что оказывает влияние на становление и развитие детского объединения

Воспитание личности через участие в работе детского общественного объединения

Воспитание личности через участие в работе детского общественного объединения.

Глубокие изменения, переживаемые ныне Россией, охватили все сферы ее жизни. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией массовой культуры и агрессивной рекламой, порождают не только структурное переустройство социально–экономического порядка, но и существенно воздействует на духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно–нравственных ценностей, производства и освоения новых духовных ориентиров.

Обратим внимание, что в Федеральном Законе речь идет о детских общественных объединениях, поэтому есть смысл сначала определиться в том, что понимается под общественными объединениями детей. Исторический опыт нашей страны в большей мере вносит трудности в понимание этого явления, поскольку, как и многие другие организации, пионерия страны Советов была не столько общественным, сколько огосударствленным институтом, решающим «вместе со школой, семьей и общественностью» задачи коммунисти­ческого воспитания подрастающего поколения.

Существующие в рамках государственных и общественных структур детские объединения имеют общую особенность: они созданы взрослыми для детей. Цели этих объединений, содержание деятельности, регламентация отноше­ний, распорядок жизни заданы детям извне, а если и предполагают детское участие в организации жизнедеятельности, то в ограниченных рамках делегирования определенных функций. По своим основным характеристикам такие объединения соответствуют признакам организаций, которые в социологии получили название административных, т.е. создаваемых «более широкими организационными системами для решения отдельных задач.

За пределами созданных для ребенка обстоятельств существует иное пространство детской жизни. В нем дети не «будущее», а реально действующие субъекты, имеющие нема­ло настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие в отношения, далекие от имитационно-и­гровых или воспитывающе целесообразных. На этом «поле жизни» зарабатывают на хлеб насущный, содержат безработных родителей мойкой машин или продажей газет, ищут приключений и испытывают на себе одурманивающие вещества.

В этом пространстве существует особая субкультура: прически, манеры одеваться, музыка, особый язык. На этом поле действует множество мелких и крупных детских группировок с высокой и не очень степенью организованности, с отлажен­ным механизмом лидерского выдвижения и достаточной саморегуляцией отношений.

В исследованиях Х.Й.Лийметса, А.В.Мудрика, И.С.Полонского, Л.И.Уманского, проведенных в 60-70-е годы прошлого века, обнаруживалось, что не менее 80-85% школьников являются участниками спонтанно образующихся и относительно длитель­ное время существующих подростковых групп. Эти же показатели подтверждались и в последующие десятилетия. В опросах 1993 и 2001 годов 88% родителей Костромской области утверждали, что их дети проводят свободное время в группе сверстников.

Привлекательность этих групп состоит главным образом в возможности самовыражения подростков и юношей в процессе совместного творения коллективной жизнедеятельности. Правда, направленность этой жизнедеятельности колеблется в весьма широком диапазоне. Известны формирования с явно выраженной социально значимой или социально приемлемой ориентацией. Криминалисты бьют тревогу по поводу роста преступлений подростков, совершаемых в составе группиро­вок. Большая часть групп не имеет определенно выраженного вида занятий, получив название групп свободного общения.

Детской общественной организацией (общественной орга­низацией детей) является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся детей или детей и взрослых граждан.
Отсутствие фиксированного членства в детском общественном объединении закрепляет за ним организационно-правовую форму общественного движения.

В основе устройства и функционирования детского обще­ственного объединения лежат принципы отличные от иных воспитательных организаций. Обобщение практического опыта и теоретический анализ позволили сформулировать их следующим образом:

Основанные на указанных принципах детские обществен­ные объединения являются самостоятельным институтом социализации, обладают возможностями формирования таких сторон социального опыта растущей личности, которые в других воспитательных организациях ограничены. Речь идет, прежде всего, об опыте солидарного участия в обустрой­стве общественной жизни и общественно-приемлемых спосо­бов социального самоутверждения, освоение опыта обще­ственного самоуправления и социальной ответственности.

Мне понравилось высказывание на страницах “Учительской газеты”: “Независимо от финансирования системы образования в общем и в частности, педагоги продолжают уделять огромное внимание воспитательной работе с детьми. Жизнь привела нас к тому, что различие между словами “образование” и “обучение” стало понятно всем. И теперь уже никто не спорит, что школа должна быть не только обучающей, но и воспитывающей”.

По большому счету, учителя школ и не прекращали эту важную для становления молодого гражданина страны работу – воспитывать патриота. Школа не переставала быть местом встречи двух поколений: тех, кто пережил многие невзгоды и накопил жизненный опыт, и только вступающих в жизнь детей и внуков.
Проработав в школе много лет, вижу, сколько сил педагоги отдают не только обучению азам наук, но и воспитанию в наших детях патриотических чувств, гражданских качеств. Тот факт, что сейчас претворяется в жизнь целевая программа патриотического воспитания, имеющая государственную поддержку, вселяет уверенность, что многие общественные и государственные организации более активно будут взаимодействовать со школой, оказывая всестороннюю помощь, в деле воспитания молодых патриотов.
В нашей школе всегда большое внимание уделялось и уделяется вопросом становления гражданственности и патриотизма у подростков. Приходится бороться с нигилизмом юных, проникающим в сознание детей под воздействием отрицательных факторов современной российской жизни. И главная задача, которую мы решаем – воспитать в детях оптимизм и веру в собственные силы, чтобы была в их жизни главная цель – служение своей Отчизне, наполняющее смыслом их существование на этой земле.

Очень перспективным и интересным как для ребят, так и для учителей оказалась программа, предложенная Московским институтом Открытого Образования «Гражданское воспитание в духе культуры мира и миротворчества».
Большинство из нас слышали о деятельности Организации Объединенных Наций, связанной с поддержанием мира или оказанием гуманитарной помощи. Однако далеко не всегда и не столь хорошо известно о многих других аспектах ее деятельности, которые влияют на нашу жизнь.
Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более тридцати связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Миротворческая деятельность ООН является жизненно важным инструментом мира. В 1970 году решением Генеральной Ассамблеи ООН была учреждена Программа добровольцев ООН.

Благодаря поддержке со стороны правительства Москвы и Московской области, МВД РФ, МИДа РФ и Минобороны, к началу 2003 года в России сформировалось социально ориентированное движение юных миротворцев и школ мира.
Чем же занимаются юные миротворцы?
Юные миротворцы оказывают помощь тем, кто не может защитить себя сам. Дают концерты для ветеранов войны и труда, убирают территорию своего микрорайона и школьный двор, собирают вещи для детских приютов и детских домов, отправляют посылки и письма солдатам, служащим в «горячих точках». Юные миротворцы вносят существенный вклад в построение гражданского общества. Одним словом, содействуют созданию такого общества, в котором каждый может почувствовать себя счастливым.
Мы подключились к этой программе три года назад, и, честно признаемся, что сначала не очень ясно представляли нашу роль в миротворческом движении. Но, в декабре, проведя первую декаду добрых дел, приняв участие в Фестивале Российских видов спорта, прошагав вместе с ветеранами дорогами памяти Великой Отечественной войны, ощутили важность миротворческой миссии и уже не мыслим себя без «голубых беретов».

Программа юных миротворцев в школе планируется и проводится самими ребятами. В мероприятиях принимают участие не только отряд юных миротворцев, но и вся школа, включая малышей и учителей. Традиционные конкурсы сочинений, плакатов и рисунков стали тематическими: «Мы рисуем мир», «Война глазами детей», «Моя семья на войне», викторины и экскурсии по истории ВОВ, участие в параде на Красной площади, посвященному годовщине Парада 1941 года, участие в поездках по Рубежам славы, поздравление ветеранов в День защитников Отечества, находящихся на лечении в 20 городской больнице.
При этом участие в миротворческом отряде воспитывает у ребят чувство солидарности и сознание групповой принадлежности, что формирует у ребят ответственность за себя, свои поступки и поступки других, дает им необходимое состояние эмоциональной устойчивости и благополучия.

И, в заключение хочется сказать, что становление молодого человека как личности в современном российском обществе сопряжено со многими сложностями переоценки ценностных ориентаций. Подростки осознают значимость своих семей, родителей и родственников в формировании их самих как личностей с присущими нравственными и духовными ценностями, привитыми родителями и наличием индивидуальности в порывах позиционировать себя как индивидуальность. Общее ценностное представление мира и общества у детей дает им необходимый потенциал для реализации всех положительных черт своей личности через свершение бескорыстных дел на благо социально уязвимых слоев населения (детей-инвалидов, пенсионеров), а также через помощь бездомным четвероногим друзьям и экологии своего города. Понимая свои корни, формируясь как личность, демонстрируя преемственность поколений, подростки в своих душевных порывах демонстрируют при ответах на вопросы все те позитивные ценностные ориентации, которые для них сегодня представляются значимыми в их миропонимании. Эти обстоятельства особенно важно учитывать в организации деятельности детских общественных объединений.

Список использованной литературы:

Источник

Кафедра педагогики

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.

К вопросу о роли детских общественных объединениях в социализации личности подростка

В.Б. Костылева (Пермь)

Задачи социального становления личности ребенка являются важным для любого государства. Особенно это важно для общества в период, когда формируется социальный опыт у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время и в будущем.

В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных объединений, направленных на создание условий для социализации личности подростка. В решении этой проблемы особенное место занимают детские общественные объединения (ДОО), работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей.

Обратимся к понятию «социализация». Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе. Усваивая общественный опыт, человек становится личностью, и приобретает, необходимые для жизни психические качества, знания, умения и навыки, в том числе и способность по-человечески общаться с людьми.

Успешность процесса социализации личности подростка в детском общественном объединении во многом зависит от определения содержания деятельности организации. Отметим, что сущность детского общественного объединения с позиции социальной психологии может быть определена как свойственная данной общности – социальному организму – ценностно-мотивационная основа, авансирующая удовлетворение социальных притязаний ребенка определенного возраста в его реальных взаимоотношениях с материальным миром, с окружающей действительностью, представляющая социальные интересы детей в различных общественных сферах, содействующая полноценному взаиморазвитию личностных качеств и средовых возможностей.

С точки зрения социологии сущность детского общественного объединения можно определить как специфическое социокультурное образование, интегрировано представляющее жизненные ценности детства, реальные возможности обеспечения разносторонних потребностей и интересов ребенка в данном социуме.

Сущность детского объединения с точки зрения педагогики может быть представлена как интегрированная совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнеров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства.

Вышеизложенные дисциплинарные позиции в толковании сущности детских общественных объединений сформулированы в авторском варианте Е. Дмитриенко [1, с. 59].

Говоря о детском общественном объединении, авторы учебного пособия «Педагогика детского движения» Э.Л. Мальцева и Н.М. Костина рассматривают сущность детского общественного объединения, представляя ее так же в трех аспектах [2, с. 36-37].

Социальный аспект проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, включить их через детское общественное объединение в освоение опыта социальных отношений, т.е. направить социализацию ребенка в общественно одобряемом направлении. Через ДОО ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Психологический аспект связан с реализацией стремления детей к общению. ДОО расширяет представления ребенка о себе, способствует реализации идеальных представлений о своей роли, жизненном пути.

Педагогический аспект: ДОО занимает посредническую позицию между детством и обществом, создает условия для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений.

Согласно исследованию О.Д. Чугуновой, включенность в детское общественное объединение позволяет подростку наиболее полно удовлетворить свои социальные потребности, реализовать стремления и интересы, для которых в иных видах детских объединениях в силу их особенностей нет достаточных условий [3, с.63]. Именно в этом состоит роль ДОО в социализации личности подростка.

Стремление подростков к объединению – естественная потребность в этом возрасте, поскольку, объединяясь в группы, подростки стремятся самоутвердиться, самореализоваться.

Детские общественные объединения, по мнению О.Д. Чугуновой, могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивать необходимый уровень самооценки, поддерживать благоприятный социальный статус, служить условием защищенности подростка, восполнять недостаток событийности в жизни [194, с.64].

А.Г. Кирпичник, рассматривая значимость детских общественных объединений в процессе социализации личности подростка, указывает на необходимость детского движения детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.

Полагаем, что детские общественные объединения можно рассматривать в качестве пространства социализации личности подростков.

Под пространством социализации личности подростков нами понимается педагогически освоенная среда, которая создает не только дополнительные, но и новые возможности в социализации личности подростков в детском общественном объединении.

Особое место ДОО в социализации определяется реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации. Воспитательный потенциал детского общественного объединения есть определенная целостность социально-психологических факторов, обуславливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, творчества, саморазвития [4, с. 51].

ДОО является тем социальным институтом, которое способно предоставить подростку возможность самореализации и приобретения опыта участия в различных видах социально значимой деятельности. По мнению исследователей детского движения, принципиально важным для реализации потенциала детского объединения в социализации личности подростков является создание им реальных возможностей для осознания личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем; актуализации и развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечение личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного и межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений ДОО.

Детское общественное объединение предоставляет возможность подросткам широкого и разностороннего включения в систему общественных отношений, организует жизнедеятельность, удовлетворяющую потребность подростка в развитии. По мнению М.Е. Кульпединовой, Д.Н. Лебедева, открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (большие по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обуславливают особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения в социализации личности подростков.

Итак, возможности детского общественного объединения в социализации личности подростков расширяются за счет:

Подчеркнем, что детское общественное объединение создает условия для удовлетворения потребностей, интересов подростков, для конструктивного, творческого взаимодействия. При этом за ребенком остается как право свободного перехода из одного детского общественного объединения в другое, так и право выбора вида деятельности. Сила детских объединений в том, что в них воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации через социальное взаимодействие.

Социальный опыт ребенок получает не только в детском коллективе, но и вне его (в семье, в свободном общении). Однако этот же опыт, приобретаемый в ДОО с его общественно-значимой направленностью, широкими социальными связями, является качественно другим. Он полнее, нежели накопленная сумма конкретных умений и навыков деятельности в обществе и для общества, так как обогащен усвоением коллективных целей и ценностей, приобщением к соответствующим нормам внутриколлективных и межколлективных отношений. Предоставляемая возможность в детском общественном объединении каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие в ДОО субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения; разнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций), являются предпосылками для успешной социализации подростков.

Таким образом, детское общественное объединение, основанное, как правило, на общности интересов детей (а также взрослых), добровольном включении в совместную деятельность для решения конкретных задач, создает условия: для удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми; актуализации возможностей, не востребованных в других сообществах, членом которых он являлся или является; устранения дефицита содержательного общения (разновозрастного в том числе); развития социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, лидерских качеств. Это значительно повышает роль детского общественного объединения как фактора социализации, особенно в настоящее время, когда особенно остро обозначились такие проблемы, как вхождение подростков в социальную среду и трудности адаптации в ней.

Список литературы:

Источник

Исследовательская работа «Роль детских организаций в школьном воспитании»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«РОЛЬ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ»

Выполнила: Нажмудинова Сапият Идрисовна,

Старшая вожатая МКОУ «Кизлярская

гимназия №6 им.А.С. Пушкина»

1.1.Понятие детской организации……………………………………………….8

1.2.Характеристика детских общественных организаций……………………10

1.3.Деятельность детских организаций………………………………………. 16

Глава 2. Школьное воспитание

2.1.Возрождение школьного воспитания………………………………………21

2.2.Детские организации в школе………………………………………………22

2.3. Решение проблем с помощью детских движений и организаций……..24

Глава 3. Методика и анализ результатов исследования о роли детских организаций………………………………………………………………………28

XXI век – век перемен: многое изменилось в последние годы не только в детском общественном движении, но и во всей стране. Конечно, перемены затронули не все – самое лучшее из пионерии прошлых лет переняли современные детские движения. Общественная организация сейчас находит новое и вспоминает старое. Изучение истории детского движения дает возможность увидеть положительное и прогрессивное для использования в наши дни и извлечь уроки из ошибок.

Изучая вопрос прошлого, настоящего и будущего пионерии невольно задумываешься: Что такое время? Что такое прошлое? Настоящее? Будущее? Как связаны между собой эти категории?

Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.

В современных условиях в России и в Дагестане число детских и молодёжных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми.

Дети не хотят вступать в организации по следующим причинам:

Ориентированность вновь создаваемых объединений только на учебно-воспитательные или чисто абстрактные цели;

Жёсткий авторитет руководства со стороны взрослых;

Нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы;

Меня, как руководителя детского общественного объединения «Юные Пушкинцы» заинтересовали следующие вопросы: «Какую же роль играет детские общественные объединения в современном мире?»

Целью работы является определить роль детских организаций в школьном обучении.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятий: детские и юношеские общественные организации;

2. Выявить необходимые педагогические условия, способствующие позитивному формированию личности школьников при взаимодействии школы и общественных организаций;

3. Выявить место, которое занимают детские организации в школьном воспитании;

Гипотеза моего исследования: работа в детском объединении будет более эффективна при реализации условий:

вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные проблемы;

профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить работу детского объединения гимназии №6.

3. Разработать и апробировать программу детского объединения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была проанализирована педагогическая работа с подростками в МКОУ « Кизлярская гимназия №6 ».

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования, а также разработанная программа работы с подростками могут быть использованы педагогами, организаторами детского движения и психологам в учреждениях дополнительного образования.

Актуальность проекта: Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности психологически закономерно присущая подросткам не находит своей позитивной организации.

Глава1. Из истории пионерии…

Пионерская организация – политическая организация для подростков от 9 до 14 лет, существовавшая с 1922 года до 90–х годов 20 века. Днём рождения пионерской организации было 19 мая 1922 года, когда 2-ая Всероссийская конференция комсомола приняла постановление о повсеместном создании пионерских организаций, призванных воспитывать детей в духе коммунистической идеологии. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков стремился воплотить в Пионерской организации позитивные стороны скаутского движения. Именно он предложил назвать детскую организацию пионерской, ввести девиз «Будь готов!».

В 1924 году ей было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Во Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина действовало единое Положение о символах, атрибутах и ритуалах. Символы детской коммунистической организации — пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук и значок, горн, барабан.

В 1925—1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров. Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Издавалась газета — «Пионерская правда». Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальневосточное побережье Тихого океана), всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье) и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР). У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». В августе 1929 г. в Москве проходил 1-й Всесоюзный слёт пионеров, показавший огромную политическую активность Всесоюзная пионерская организация. В 1930 в рапорте 16-му съезду ВКП (б) пионеры сообщали, что они обучили грамоте свыше 1 млн. неграмотных, отправили в подшефные сёла несколько тысяч радиоприёмников, свыше 500 тыс. книг и др. В 30-е гг. в пионерских отрядах развернулось массовое движение юных натуралистов, состоялись всесоюзные экспедиции по изучению природы родного края.

За успехи в учении и общественно полезной деятельности, за героические подвиги и смелые поступки в Книгу почёта Всесоюзная пионерская организация, учреждённую в 1954, занесено (1970) свыше 500 юных пионеров, пионерских отрядов, дружин, городских, областных и республиканских пионерских организаций. Имена пионеров-героев присвоены многим улицам городов и посёлков, школам, теплоходам и др.

К 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона пионеров в более чем 118 тысяч пионерских дружин.

В 1990 году на Х всесоюзном слёте в Артеке Всесоюзная пионерская организация имени Ленина была преобразована в международный Союз пионерских организаций — Федерацию детских организаций. На практике эта трансформация, а также запрет в 1991 году КПСС, роспуск ВЛКСМ и распад СССР подорвали мощь пионерской организации и привели к фактической ликвидации большинства пионерских дружин.

1.1Понятие детской организации.

Данный подход не разъединяет, а объединяет эти понятия и детей, входящих в организации и объединения. Более того, совершенно очевидно, что формально созданы условия взаимодействия, взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимозависимости, т.к. на начальном этапе детская общественная организация может быть во многом охарактеризована как детское общественное объединение. В свою очередь, на более высоком этапе развития детское общественное объединение может перерасти в детскую общественную организацию. По сути, в нашей практике это так и происходило, что позволяет говорить о закономерности и обусловленности процесса, способствующего созданию всесторонних возможностей эффективной самореализации ребенка.

Под самореализацией детей понимается осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия ребенком своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация ребенка как процесс предполагает следующее: идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятие; разнообразное восприятие субъектом чувственно-заданных ситуаций; творческий характер активности субъекта.

Поскольку в детской общественной организации поведение одного ребенка связано с поведением других и взаимодействие в организации определяется мотивами участников, можно ввести понятие “поле самореализации”. По аналогии наблюдаемый процесс самореализации есть функция поля, образуемого взаимозависимыми факторами, влияющими на этот процесс. Изменение условий самореализации детей изменяет их мотивы и их самих; с другой стороны, воздействие на участников процесса самореализации будет влиять на поле самореализации и всю исследуемую систему.

В соответствии с вышесказанным под полем самореализации мы понимаем наличие возможностей для детей реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности, которые представляет им детская общественная организация в процессе организации совместной деятельности, расширения сферы общения, формирования рефлексивной позиции.

Создание поля самореализации предполагает :

организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности детской общественной организации, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации;

оптимизацию стиля взаимоотношений между членами детской общественной организации, между организациями, их лидерами и представителями;

создание в детской общественной организации обстановки сотрудничества и взаимопонимания.

Многое зависит в самореализации и от способа организации общественно значимой деятельности членов детской организации. Между способом организации жизнедеятельности членов детской организации и их удовлетворенностью ее результатами также существует прямая связь и зависимость. Правомерно поэтому говорить и о такой закономерности, как зависимость результатов самореализации от способа организации той деятельности, в процессе которой она осуществлялась.

Ребенок реализует себя не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми. Чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими людьми, тем эффективнее результаты самореализации..

Таким образом, самореализация ребенка в процессе его участия в детской общественной организации зависит во многом от включенности его в социальную деятельность.

Еще сравнительно недавно, все было ясно: в стране существовала одна политическая партия, одна молодежная организация и одна общественная организация, Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Затем грянули кризисные годы, и все изменилось.

Пионерская организация была подвергнута критике за все мыслимые и немыслимые прегрешения. Пионерские организации начиная с рубежа 90-х годов начали активно выдавливать из стен школ и других учреждений системы образования, шел массовый отток из них детей.

В 90-е годы пионерская организация имени В.И.Ленина на Х Всесоюзном слете 1 октября 1990 г.трансформировалась в международный союз детских общественных объединений: Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (СПО-ФДО).

Сохранить и развить, а тем более создать оригинальное общественное объединение детей весьма сложно. Особенно там, где общественному движению детей мало внимание уделяет государство и общество. Более того, в последнее время чаще звучал вопрос, стоит ли вобще этим заниматься. Может быть достаточно будет клубов, кружков, дней самоуправления? Думается, стоит. И прежде всего клуб или кружок не решают всех проблем, связанных с развитием общественной активности детей. Они не могут и не призваны решать вопросы удовлетворения некоторых насущных социальных потребностей детей.

Что же может дать ребенку детское общественное объединение? Многое! Какую роль играет детское объединение в воспитание детей? Выделим главное:

Детское общественное движение поможет включить детей в общественную жизнь, разнообразную социальную деятельность, а значит, может служить средством становления личности подростка.

В детском коллективе проще добиться удовлетворения ряда важных прав, потребностей и интересов детей(например, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей).

Пионерские организации в массе своей стараются сохранить все доброе и славное, все ценное, что было накоплено за 80 лет пионерской организации.

Что же такое быть пионером сегодня?( Далее, учитывая мнения и взрослых, и ребят, высказавших свои мнения по этому вопросу, я буду говорить от третьего лица; все взятие в кавычки формулировки – детские).

Итак, мы считаем, что пионерство – это прежде всего образ жизни человека, это стремление к познанию окружающего мира, к самосовершенствованию… Это желание, чтобы жизнь вокруг становилась «хоть чуть-чуть чище, краше и добрее».

Мы считаем, что главная, стержневая идея воспитания – идея заботы. Бескорыстной заботы об улучшении своей и окружающей жизни, о людях близких и далеких. Современные пионеры помогают престарелым и инвалидам, дружат с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. У нас немало коллективных творческих дел самого разнообразного содержания.

Мы полагаем, что пионер сегодня-это жизненная позиция. Если пионер- значит «первопроходец», то прежде всего «он открывает хорошее в людях, людей для себя и себя для людей». Он готов протянуть руку помощи человеку, родной природе, Отечеству…Он «гражданин своей Родины, которому небезразличны горе, радости народа».

Пионер – это еще и качества личности. «Он добр, честен, щедр и смел» Он первым готов выступить на защиту Правды, Добра, Справедливости…»

Из вышеизложенного можно сделать вывод ….

Главная идея пионерства- бескорыстная забота о людях, о Родине, о природе, о мире. Это забота о самом себе, о собственном человеческом росте.

Я иногда себе задаю вопрос, где же были главные ошибки у пионерской организации? Наверное, ошибки были не у самой организации, а у тех взрослых, которые стояли у руля. Наверное, ошибкой было то, что ВПО сделали сверхмассовой организацией. Не могут все дети быть пионерами и первопроходцами. Другая беда в том, что не учитывались особенности отдельных организаций и регионов. Была одна программа для всех пионерских организаций, ждали, когда дадут указы сверху. Нельзя работать по одной программе в московских школах и отдаленных регионах.

И все же пионерия не погибла. Почему? Да, потому что истоки пионерских организаций следует искать не в «массе», как одно время было. Суть дела в том, что жизнедеятельность пионерских объединений соответствует интересам и потребностям значительной части современных подростков в целом- российскому обществу.

Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных ДОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку.

Как реальность воспитательного пространства подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственным законами.

Детские организации имеют большие воспитательные возможности:

Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.

Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.

Существует широкий спектр различных программ.

1.3. Деятельность детских организаций.

Детские общественные организации – единственный социальный институт общества, объединившись в который, дети обретают статус субъектности и возможность действовать от своего имени и в своих интересах. Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как “само” и “со”. Под “само” понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования, самоутверждения и т.д. И, вместе с тем, “со”, то есть совершаемое совместно с другими, с их помощью: сотрудничество, сотворчество, содружество, сопричастность общему делу, Содействие. Эти “само” и “со” органично сочетаются, помогая друг другу, дополняя друг друга, и фактически отражают такую закономерность: соотношение равенства и взаимодополняемости детской самодеятельности и социально-педагогической поддержки в детской общественной организации.

При этом “со” проявляется здесь в узком и широком понимании: в узком как сотрудничество, сопричастность в рамках самой организации и ее подразделений на базе внутриорганизационных дел, а в широком как сотрудничество в решении вопросов, стоящих перед обществом. Для этого необходима взаимосвязь и координация усилий между детьми и взрослыми “внутри” детской организации и между детской организацией и различными государственными, общественными институтами самого разнообразного профиля.

Все это и определяет позицию взрослого, особенность которой основана на его членстве в детской общественной организации, что гарантирует право участия в решении всех вопросов ее жизни, включая право голоса. Имея равные со всеми права, взрослый все же более авторитетен, его слово в организации часто весомее и значимее в силу имеющегося жизненного опыта; к нему прислушиваются. Его задача убеждать не силой власти, а силой авторитета.

Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь “проб и ошибок”, ребенок научается приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации.

Новый подход к деятельности детских организаций, опирающийся на уважение к ребенку, выявленные закономерности потребовали обоснования новых принципов социализации ребенка в детских организациях, то есть тех основных требований, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.

Социализация ребенка в детской организации предполагает его развитие во взаимодействии с окружающим миром. История детских организаций в стране и в мире показывает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда обеспечивалось включение ребенка в реальные социальные личностно-значимые отношения с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание ребенком самого себя, самореализация и саморазвитие. Учитывая, что социальные отношения существуют объективно, независимо от сознания и участия в них отдельно взятых людей, есть все основания считать включенность детей в социальные личностно-значимые отношения одним из принципов деятельности детской общественной организации.

Личность всегда выступает как исполнитель определенных социальных ролей, которые определяют содержание деятельности человека и требования к ней. Нетрудно заметить, что социальные роли как бы заданы нам обществом, более того, одни из них зафиксированы в официальных документах (правилах для учащихся, правах и обязанностях и т.п.), другие – закреплены в обычаях и традициях, так называемых “неписаных” законах. С возрастом число социальных ролей человека расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и таким образом человек реализует себя. Стремление реализовать себя – общее для всех людей. Стало быть, одним из требований к действиям организаторов детских организаций, а также педагогов, родителей является учет той истины, что в процессе социализации главное предназначение ребенка “выполнить себя”, реализовать себя. Это дает основание сформулировать новый педагогический принцип – принцип самореализации ребенка в детской общественной организации.

Детские общественные организации жизнеспособны, если они рождаются естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои потребности и интересы: познавательные, трудовые, политические, религиозные, экологические и т.д. Чем определенней будет сфера деятельности любого объединения, чем точнее определен круг интересов, которые можно в этом объединении реализовать детям, тем больше шансов у такого объединения стать действительно нужным и полезным для детей, а значит, больше возможностей для существования и развития отношений между ними. Однако этого недостаточно, чтобы детская общественная организация была жизнеспособна. Необходимо обеспечить реализацию принципа саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности детской общественной организации.

Детская организация как предпочитаемый детьми фактор социализации имеет присущие любой общественной организации механизмы управления. Но есть и отличительная особенность: так как детская организация объединяет на равных и детей, и взрослых, то существуют как бы две составляющие механизма – взрослое (педагогическое) управление и детское самоуправление. Найти равнодействующую этих двух составляющих в пользу приоритета детских интересов позволит учет принципа взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

Успешность процесса социализации ребенка в детской организации во многом зависит от определения содержания деятельности детей. В течение всего периода существования пионерской организации предпринималась попытка создать единую, унифицированную программу ее деятельности. Это нашло отражение в работах исследователей детского движения.

Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют ребенку детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб..

Основными условиями личностно-ориентированной социально-педагогической помощи ребенку, по моему мнению, являются:

обеспечение равных стартовых возможностей участия детей в общественной жизни;

свобода и ответственность социального выбора;

ситуации успеха, общественного признания.

В свете вышеизложенного нами дано следующее определение понятия “социализация ребенка в детской общественной организации” – это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.

Выводы по первой главе:

Детское общественное объединение – это способ самореализации детей;

Самореализация ребенка в процессе его участия в детской общественной организации зависит от его включенности в социальную деятельность;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *