углерода и вообще для жизни на Земле. Расчет реакции среды для системы Н2О – СО2 (0,034%) – СаСО3 дает значение рН 8,4 (Латыпова, [19]). Благодаря присутствию углекислого газа в воздухе и в воде, ионов кальция в воде (карбонатно-кальциевая система) действует буферный механизм, обеспечивающий стабильность pH океанической (и не только океанической) воды и, следовательно, устойчивость условий жизни морских организмов ([19, 20] и [21], стр. 77). Буферные свойства почвенных растворов также обусловлены в значительной степени карбонатно-кальциевой системой. В природных водах кальций присутствует основном в виде гидрокарбоната кальция и в этой форме поступает в моря и океаны. Ежегодный вынос кальция в океан равен 480 млн. тонн. [21]. Образование пещер в карбонатных породах и другие карстовые явления также обусловлены растворением карбонатов кальция и магния в воде, насыщенной углекислым газом.

8.2. Третье задание: «Учащиеся, которые проводили этот эксперимент, поместили на ночь кусочки мрамора также в чистую (дистиллированную) воду. Объясните, для чего учащиеся включили этот опыт в свой эксперимент».

8.3. Характеристика третьего задания. Из ответов на второе задание: «Меньше, чем 2,0 г, точно 2,0 г, между 2,0 г и 2,4 г, больше, чем, 2,4 г» следует, что учащиеся использовали весы с ценой деления 0,1 г. В случае однократного измерения в качестве приборной погрешности (в данном случае погрешности весов) берется половина наименьшего деления шкалы [22]. Следовательно, можно ожидать, что массы кусочков мрамора были измерены с погрешность плюс-минус 0,05 г. Рассмотрим пример. Ученик взвесил кусочек мрамора (масса его составила, например, 1,8 г плюс-минус 0,05 г), поместил в дистиллированную воду на ночь, вынул, высушил и снова взвесил. Предположим, что после этих операций масса кусочка мрамора снова оказалась равной 1,8 г (плюс-минус 0,5 г). Значит ли это, что мрамор не взаимодействует с дистиллированной водой? Нет, не значит. Во-первых, одно измерение не имеет никакой научной ценности. Во-вторых, на основании одного опыта можно предполагать, что если мрамор реагирует с дистиллированной водой или растворяется (без химической реакции), то эффект этого взаимодействия меньше, чем 0,05 г. Следует отметить, что при определении растворимости вещества в каком-либо растворителе необходимо указывать объем (массу) растворителя и его температуру. Авторы задания этого не сделали. В третьих, «научные» эксперименты» деятелей программы PISA со взвешиванием кусочков мрамора до и после контакта с дистиллированной водой напоминают анекдот о том, как определяли вес капитана: взвешивали пароход с капитаном на борту и пароход без капитана. Можно ли доказать, без сложных экспериментов, что мрамор взаимодействует с дистиллированной водой, находящейся в равновесии (речь идет, конечно, о газах) с атмосферой? Можно. Достаточно использовать универсальную индикаторную бумагу, по окраске которой можно оценить pH раствора. До реакции с мрамором pH такой воды должен быть в интервале 5 – 6, а после наступления равновесия в системе CO 2 H 2 O – Са CO 3 pH будет в интервале 8 – 9.

8.4. Анализ правильных (по мнению авторов задания) ответов.

Ответ № 1 («правильный»): Убедиться в том, что для этой реакции дождевая вода должна быть кислотной (как в кислотном дожде), и что с обычной водой реакции не будет.

Конечно, известняк и мрамор в этой реакции не разрушается так быстро, как в случае «модели» кислотных дождей – уксуса (3 % – 15 % водного раствора уксусной кислоты), но ведь и концентрация кислоты в этой «модели» кислотного дождя как минимум в 100 раз больше, чем в самом кислом кислотном дожде.

Ответ № 2 («правильный»): «Посмотреть, есть ли другие причины для образования изъянов в кусочках мрамора.

По мнению авторы задания, это правильный ответ – то есть мрамор (кальцит) разрушается только кислотными дождями ( pH pH = 5,6 мрамор не разрушают.

Ответ № 3 («правильный»): «Потому что он показывает, что кусочки мрамора не реагируют с любой жидкостью, т.к. вода является нейтральной».

Как уже указывалось, в задании не сказано, что дистиллированная вода была изолирована от воздуха. Дистиллированная вода, если ее специально не изолировать от воздуха, имеет слабокислую реакцию, то есть не является «нейтральной» средой, pH этой воды около 5,6.

Вода не является «нейтральной жидкостью» (по отношению к карбонату кальция) даже при отсутствии углекислого газа).

Доказательство:

СаCO3 В ЧИСТОЙ ВОДЕ

(гидролиз карбоната кальция)

Из книги «Растворы, минералы, равновесия». Р. М. Гаррелс, Ч. Л. Крайст
Издательство «МИР», МОСКВА 1968, УДК 550.84. Solutions, Minerals and Equilibria Robert M.Garrels, Charles L.Christ HARPER & ROW, NEW YORK 1965
(http://twt.mpei.ru/ochkov/trenager/Garrels/ch03.htm)

CO 2— 3 водн + H2Oжидк = HCO — 3 водн + OH — водн,(3.6a)
HCO — 3 водн + H2Oжидк = H2CO3 водн + OH — водн.(3.6б)

Пизовцы с помощью весов с ценой деления 0,05 г установили, что карбонат кальция не реагирует с водой и, следовательно, вода является «нейтральной жидкостью». Поскольку

8.5. Сравнение правильных и неправильных (по мнению составителей задачи) ответов

1. Группа заданий «Кислотные дожди» международной программы PISA-2006 является нагромождением различного рода ошибок.

2. Результаты тестирования учащихся на основании группы заданий «Кислотные дожди» не имеют никакой ценности (следствие пункта 1).

3. Этот опус может использоваться в учебных целях в следующей формулировке: «Найдите ошибки в группе заданий «Кислотные дожди» международной программы PISA-2006».

Источники информации

Внимание! В данной редакции статьи указаны не все дефекты!

Большая часть заданий программы PISA, использующихся в России, является секретной. Но на основании этих заданий даются общие выводы относительно системы образования в России. Эти выводы затрагивают коренные интересы россиян.

Граждане России имеют право знать, на основании какого «инструментария» делаются выводы о качестве российского образования!

Приложение 1 из отчета «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся

PISA-2006 » (Москва. 2007):
Список российских участников исследования PISA-2006

Министерство образования и науки РФ: Фурсенко А.А., Калина И.И., Реморенко И.М., Тараданова И.И., Самылкина Н.Н.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки:
Болотов В.А., Шаулин В.Н. Бархатова Т.А., Соловьев Б.Б.
Институт содержания и методов обучения РАО: Рыжаков М.В., Калинова Г.С., Корощенко А.С., Резникова В.З., Страут Е.К., Нурминский И.И., Логинова О.Б., Барабанов В.В., Дюкова С.Е.
Центр оценки качества образования ИСМО РАО: Ковалева Г.С., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А., Красновский Э.А., Смирнова Е.С., Баранова В.Ю., Мельник И.Г., Кошеленко Н.Г., Нурминская Н.В., Воробьева Н.В. В работе также участвовали 45 региональных координаторов.

В. З. ЛАТЫПОВА

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Казанский государственный университет

Фрагмент статьи (с сокращениями и изменениями)

По способу проявления и аналогии с формами кислотности различают также актуальную щелочность, связанную с присутствующими в почвенном растворе гидролитически щелочными солями слабых кислот (карбонатами, фосфатами, боратами), и потенциальную, обусловленную обменными ионами Na + в ППК.

В каких пределах изменяется степень кислотности природных водных сред?

Какие естественные процессы ответственны за столь широкую изменчивость кислотно-основных свойств природных сред?


Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Техногенные и природные источники оксидов азота и серы

(Информация для школьников )

Техногенные источники оксидов азота. Оксид азота(II) образуется при горении угля, нефти и газа ([1], стр. 143 – 144). Он образуется при взаимодействии азота N2 и кислорода O2 при высокой температуре: чем выше температура горения угля, нефти и газа, тем больше образуется оксида азота(II):

Нефть и уголь содержат азотсодержащие органические соединения. Химические (молекулярные) формулы органических соединений азота в общем виде: CxHyNz и CxHyNzOt При горении этих соединений образуются, помимо углекислого газа и воды, молекулярный азот и оксид азота (II):

При сжигании топлива в электростанциях и в котельных образуется 12 млн. тонн оксидов азота; 8 млн. тонн поступает от двигателей внутреннего сгорания ([2], стр. 17). В дальнейшем NO окисляется до NO2

Однако вблизи источника загрязнения, например тепловой электростанции, концентрация NO может превышать концентрацию NO2. Оксид азота(IV) в конечном итоге превращается в азотную кислоту:

В небольших количествах (

Природные источники оксидов серы. Существуют два основных источника. 1. Процессы разрушения органических веществ под действием анаэробных микроорганизмов; при этом образуется сероводород (который в атмосфере окисляется до серы,оксидов серы, сульфатов) и другие соединения серы. 2. Вулканическая деятельность. При извержении вулканов в атмосферу, наряду с большим количеством SO2, попадают сероводород, элементарная сера и сульфаты.

Дополнение 1. При сгорании твердых и жидких видах топлива от 1 до 3 % серы окисляется до оксида серы (VI) (SO3) при наличии в топливе переходных металлов, катализирующих обратимую реакцию 2SO2 + O2 = 2SO3. Оксид серы (VI) адсорбируется соединениями, входящими в состав твердых частиц, и, в случае жидкого топлива, участвует в формировании кислой сажи [7].

Дополнение 2. Основные оксиды азота, образующиеся в процессе сжигания органических видов топлива, — оксид азота (II) NO, оксид азота (IV) NO2, и оксид азота (I) N2O. Первые два соединения образуют смесь, которая называется NOx и составляет более 90% всех выбросов NO крупных топливосжигающих установок. Существуют три основных механизма образования NOx, которые характеризуется источником азота и условиями протекания реакции: «термические» NOx образуются в результате реакции между кислородом и азотом воздуха; «топливные» NOx формируются из азота, содержащегося в топливе; «быстрые» NOx формируются в результате преобразования молекулярного азота во фронте пламени в присутствии промежуточных углеводородных соединений. Количество «быстрых» оксидов азота, как правило, значительно меньше по сравнению с образующимися другими способами. Образование «термических» NOx существенно зависит от температуры. Если горение может происходить при температуре ниже 1000 o С, выбросы NOx значительно снижается. Если максимальная температура пламени ниже 1000 o С, NOx образуются, главным образом, из азота топлива. Формирование «термических» NO – доминирующий путь образования NOx в установках, использующих газообразное или жидкое топливо. Образование «топливных» NOx зависит от содержания азота в топливе и концентрации кислорода в среде, где протекает реакция. В установках, использующих уголь, образуется значительно больше «топливных» NOx, поскольку в уголь содержит гораздо большее количество азота, чем любой другой вид топлива. Среднее содержание азота для разных видов топлива (в % от сухой беззольной массы): уголь 0,5 – 2; биомасса (древесина)

Дополнение 3. В 1985 году страны, входящие в Европейский Союз выбросили в воздух 27 млн. тонн SO2. В 2000 году выброс стран ЕС – 9,6 млн. тонн. Россия выбросила в воздух в 1992 году 8,5 млн тонн серы, из них 26% поставляет Норильский комбинат – 2,4 млн. тонн в 1991 году [8].

Дополнение 4. Плазма молнии. Типичные параметры плазмы в молнии Температура: Т

2·10 4 К. Концентрация (плотность плазмы): n

2,5·10 19 частиц/см 3
(число электронов или ионов в единице объёма). Состав: тот же, что и у воздуха [9].

Дополнение 5. Круговорот серы тесно связан с живым веществом. Сера в виде трёхокиси (SO3), двуокиси (SO2), сероводорода (H2S) и главным образом элементарной серы выбрасывается вулканами. Кроме того, в природе имеются в большом количестве различные сульфиды металлов: железа, свинца, цинка и др. Сульфидная сера окисляется в биосфере при участии многочисленных микроорганизмов до сульфатной серы (SO»4) почв и водоёмов. Сульфаты поглощаются растениями. В организмах сера входит в состав аминокислот и белков, а у растений, кроме того, — в состав эфирных масел и т. д. Процессы разрушения остатков организмов в почвах и в илах морей сопровождаются очень сложными превращениями серы. При разрушении белков с участием микроорганизмов образуется сероводород, который далее окисляется либо до элементарной серы, либо до сульфатов. В этом процессе участвуют разнообразные микроорганизмы, создающие многочисленные промежуточные соединения серы. Известны месторождения серы биогенного происхождения. Сероводород может вновь образовать «вторичные» сульфиды, а сульфатная сера — залежи гипса. В свою очередь, сульфиды и гипс вновь подвергаются разрушению, и сера возобновляет свою миграцию [10].

Источники информации

[1] Химия окружающей среды. Под редакцией Дж.О.М. Бокриса. Москва. «Химия». 1982.

[2] Л. Хорват. Кислотный дождь. Перевод с венгерского В.В. Крымского. Под редакцией д-ра техн. наук, профессора Ю.Н. Михайловского. Москва. Стройиздат. 1990.

[3] Н.Г. Максимович. Геохимия угольных месторождений и окружающая среда. http://masters.donntu.edu.ua/2002/feht/ermakova/library/book9.htm

[4] Большая Советская энциклопедия, 3 издание. http://bse.sci-lib.com/article128527.html

[5] А.И.Бусев, Л.Н.Симонова. Аналитическая химия серы. http://www.ximicat.com/ebook.php?file=s.djvu&page=90

[6] И.Н. Чурбанова. Микробиология. Москва. «Высшая школа». 1987.

[7] Основные экологические аспекты сжигания топлива. http://www.14000.ru/projects/power/bref/2-aspects.pdf

[8] Л.Н. Дмитриенко. Реферат. «Антропогенные воздействия на атмосферу». http://revolution.allbest.ru/ecology/00027520_0.html

[9] В.В.Поступаев. Физика плазмы: http://www.inp.nsk.su/chairs/plasma/sk/fpl-postupaev/lect01.pdf

[11] Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/VULKANI.html

АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ:

БОЛЕЕ ЧИСТАЯ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ

Можем ли мы сжигать нефть или каменный уголь таким способом, при котором в атмосферу не поступал бы углекислый газ? Для уменьшения общего объема выбросов у нас нет иной возможности, кроме как использовать при производстве энергии альтернативные технологии, например атомную или солнечную энергетики, но прежде всего мы должны беречь саму энергию, расходуя ее более эффективно. БРЮС ЛЕЛОНДИ, бывший министр окружающей среды Франции (Б. Лелонди, “Plan National pour I’Environnement”, Supplément à Environnement Actualité, № 122, сентябрь 1990 г.)

Фома Юрьевич Рачинский, Маргарита Фоминична Рачинская

Дистиллированная вода

Прошу извинить: редактирование этого раздела не закончено!

Химические расчеты (для школьников)

7.1. Расчет молярной концентрации уксусной кислоты в растворе, в котором массовая доля СН3СООН составляет 0,03.

Обозначения, исходные данные, основные формулы.

V 01 и m 01 – объем и масса 3 % раствора СН3СООН; m 1 – масса кислоты; ω1 – массовая доля СН3СООН, ω1 = 0,03 (3 %) ; n 1 – количество вещества (моль) СН3СООН; с1 – молярная концентрация СН3СООН в 3 % растворе. Плотность 3 % раствора уксусной кислоты: ρ1 = 1,0025 г/мл (25 о С); Молярная масса СН3СООН: М(СН3СООН) = 60 г/моль;

Для расчета молярной концентрации 3 % раствора кислоты возьмем 1 л (1000 мл) этого раствора, рассчитаем массу этого раствора, массу СН3СООН, количество вещества СН3СООН и молярную концентрацию СН3СООН в этом растворе:

1 л (1000 мл) 1002,5 г 30,1 г 0,501 моль 0,501 моль/л

7.2. Расчет молярной концентрации ионов водорода в растворе, в котором молярная концентрация СН3СООН составляет 0,501 моль/л (массовая доля 3 %).

Вывод этой формулы: см. статью О.С. Зайцева в № 04/2004 газеты «Химия» (24-31.01.2004) издательского дома «Первое сентября», Интернет: http://him.1september.ru/article.php?ID=200400403

7.3. Расчет объема 3 % раствора (0,501 моль/л) уксусной кислоты, необходимого для растворения 2,0 г мрамора.

Обозначения, исходные данные, основные формулы. Предположим, что данный кусочек мрамора состоит полностью из кальцита CaCO 3 : m ( CaCO 3 ) = 2,0 г. Количество вещества CaCO 3 2,0 г/100 г/моль = 0,02 моль. Из уравнения реакции видно, что с 0,02 моль CaCO 3 прореагирует 0,04 моль СН3СООН. Объем раствора V 0 = 0,04 моль/0,501 моль/л = 0,0798 л (79,8 мл). Решение задачи можно записать в виде знакового алгоритма:

2.0 г 0,02 моль 0,04 моль 0,0798 л (79,8 мл)

Только что мы доказали, что 2 г карбоната кальция полностью растворится в 3 % растворе уксусной кислоты ( pH 2,53) объемом приблизительно 80 мл.

2.4. Расчет молярной концентрации уксусной кислоты в растворе, в котором массовая доля СН3СООН составляет 0,15.

Обозначения, исходные данные, основные формулы. V 02 и m 02 – объем и масса 15 % раствора СН3СООН; m 2 – масса кислоты; ω2 – массовая доля СН3СООН, ω2 = 0,15 (15 %); n 2 – количество вещества (моль) СН3СООН; с2 – молярная концентрация СН3СООН в 15 % растворе. Плотность 15 % раствора уксусной кислоты: ρ2 = 1,020 г/мл (25 о С); Молярная масса СН3СООН: М(СН3СООН) = 60 г/моль;

Для расчета молярной концентрации 15 % раствора кислоты возьмем 1 л (1000 мл) этого раствора, рассчитаем массу этого раствора, массу СН3СООН, количество вещества СН3СООН и молярную концентрацию СН3СООН в этом растворе:

1 л (1000 мл) 1020 г 153 г 2,55 моль 2,55 моль/л

2.5. Расчет молярной концентрации ионов водорода в растворе, в котором молярная концентрация СН3СООН составляет 2,55 моль/л (массовая доля 15 %).

2.6. Расчет минимального объема 15 % раствора (2,55 моль/л) уксусной кислоты, необходимого для растворения 2,0 г мрамора.

Обозначения, исходные данные, основные формулы. Предположим, что данный кусочек мрамора состоит полностью из кальцита CaCO 3 : m ( CaCO 3 ) = 2,0 г. Количество вещества CaCO 3 2,0 г/100 г/моль = 0,02 моль. Из уравнения реакции видно, что с 0,02 моль CaCO 3 прореагирует 0,04 моль СН3СООН. Объем раствора V 0 = 0,04 моль/2,55 моль/л = 0,0157 л (15,7 мл). Решение задачи можно записать в виде знакового алгоритма:

2.0 г 0,02 моль 0,04 моль 0,0157 л (15,7 мл)

Только что мы доказали, что 2,0 г карбоната кальция полностью растворится в 15 % растворе уксусной кислоты ( pH 2,18) объемом 15,7 мл.

Таким образом, в 15,7 мл 15 % ( pH 2,18) уксусной кислоты может раствориться 2,0 г карбоната кальция, а в 15,7 мл ( pH 2,18) азотной кислоты может раствориться только 0,00525 г карбоната кальция.

2.8. Кусочек мрамора опустили в раствор серной кислоты. Как зависит масса образца от количества прореагировавшей серной кислоты?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *